Конспект внеклассного мероприятия "Литературная гостиная, посвященная 160-летию со дня рождения Иннокентия Федоровича Анненского"; 11 класс


Конспект внеклассного мероприятия в 11 классе.

Литературная гостиная, посвященная 160- летию со дня рождения Иннокентия Федоровича Анненского.

«Я — слабый сын больного поколенья…»

Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством И. Ф.Анненского.

Задачи:
- расширить знания учащихся о жизни и творчестве И.Ф.Анненского;
- развивать навыки выразительного чтения стихотворения; - формировать творческие способности учащихся;
- воспитывать интерес к русской литературе.

Методы: слово учителя, сообщения учащихся, чтение наизусть стихов, инсценировка.
Материалы и оборудование: портрет писателя, магнитофон, музыкальное сопровождение, костюмы к инсценировке.

Предварительное задание: подготовка сообщения о жизни поэта; чтение стихотворений «В дороге», «Май», «Я люблю», «Я на дне».



Оформление: парты сдвинуты по две, накрыты белыми скатертями, на них свечи; сборники стихов писателя «Тихие песни», «Кипарисовый ларец»; драмы И. Ф.Анненского; журнальный столик, чайник, чашки, диванчик для инсценировки, портрет И.Ф.Анненского.

Ход мероприятия.

Звучит музыка «Гимн Херувим» П.И.Чайковского.

Ведущий 1(учитель зажигает свечу): Свеча – символ человеческой жизни. Она горит изо всех сил, с каждой минутой безвозвратно тая; а пламя ее как человеческая душа. Она трепетна и робка, а свет ее беззащитен и нежен. Одаривая нас своим светом, свеча сгорает дотла, но, пока она горит, нам хорошо рядом с ней: она разделяет нашу боль и нашу радость. 
В этом году особая дата 160 лет со дня рождения великого писателя и мы приглашаем вас, уважаемые зрители, посетить нашу литературную гостиную и окунуться в мир произведений Иннокентия Федоровича Анненского.
Оценить мастерство выразительного чтения и артистизм наших юных талантов будет справедливое жюри в составе уважаемых учителей (жюри занимает место за столом).

Ведущий 2(ученик): Культура Серебряного века породила немало утонченных и сложных, порой редкостных явлений, надолго сохраняющих для нас ореол неразгаданности. Среди них – феномен поэта Иннокентия Анненского. История жизни И.Ф. Анненского не богата событиями, но есть в ней свой драматизм.

Будущий поэт родился 20 августа 1855 года. Приблизительно в пятилетнем возрасте Иннокентий перенёс опасную и длительную болезнь, оставившую след на всю жизнь, - тяжелый сердечный недуг. В гимназии учился хорошо, и в 1875 году поступил в Петербургский университет на историко-филологический факультет. Здесь он занимается успешно, и болезнь в этот период, видимо, отступила. Анненский избрал своей основной специальностью классическую филологию, получив солидную и разностороннюю подготовку, овладел многими языками; кроме французского и немецкого, которые он знал с детства, и латинского и греческого, входивших в гимназическую программу, это были языки английский, итальянский, польский, другие славянские, санскрит, древнееврейский. Петербургский университет Анненский окончил в 1879 году со званием кандидата историко-филологического факультета (оно присваивалось тем выпускникам, которые представляли сочинения на специально избранную тему, признававшееся научно ценным). Огромный запас накопленных знаний, постоянно пополнявшийся в течение всей жизни, сразу нашел применение в дальнейшей педагогической, научной, переводческой, литературно - критической и поэтической деятельности Анненского.

Осенью 1879 г. он, горячо влюбившись, вступает в брак с женщиной много старше его, матерью двух сыновей - подростков от первого брака – Надеждой Валентиновной Хмара - Барщевской. В 1880 г. у четы Анненских родился сын.

Для Иннокентия Федоровича 1880-е годы наполнены интенсивным педагогическим трудом, кроме гимназии Гуревича ещё и в Павловском институте – закрытом среднем учебном заведении для девушек (уроки русской словесности); в 1890 году он приглашен читать лекции по теории словесности на Высших женских (Бестужевских) курсах. В том же десятилетии Анненский выступает с несколькими специальными статьями и рецензиями в научных изданиях, а в 1887 г. помещает в журнале «Воспитание и обучение» две статьи о поэзии Я.П. Полонского и А.К. Толстого. Обе статьи – о поэтах, но посвящены и эстетически - воспитательной задаче, написаны в помощь учителю. Эти публикации приносят их автору известность как ученому - филологу. Начало 1891г. приносит крутой и внешне благоприятный перелом в его служебной судьбе – назначение в Киев на пост директора Коллегии Павла Галагина, закрытого учебного заведения, соответствовавшего четырем старшим классам гимназии. Именно ко времени пребывания Анненского в Киеве относится факт огромного творческого значения: здесь созрел замысел – перевести все трагедии его любимого эллинского драматурга Еврипида, осуществить во вступительных статьях художественный их анализ, дать научный комментарий. Труд этот стал для поэта делом жизни.

Киевский период оказался непродолжительным: он завершился для Анненского конфликтом с почетной попечительницей Коллегии Екатериной Галаган. Педагогические принципы Иннокентия Федоровича, о который из всех имеющихся источников известно, что они отличались гуманностью, широтой, нестандартностью, пришли здесь в столкновение с чуждыми им нормами.

Ведущий 3 (ученик): В 1896 году Анненский был назначен директором Царскосельской гимназии. Этот период – время взлета его таланта. У поэта созревает намерение объединить некоторую часть своей лирики и переводов из французской, немецкой, римской поэзии в книгу. В 1904 г. она выходит под заглавием «Тихие песни» и под псевдонимом «Ник. Т-о». Эти несколько букв входят в имя «Иннокентий», но они прочитываются как местоимение «Никто», которым назвался мудрый Одиссей, чтобы спастись из пещеры циклопа Полифема.

Анненский всегда отстаивал интересы гимназистов, что ещё более настаивало против него начальство из учебного округа. В первые дни 1906 г. он был удален с директорского поста и переведен на должность инспектора Петербургского учебного округа, периодически требовавшую длительных поездок в разные, нередко и отдаленные, города Петербургской и соседних с ней губерний. Для него, человека уже в летах, с больным сердцем, это было тяжело; теперь он был оторван и от общения с молодежью, которое ему было дорого.

Служба, казенщина все более угнетают поэта. Но Анненский по-прежнему литературно деятелен: перевод Еврипида настолько продвинулся, что впору думать о выпуске в свет целого собрания переведенных трагедий и статей о них; он пишет ряд статей о русских прозаиках XIX века и современниках; поэт начинает составлять свою вторую книгу стихов – «Кипарисовый ларец».

В октябре 1909 г. у Анненского созревает решение покинуть службу в учебном округе, и он подает прошение об увольнении от инспекторской должности. Отставка была дана сразу полная. Решение это датировано 20 ноября, и точно неизвестно, успел ли Анненский узнать о результатах своего прошения. 30 ноября 1909 г. в восьмом часу вечера он скоропостижно скончался от паралича сердца на ступенях подъезда Царскосельского вокзала.

Похороны Анненского, собравшие 4 декабря в Царском селе огромную массу народа, показали, насколько он был популярен и любим как человек и как деятель просвещения.

Звучит романс П.И.Чайковского «Осенняя песнь».

Чтец 1(ученик):

«В дороге»

Перестал холодный дождь,

Сизый пар по небу вьется,

Но на пятна нив и рощ

Точно блеск молочный льется.

В этом чаянье утра

И предчувствии мороза

Как у черного костра

Мертвы линии обоза!

Жеребячий дробный бег,

Пробы первых свистов птичьих

И кошмары снов мужичьих

Под рогожами телег.

Тошно сердцу моему

От одних намеков шума:

Все бы молча в полутьму

Уводила думу дума.

Не сошла и тень с земли,

Уж в дыму овины тонут,

И с бадьями журавли,

Выпрямляясь, тихо стонут.

Дед идет с сумой и бос,

Нищета заводит повесть:

О, мучительный вопрос!

Наша совесть... Наша совесть…

Звучит музыка П.И.Чайковского «Средь шумного бала».

Чтец 2(ученик):

«Май»

Так нежно небо зацвело,

А майский день уж тихо тает,

И только тусклое стекло

Пожаром запада блистает.

К нему прильнув из полутьмы,

В минутном млеет позлащеньи

Тот мир, которым были мы...

Иль будем, в вечном превращеньи?

И разлучить не можешь глаз

Ты с пыльно-зыбкой позолотой,

Но в гамму вечера влилась

Она тоскующею нотой.

Над миром, что, златим огнем,

Сейчас умрет, не понимая,

Что счастье искрилось не в нем,

А в золотом обмане мая,

Что безвозвратно синева,

Его златившая, поблекла...

Что только зарево едва

Коробит розовые стекла.

Далее инсценировка. Сценка из трагедии «Царь Иксион».

Предисловие.

Сын Флегии Иксион (царь Гиртона, в Фессалии), женившись на дочери (царя) Деионея Дне, обещал, что отдаст за нее (отцу) богатые дары; но когда Деионей прибыл к нему за этими дарами, то Иксион приказал сделать яму и, затаив там огонь, заложил ее тонкими досками и пеплом. Деионей упал в яму и погиб, а на Иксиона в наказание напала Лисса (богиня безумия), и никто не хотел очистить его ни из богов, ни из людей, потому что он первый убил человека своей филы.

Действие пятое. Явление 12.

На сцену выходит Лисса подходит сзади неслышными шагами и кладет ему руку на плечо.

Лисса: Царь, ждет тебя расплата.

Хочешь - мы уйдем от них?

Тебя я спрячу в черный далекий дом.

Иксион молчит.

Лисса: Мученья ждут тебя,

И вечные, подумай.

Иксион: Что тут думать?

Мне все равно. Не лжет она? Скажи!

Лисса: Она не лжет… Но есть еще спасенье.

Иксион: Быть может, луч надежды, что она солгала?

Лисса: Я думаю… Решайся:

Ириду там я вижу… О, бежим, бежим.

Тебя люблю я, это странно,

Но я тебя люблю…

Иксион (вздрагивая):

Ползи, змея,

В свою нору…Твоих услуг не надо.

Отталкивает ногой. Лисса молча и ни на кого не глядя, уходит.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Мелодия для скрипки».

Чтец 3 (ученик):

«Я люблю»

Я люблю замирание эха

После бешеной тройки в лесу,

За сверканьем задорного смеха

Я истомы люблю полосу.

Зимним утром люблю надо мною

Я лиловый разлив полутьмы,

И, где солнце горело весною,

Только розовый отблеск зимы.

Я люблю на бледнеющей шири

В переливах растаявший цвет...

Я люблю все, чему в этом мире

Ни созвучья, ни отзвука нет.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Ноктюрн».

Чтец 4(ученик):

«Я на дне»

Я на дне, я печальный обломок,
Надо мной зеленеет вода.
Из тяжелых стеклянных потемок Нет путей никому, никуда...
Помню небо, зигзаги полета,
Белый мрамор, под ним водоем,
Помню дым от струи водомета,
Весь изнизанный синим огнем...
Если ж верить тем шепотам бреда,
Что томят мой постылый покой,
Там тоскует по мне Андромеда
С искалеченной белой рукой.

Сценка из трагедии «Фамира - кифаред».

Предисловие.

Сын фракийского царя Филаммона и нимфы Аргиопы Фамира, или Фамирид, прославился своей игрой на кифаре, и его надменность дошла до того, что он вызвал на состязание муз, но был побежден и в наказание лишен глаз и музыкального дара.

Сцена двенадцатая.

С той стороны, куда ушел Фамира, слышны голоса и показывается кифарэд. За ним, причитая, идет Кормилица. Фамира, Нимфа, Кормилица.

Фамира (еще не замечая Нимфы): Да перестань же, право. Если б даже

Она лгала. А для чего, скажи,

Выдумывать ей, няня? Разве сказка

Уж так плоха и очутиться в ней

С таким родством обидно?

Кормилица: Ох, малютка!

Ох, обойдут тебя! Беги от них,

Пока живым не съели.

Видит Нимфу и отступает.

Фамира (тоже видя Нимфу, но спокойно): Нимфа, слышишь?

Умоляющие жесты старухи.

Ты напугала няню. Посмотри же,

Кормилица, в глаза ее... иль там

Найдешь обман и злобу?

Подавая Нимфе руку.

Если в детстве

Ты не дала мне ласки, мать, зато

Я счастием теперь обязан Нимфе

Единственным. Я буду как титан,

Похитивший с небес огонь, но людям

Я дам огонь и чище, и нежней...

Когда ж потом мой сын...

Нимфа (нетерпеливо и отстраняясь): О нет, Фамира,

Загадывать не надо, И зачем

Ты принял бой так спешно?

Фамира (привлекая к себе Нимфу): Иль иначе

Небесный луч мелодии ее

Дойти бы мог до сердца?

Улыбнись же!

Не надо туч - я так тебя люблю,

И всех люблю, и все люблю, что сердцу

И грудь тесна, а звезды жили там,

Эфирные горели выси.

Нимфа, закрывшись, плачет.

Фамира (лаская ее волосы): Знаю,

О чем ты плачешь. Что же делать? Волю

Судьба таит до время. Но тебя

Не упрекну, не думай, дорогая,

За жребий мой - куда бы ни повлек

Дрожащей чаши он. Довольно... Сатир.

Участники кланяются.

Ведущий1(учитель): Так потихоньку сгорела еще одна свеча. Удивительным светом которой мы сумели воспользоваться. Может быть, мы стали хоть чуточку светлей? Кто знает… 

Гаснет свет, звучит музыка П.И.Чайковского «Херувимская песнь».

Слово предоставляется жюри, подводятся итоги конкурса литературной гостиной.

Вручаются грамоты и подарки всем участникам.

























Список использованной литературы.

1. Анненский. И.Ф.Лирика. - 2003

2. Анненский. И.Ф.Драматические произведения. – Лабиринт, 2000

3. Шабрина.С.Б. Литературная гостиная 9-11 классы. Сценарии внеклассных мероприятий вып.2.- 2009

www.kopilkaurokov.ru

www.nsportal.ru

www.az.lib.ru

www.annensky.lib.ru


Полный текст материала Конспект внеклассного мероприятия "Литературная гостиная, посвященная 160-летию со дня рождения Иннокентия Федоровича Анненского"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Валиулова Татьяна Николаевна  Публикатор
08.08.2019 0 2425 40

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК