Конспект урока чтения и развития речи в 5 классе "Б. Житков. Про обезьянку (Часть 1)"
Тема: Б. Житков. Про обезьянку (Часть 1).
Тип: сообщение новых знаний.
Цель: знакомство с произведением Б. Житкова "Про обезьянку" и краткой биографией писателя.
Задачи:
1. образовательные:
- формировать умение читать правильно, выразительно, осознанно, целыми словами, вслух; соблюдать паузы;
- формировать умение анализировать текст художественного произведения, обобщать анализируемый материал;
- формировать умение отвечать на вопросы полным ответом;
- обогащать словарный запас;
2. коррекционно-развивающие:
- развивать артикуляционную моторику;
- развивать внимание, память, логическое мышление;
3. воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: демонстрационный материал - картина с изображением обезьяны; индивидуальный материал - книги для чтения.
Ход урока
- Орг.момент.
- Здравствуйте! Присаживайтесь. Ребята, давайте повторим правила поведения в классе на уроке. Как нужно себя вести на уроке? (Сидим ровно, не отвлекаемся, не разговариваем, не перебиваем друг друга; если хотим задать вопрос или ответить необходимо поднять руку)
- На вопросы отвечаем полным предложением. Произносим слова четко и громко.
- Не забывайте соблюдать эти правила!
Речевая гимнастика.
- Проведем разминку губ и языка, подготовим наш речевой аппарат к правильному и четкому произношению.
- Разомнем губки, можно слегка покусывать. Также разомнем язычок.
- Теперь будем произносить слоги и слова. Сначала прослушайте внимательно, затем четко и внятно повторяем.
па - ба палка - балка
са - за роса - роза
то - до точка - дочка
- Проверка домашнего задания.
- Ребята, какой раздел мы начали с вами изучать? (Раздел "О животных")
- Какое задание было задано на дом? (нарисовать обезьянку)
- Давайте познакомимся с каждой обезьянкой. Сейчас каждый будет выходить к доске по очереди, показывать рисунок и рассказывать о ней.
- Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши рисунки!
- Я тоже нарисовала обезьянку.
- Эту обезьянку зовут Яшка. С обезьянкой приключилась интересная история. Хотите послушать ее?
- Но прежде, чем я начну читать произведение, узнаем его название и познакомимся с автором.
- Постановка целей и задач урока.
- Произведение называется "Про обезьянку". Тема урока так и звучит: "Про обезьянку. Часть 1."
- Написал произведение Борис Степанович Житков.
- Борис Житков был большим другом животных, прекрасно понимал их и очень любил. И животные это хорошо чувствовали своим безошибочным чутьем. Любовь к животным и давала Борису Степановичу способность так замечательно понимать и описывать их в своих рассказах.
- Словарная работа.
- Теперь нам необходимо повторить малоизвестные слова, встречающиеся в произведении.
- Посмотрите на доскую.
- Что значит слово "товарищ"? (человек, связанный с другим общим занятием; друг)
- Слово "жилет"? (верхняя одежда без рукавов)
- Шинель - это
- Как вы понимаете значение слов "сунул за пазуху"? (спрятал под рубашку)
- Значение слова "дорвётся"? (с жадностью набросится)
- Слово "внакладку" означает пить чай,
- Понятие "вприкуску" означает пить чай, .
- Как вы понимаете значение слова "буфет"? (шкаф для хранения посуды, закусок, напитков)
- Слово "давеча" - (устаревшее) синоним "недавно".
- Ребята, а как вы понимаете значение слова "оскал"? (приоткрытый рот с виднеющимися зубами как жест защиты)
- Молодцы! Повторили слова.
- Первичное чтение произведения учителем.
- Сейчас я вам прочитаю интересный рассказ про обезьянку.
- Книги у всех закрыты. Внимательно слушайте!
- Беседа по первичному восприятию.
- Вы прослушали часть рассказа. Ответьте на вопросы.
- Назовите действующие лица произведения (мальчик, обезьяна, товарищ мальчика - Юхименко)
- Как звали обезьянку? (Яшка)
- Как она выглядела? ("...мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки черные...")
- Сейчас мы проверим, как вы внимательно слушали. Посмотрите на мой рисунок и подумайте, что на нем не соответствует описанию обезьянки в произведении? (в произведении обезьянка описана без хвоста, на рисунке он присутствует)
- Как появился Яшка у мальчика? (мальчику отдал обезьянку товарищ Юхименко)
- Молодцы!
Физминутка «Обезьянки»
Рано утром на полянке так резвятся обезьянки:
Левой ножкой: топ, топ! Правой ножкой: топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх, кто поднимет выше всех?
Руки вниз – и наклонились, на пол руки положили.
Встанем, погуляем хорошенько.
А потом мы отдохнем, посидим, читать начнем.
- Предварительное чтение обучающимися вполголоса.
- Ребята, открываем учебники, стр. 107-108. Сейчас глазами просмотрите часть текста, прочитанную мной, выборочно почитайте ее вполголоса, стараемся не мешать друг другу.
- Закончили выполнять задание. Проведем разминку для глаз.
- Глазки крепко закрываем, открываем, поморгаем и учиться продолжаем.
- Аналитическое чтение.
- Теперь каждый из вас по очереди будет читать текст вслух.
- Помним, что читать нужно внятно, выразительно, соблюдая паузы, проговаривая окончания. Внимательно следим за текстом.
- Закрепление и повторение изученного материала.
- Итак, ребята, Вам понравилась данная часть произведения? Что именно понравилось в этой части?
- Какое название у данного произведения? ("Про обезьянку")
- Какие чувства вызывает у вас прочитанная нами часть произведения?
- Давайте вспомним фамилию, имя, отчество автора (Житков Борис Степанович).
- Какие малоизвестные слова из тех, что мы рассматривали на уроке, вам запомнились и что они означают?
- Подведение итогов и оценка знаний.
- Молодцы, ребята! Хорошо сегодня работали!
Оценка качества работы обучающихся в течение урока (с комментированием).
- Задание на дом.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яровенко Светлана Васильевна
→ Публикатор 10.11.2015 0 8327 543 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.