Дислалия
Самая распространенная логопедическая проблема детей, начиная с 4-5 лет и старше. Этот термин обозначает неправильное произношение звуков, иногда двух-трех звуков, а иногда и половины алфавита. Уверенно ставить такое заключение дислалия можно, если:
- у ребенка запас слов пассивного и активного словаря соответствует возрасту;
- он правильно строит фразы и предложения;
- слова согласованы по родам, числам и падежам.
Если кроме дефектного произношения звуков, есть другие нарушения, то речь может идти об общем недоразвитии речи.
Общее недоразвитие речи
Это комплекс разнообразных речевых патологий, выражающийся такими характерными чертами:
- неразвитая связная речь;
- нарушение произношения и дифференциации звуков;
- словарный запас беден и не соответствует возрасту;
- словообразование и словоизменение затруднены.
При общем недоразвитии речи страдают все компоненты системы: фонетика, лексика, грамматика. Такие дети поздно начинают говорить. Они понимают речь окружающих, но сами оформить высказывание не могут.
Имеется три уровня ОНР:
- В наличии отдельные элементы речи, лепетные слова, предложения из одного слова, сокращение сложных слов.
- Речь состоит из коротких фраз, состоящих из 2-3 искаженных слов, с перестановками слогов и несогласованных между собой.
- Нарушено употребление предлогов, окончаний, слоговой структуры сложных слов.
Основные причины таких логопедических проблем у детей — патологическое течение беременности и родовая травма. Они же могут быть причинами следующей патологии речи.
Алалия
Это полное или частичное отсутствие речи, которое вызвано недоразвитием речевой зоны коры головного мозга (зона Вернике и Брока). Алалия бывает одной из двух форм:
- Моторная — речь окружающих ребенку понятна, но он не в состоянии ее воспроизвести;
- Сенсорная — ребенок не в состоянии понять чужую речь.
См. более подробно об алалии.
Дизартрия
При этой логопедической проблеме у детей нарушена иннервация речевого аппарата со стороны центральной нервной системы. Работа органов артикуляции не согласована между собой, речь смазанная, страдает и темп, и ритм, и интонация, и владение голосовыми модуляциями.
Ринолалия
В результате анатомических дефектов или особенностей развития неба, носоглотки, губ звучание фонем приобретает гнусавый оттенок, со своеобразным «носовым» звучанием.
Нарушения темпа и ритма речи
Эти логопедические проблемы детей заметны даже не специалисту. Среди них:
- Тахилалия — ускоренное произношение слов и предложений;
- Брадилалия — замедленное произношение, сопровождаемое такой же внутренней речью (думает такой ребенок тоже медленно);
- Спотыкание — остановки в речи не судорожного характера;
- Заикание — одна из самых тяжело поддающихся коррекции речевых патологий, вызванная судорогами всех отделов речевого аппарата. Причина заикания — неправильное речевое воспитание, психические травмы.
См. более подробно о нарушении темпа и ритма речи.
Нарушения чтения и письма
Эта проблема связана с нарушением обработки звуков и букв головным мозгом. Другие названия этой проблемы
- Дисграфия — замена одних букв другими, перестановка слогов, написание букв в противоположную сторону.
- Дислексия — нарушение речевого слуха, пропуск звуков, искажение окончаний слов, непонимание смысла прочитанного.
См. более подробно о дисграфии и дислексии.
При появлении симптомов логопедических проблем у детей необходима консультация логопеда, психолога, дефектолога, невропатолога.
Об авторе: Иванова Ирина Валентиновна, психолог-дефектолог, опыт работы частным логопедом 10 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.