Ирина Иванова, 06.02.2016 1

Логопедические проблемы детей: обзор


Для того чтобы не упустить наиболее благоприятные моменты для коррекции речи детей с логопедическими проблемами, родителям и педагогам нужно ориентироваться в многообразии этих нарушений. Для начала решения всех этих проблем существует ориентир: чем раньше начнется коррекционная работа, тем проще и быстрее удастся приблизиться к  желаемым результатам. Какие логопедические проблемы могут быть у детей, как их выявить и устранить?


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

Дислалия

Самая распространенная логопедическая проблема детей, начиная с 4-5 лет и старше. Этот термин обозначает неправильное произношение звуков, иногда двух-трех звуков, а иногда и половины алфавита. Уверенно ставить такое заключение дислалия можно, если:

  • у ребенка запас слов пассивного и активного словаря соответствует возрасту;
  • он правильно строит фразы и предложения;
  • слова согласованы по родам, числам и падежам.

Если кроме дефектного произношения звуков, есть другие нарушения, то речь может идти об общем недоразвитии речи.

Общее недоразвитие речи

Это комплекс разнообразных речевых патологий, выражающийся такими характерными чертами:

  • неразвитая связная речь;
  • нарушение произношения и дифференциации звуков;
  • словарный запас беден и не соответствует возрасту;
  • словообразование и словоизменение затруднены.

При общем недоразвитии речи страдают все компоненты системы:  фонетика, лексика, грамматика. Такие дети поздно начинают говорить. Они понимают речь окружающих, но сами оформить высказывание не могут.

Имеется три уровня ОНР:

  • В наличии отдельные элементы речи, лепетные слова, предложения из одного слова, сокращение сложных слов.
  • Речь состоит из коротких фраз, состоящих из 2-3 искаженных слов, с перестановками слогов и несогласованных между собой.
  • Нарушено употребление предлогов, окончаний, слоговой структуры сложных слов.

Основные причины таких логопедических проблем у детей — патологическое течение беременности и родовая травма. Они же могут быть причинами следующей патологии речи.

Алалия

Это полное или частичное отсутствие речи, которое вызвано недоразвитием речевой зоны коры головного мозга (зона Вернике и Брока). Алалия бывает одной из двух форм:

  • Моторная — речь окружающих ребенку понятна, но он не в состоянии ее воспроизвести;
  • Сенсорная — ребенок не в состоянии понять чужую речь.

См. более подробно об алалии.

Дизартрия

При этой логопедической проблеме у детей нарушена иннервация речевого аппарата со стороны центральной нервной системы. Работа органов артикуляции не согласована между собой, речь смазанная, страдает и темп, и ритм, и интонация, и владение голосовыми модуляциями.

Ринолалия

В результате анатомических дефектов или особенностей развития неба, носоглотки, губ звучание фонем приобретает гнусавый оттенок, со своеобразным «носовым» звучанием.

Нарушения темпа и ритма речи

Эти логопедические проблемы детей заметны даже не специалисту. Среди них:

  • Тахилалия — ускоренное произношение слов и предложений;
  • Брадилалия — замедленное произношение, сопровождаемое такой же внутренней речью (думает такой ребенок тоже медленно);
  • Спотыкание — остановки в речи не судорожного характера;
  • Заикание — одна из самых тяжело поддающихся коррекции речевых патологий, вызванная судорогами всех отделов речевого аппарата. Причина заикания — неправильное речевое воспитание, психические травмы.

См. более подробно о нарушении темпа и ритма речи.

Нарушения чтения и письма

Эта проблема связана с нарушением обработки звуков и букв головным мозгом. Другие названия этой проблемы

  • Дисграфия — замена одних букв другими, перестановка слогов, написание букв в противоположную сторону.
  • Дислексия — нарушение речевого слуха, пропуск звуков, искажение окончаний слов, непонимание смысла прочитанного.

См. более подробно о дисграфии и дислексии.

При появлении симптомов логопедических проблем у детей необходима консультация логопеда, психолога, дефектолога, невропатолога.

Об авторе: Иванова Ирина Валентиновна, психолог-дефектолог, опыт работы частным логопедом 10 лет.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 zecker • 11:41, 10.01.2021
Попробуйте методику обучения чтению SLOGY профессора А.Н. Корнева, можно помочь ребенку в домашних условиях
[Материал]