Татьяна Глушакова, 03.12.2016 0

Дислалия: что это такое? Причины, формы, особенности развития дислалии и методы ее устранения


Одной из распространенных речевых патологий, которая диагностируется преимущественно в детском возрасте, является дислалия — это неправильное произношение звуков. Такое заболевание объединяет в себе различные формы нарушения речи, при этом слух и иннервация органов речи остаются сохранными. У многих сложилось ошибочное мнение, что дислалия является переходящей патологией, которая самостоятельно исчезает по мере взросления ребенка. Такое речевое заболевание может диагностироваться и у взрослых пациентов, что может вызывать насмешки окружающих и непонимание произносимой речи.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Формы дислалии

Дислалия может возникать по различным причинам и именно от них зависит диагностирование определенной формы болезни. Специалисты выделяют следующие формы такой речевой патологии:

  • Механическая форма может возникать у взрослых и у детей. В основе ее развития лежит изменения речевого аппарата органического происхождения. Чаще всего произношение неправильной речи связано с некоторыми патологиями языка в виде короткой уздечки и неправильного прикуса. Кроме этого, дефекты речи могут возникать при некоторых возрастных изменениях, например, отсутствие зубов.
  • Функциональная форма развивается при различных нарушениях физического и психического состояния детей, а также под воздействием факторов окружающей среды. Такая форма речевой патологии разделяется на следующие виды:
    • акустико-фонематическая дислалия — плохое произношение связано с недостаточным развитием речевого слуха;
    • артикуляторно-фонематическая дислалия — возникает в том случае, если ребенок не достаточно усвоил правильные положения органов речевого аппарата, которые необходимы для правильного произношения звуков.
    • артикуляторно-фонетическая дислалия — звукопроизношение искажается в результате неправильного усвоения артикуляционных позиций.

В отдельную форму выделяется функциональная дислалия, которая свойственна детям до 5 лет. Такое речевое отклонения не считается патологией и не нуждается в специальной коррекции. В том случаю, если у ребенка нарушена одна группа звуков, то специалисты говорят о простой форме дислалии. При неправильном произношении нескольких звуков проводится коррекционная работа по устранению сложной формы заболевания.

Причины дислалии

Все причины дислалии можно условно разделить на две группы:

  • Органические причины: проблемы с произношением возникают в результате различных аномалий в строении артикуляционного аппарата, которые могут быть врожденного и приобретенного характера. Чаще всего у пациентов диагностируются следующие аномалии:
    • нарушение прикуса;
    • отсутствие зубов;
    • укороченная уздечка верхней губы;
    • расщелина твердого неба;
    • высокий свод неба.
  • Социально-биологические причины проявляются в следующем:
    • ребенок слышит неправильную речь в семье и подражает ей;
    • родители не уделяют необходимого внимания ребенку и не обращают внимания на его запущенную речь;
    • присутствуют проблемы с фонематическим восприятием;
    • снижение слуха;
    • умственная отсталость у ребенка.

Для того чтобы не допустить формирования у ребенка различных речевых отклонений, необходимо с самого рождения контролировать развитее его речи. Ведь именно в дошкольном возрасте происходит закладка основы коммуникативной системы, которая играет важную роль для дальнейшей жизни ребенка. При возникновении у ребенка любых нарушений речи рекомендуется как можно раньше показать его логопеду. Специалист сможет диагностировать форму речевой патологии, причины ее развития и при необходимости назначит необходимое лечение для восстановления правильного звукопроизношения.

Лечение и коррекция дислалии

Чаще всего лечение дислалии предполагает проведение комплексного использования различных методов. Хороший эффект дает использование логопедического массажа и гимнастики, которые сочетаются с игровыми формами обучения. Устранение дислалии проводится в несколько этапов:

  • Подготовительный этап предполагает устранение дефектов в речевом аппарате и проведение работы по улучшению речевой моторики. Для того чтобы подготовить ребенка к правильному произношению звука, важно выработать у него правильное направление воздушной струи и развить мелкую моторику.
  • На втором этапе проводится формирование начальных способностей произношения звуков. Сначала специалист учит ребенка произносить звук изолированно, после чего проводится работа по авторизации его в слогах, словах, предложениях и фразах.
  • Работа на заключительном этапе направлена на безошибочное использование отработанных звуков в общении со сверстниками и взрослыми.

Речь играет важную роль в жизни человека, и для своевременного выявления дислалии важно следить за состоянием речевого аппарата у ребенка и присутствие в нем дефектов строения. Кроме этого, дети склонны подражать речи взрослых, поэтому их звукопроизношение должно быть идеально чистым.

Об авторе: Глушакова Татьяна Владимировна, логопед.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?