Логопедический массаж для детей в домашних условиях: виды и рекомендации по проведению массажа
В каких случаях нужен логопедический массаж
Массаж назначается при следующих логопедических проблемах:
- Задержке речевого развития.
- Разных формах дизартрии, в том числе стертой органической — нарушениях произношения, связанных с ограниченной подвижностью органов речи из-за поражения ЦНС.
- Усиленном слюноотделении (гиперсаливации).
- Спастичности артикуляционных мышц (повышенном тонусе).
- Гипотонии артикуляционной мускулатуры (пониженном тонусе).
- Разных формах заикания.
- Функциональных нарушениях голоса.
- Гиперкинезах (дрожаниях) языка и голосовых связок, нарушениях согласованности движений органов артикуляции.
В зависимости от состояния тонуса мышц логопедический массаж может быть расслабляющим, активизирующим или дифференцированным. Чтобы определить тактику его проведения, сначала необходимо провести диагностику состояния мышц артикуляционной мускулатуры и выяснить логопедический диагноз. Поэтому маме, решившей самой делать логопедический массаж своему ребенку, необходима предварительная консультация специалиста.
Расслабляющий логопедический массаж в домашних условиях
Спастичность артикуляционной мускулатуры выражается постоянным повышением тонуса в мышцах языка и губ, лица и шеи. Она характерна для спастической формы псевдобульбарной дизартрии. Язык ребенка изогнут горкой, напряжен, оттянут назад; губы плотно смыкаются, напряжены; наблюдается ограниченность активных движений языка и губ. Повышение тонуса может быть неявно выраженным (при стертых формах дизартрии), распространяться только на мышцы языка. Во всех этих случаях родителям следует проводить расслабляющий массаж, который выполняется поглаживающими и легкими вибрирующими движениями, не вызывающими болезненных ощущений. Ребенок может лежать на прямой поверхности с валиком под шеей или сидеть на стуле. Для усиления расслабляющего эффекта можно сначала на 5 минут положить на лицо ребенка махровое полотенце, смоченное теплой водой и хорошо отжатое.
Последовательность выполнения
Расслабляем мышцы шеи и плечевого пояса
- Поглаживаем шею обеими руками движениями сверху вниз.
- Вращаем голову ребенка по часовой и против часовой стрелки, одной рукой придерживая шею сзади, другую руку положив на лобно-теменную часть.
- Наклоняем голову ребенка вперед-назад, вправо-влево.
Расслабляем мимическую мускулатуру
- Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие движения по 7-10 раз:
- к вискам от центра лба;
- к волосам от бровей;
- вокруг глаз в разном направлении;
- к вискам от переносицы, проводя пальцами под нижними веками;
- к ушам от уголков губ;
- по лбу, щекам, подбородку и шее;
- к мочкам ушей от крыльев носа.
- Легко пощипываем края нижней челюсти;
- Надавливаем подушечками всех пальцев на лицо от корней волос до подбородка.
Расслабляем мышцы губ
- При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине, обводим губы пальцами.
- Проводим по носогубным складкам сверху вниз.
- Постукиваем область вокруг губ по часовой стрелке.
Расслабляем мышцы языка
- Чтобы расслабить корень языка, сначала выполняем следующие упражнения:
- массируем крайние точки нижней челюсти;
- массируем подчелюстную ямку;
- двигаем язык вправо и влево, затем вперед и назад, захватив его кончик рукой.
- Левой рукой придерживаем язык вне полости рта через марлевую салфетку или чистый носовой платок, правой выполняем массажные движения пальцами рук в аптечных резиновых перчатках, мягкой зубной щеткой или специальными массажными логопедическими зондами:
- расслабляющие поглаживающие движения выполняем от кончика к корню языка вдоль, поперек, по бокам, кругами;
- похлопываем по языку и надавливаем на него;
- поворачиваем и легко потягиваем язык вправо, затем влево.
Активизирующий логопедический массаж в домашних условиях
Пониженный тонус артикуляционных мышц часто сопровождается слабостью скелетных, мимических и жевательных мышц. Он характерен для мозжечковой формы дизартрии. При гипотонусе речевой мускулатуры губы вялые, плотно не смыкаются, язык тонкий, распластанный, может наблюдаться слюнотечение. В этом случае родителям следует проводить активизирующий логопедический массаж с приемами поглаживания в сочетании с растираниями в виде полукружных и спиралевидных движений, разминаниями, сильной вибрацией, постукиваниями.
Последовательность выполнения
Активизируем мимическую мускулатуру
- Одновременно подушечками пальцев обеих рук совершаем поглаживающие и растирающие движения по 7-10 раз:
- к вискам от центра лба;
- к волосам от бровей;
- по бровям;
- вокруг глаз;
- по щекам от крыльев носа к ушам и от подбородка к ушам.
- Ритмично сжимаем подбородок.
- Разминаем скулы и щеки спиралевидными движениями.
- Перетираем щеки, поместив указательный палец во рту, а большой палец на щеке.
- Пощипываем щеки.
Активизируем мышцы губ
- При закрытом или слегка приоткрытом рте поглаживаем верхнюю и нижнюю губу от углов к середине.
- Пощипываем кожу вокруг губ.
- Интенсивно постукиваем вокруг губ.
Активизируем мышцы языка
- При активизирующем массаже языка движения интенсивные, направленные от корня к кончику, в основном используются приемы перетирания и разминания:
- перетираем язык пальцами вдоль, поперек, по спирали сверху вниз.
- сжимаем боковые части.
- пощипываем края.
- похлопываем сверху шпателем или зубной щеткой.
- осуществляем вибрацию кончика языка с помощью деревянного шпателя.
Активизируем мышцы шеи и плечевого пояса
- Растираем боковую поверхность шеи снизу вверх к углам нижней челюсти.
- Растираем заднебоковую поверхность шеи снизу вверх от лопаток до затылка.
- Просим ребенка поворачивать голову вперед-назад вправо-влево, одновременно своей рукой противодействуя этим движениям.
Дифференцированный логопедический массаж в домашних условиях
При смешанном характере нарушений может наблюдаться понижение тонуса в одних группах мышц и повышение в других группах. В этом случае нужно проводить дифференцированный логопедический массаж, сочетающий расслабляющие движения в спастичных мышцах с тонизирующими движениями в области вялых мышц. Врач во время проведения дифференцированного массажа должен внимательно следить за ответной реакцией других групп артикуляционных мышц ребенка и при возникновении в них напряженности снижать активность движений.
Логопедический массаж в домашних условиях при правильном и регулярном проведении позволяет быстро добиться значительных улучшений, хороших результатов при исправлении звукопроизношения. Однако родителям детей со сложными речевыми нарушениями следует помнить, что коррекционная работа отнюдь не ограничивается логопедическим массажем, даже самым качественным, ведется в разных направлениях, поэтому детям обязательно требуется помощь квалифицированных специалистов.
Данная статья не может быть руководством к действию, только лечащий врач может назначить лечение и обучить приемам выполнения упражнений.
Об авторе: Лавицкая Ольга Викторовна, учитель-дефектолог в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в Бресте, Беларусь. Опыт работы логопедом в детском саду для детей с тяжелыми нарушениями речи тоже в Бресте и учителем-логопедом в детском доме под Выборгом,. Образование: дефектологический факультет РГПУ им. Герцена в Санкт-Петербурге.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.