Внеклассное мероприятие по математике "Математическая игра "Рыцарский турнир"


Задания для команды болельщиков

I тур

1. В какой стране впервые математики начали использовать отрицательные числа?

2. Какой из разделов математики зародился в Индии?
3. Является ли Авиценна математиком-выходцем из Древней Греции?
4. Кто из великих математиков носил прозвище Фибоначчи?
5. Кто автор знаменитой книги «Арифметика, сиречь наука числительная»?
6. Кто из европейских ученых обрел в России вторую родину и проработал в Петербургской академии наук более 30 лет?
7. Как называлась главная башня средневекового замка?
8. Какое число нужно увеличить в 15 раз и получить 15?
9. Две монашки пошли в церковь и прошли 60 вёрст. Сколько вёрст прошла каждая, если они шли с одинаковой скоростью?
10. Как называли странствующих актеров средневековья?

Ответы

  1. Китай

  2. Тригонометрия

  3. Нет

  4. Леонардо Пизанский

  5. Л.Ф. Магницкий

  6. Л.Эйлер

  7. Донжон

  8. 1

  9. 60 верст

  10. Жонглёры



Задания для команды болельщиков

II тур

1. Что на Руси раньше называли " ломаными числами"?

2. Как называют все работы зависимого крестьянина в хозяйстве феодала?
3. Какие числа появились в результате счета?
4. Как обычно именовали жителей средневековых городов?
5. Какая наука гласит о числах, их свойствах и действиями над нами?
6. Как по-другому называли младших феодалов?
7. Что в переводе означается слово "функция"?
8. Какая наука изучает гербы?
9. Как называется независимая переменная?
10. Как называли распорядителя на рыцарских турнирах?


Ответы:

  1. Дроби

  2. Барщина

  3. Натуральные

  4. Бюргеры

  5. Арифметика

  6. Вассал

  7. Зависимость

  8. Геральдика

Задания для команды болельщиков

III тур

1. Как называли Высший дворянский титул средние века?

2.Кто автор знаменитой книги «Начала»?
3. Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получить число, большее двух и меньшее трех?
4. Какое название имеет английская мера земельной площади?
5. Какая разница между числом и цифрой?
6. В честь какого математика средник веков в 1935 году назвали кратер на луне?
7. Кто является автором учебников «Практическая геометрия» и «Книга квадратов»?
8. Как можно назвать знак государства, города или рода?
9.Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел.

10.Как называют отрезок, соединяющий две точки окружности?



Ответы:

  1. Герцог

  2. Евклид

  3. Запятую (2,3)

  4. Акр

  5. Цифр 10, чисел бесконечно много

  6. Роджер Бекон

  7. Леонардо Фибоначчи

  8. Герб

  9. 100 и 1000000

  10. Хорда



Дополнительное задание команде болельщиков


1. Как называется уравнение второй степени?

2. Как называлась грамота об отпускании грехов, продаваемая католическими священниками за деньги?

3. Как называется равенство с переменной?

4. Как по-другому в средние века называли старшего феодала?

5. Назовите одну сотую часть числа

6. Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?

7. Как называлось место для проведения рыцарских турниров в средние века?

8. Кто ввел прямоугольную систему координат?

9. Назовите основателя геометрии?

10. Назовите главное богатство в Средние века?

Ответы:

  1. Квадратное

  2. Индульгенция

  3. Уравнение

  4. Сеньор

  5. 1%

  6. 2+2=2•2

  7. Ристалище

  8. Рене Декарт

  9. Евклид

  10. Земля





Задания для команды болельщиков

I тур

1. В какой стране впервые математики начали использовать отрицательные числа?

2. Какой из разделов математики зародился в Индии?
3. Является ли Авиценна математиком-выходцем из Древней Греции?
4. Кто из великих математиков носил прозвище Фибоначчи?
5. Кто автор знаменитой книги «Арифметика, сиречь наука числительная»?
6. Кто из европейских ученых обрел в России вторую родину и проработал в Петербургской академии наук более 30 лет?
7. Как называлась главная башня средневекового замка?
8. Какое число нужно увеличить в 15 раз и получить 15?
9. Две монашки пошли в церковь и прошли 60 вёрст. Сколько вёрст прошла каждая, если они шли с одинаковой скоростью?
10. Как называли странствующих актеров средневековья?



Задания для команды болельщиков

II тур

1. Что на Руси раньше называли " ломаными числами"?

2. Как называют все работы зависимого крестьянина в хозяйстве феодала?
3. Какие числа появились в результате счета?
4. Как обычно именовали жителей средневековых городов?
5. Какая наука гласит о числах, их свойствах и действиями над нами?
6. Как по-другому называли младших феодалов?
7. Что в переводе означается слово "функция"?
8. Какая наука изучает гербы?
9. Как называется независимая переменная?
10. Как называли распорядителя на рыцарских турнирах?






Задания для команды болельщиков

III тур



1. Как называли Высший дворянский титул средние века?

2.Кто автор знаменитой книги «Начала»?
3. Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получить число, большее двух и меньшее трех?
4. Какое название имеет английская мера земельной площади?
5. Какая разница между числом и цифрой?
6. В честь какого математика средник веков в 1935 году назвали кратер на луне?
7. Кто является автором учебников «Практическая геометрия» и «Книга квадратов»?
8. Как можно назвать знак государства, города или рода?
9.Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел.

10.Как называют отрезок, соединяющий две точки окружности?


Дополнительное задание команде болельщиков


1. Как называется уравнение второй степени?

2. Как называлась грамота об отпускании грехов, продаваемая католическими священниками за деньги?

3. Как называется равенство с переменной?

4. Как по-другому в средние века называли старшего феодала?

5. Назовите одну сотую часть числа

6. Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?

7. Как называлось место для проведения рыцарских турниров в средние века?

8. Кто ввел прямоугольную систему координат?

9. Назовите основателя геометрии?

10. Назовите главное богатство в Средние века?




Задачи и решения для жюри.

Критерии оценивания:

Баллы

Правильность (ошибочность) решения

7

Полное верное решение.

6–7

Верное решение, но имеются небольшие недочёты, в целом не влияющие на решение.

5–6

Решение в целом верное. Однако оно содержит ошибки, либо пропущены случаи, не влияющие на логику рассуждений.

3–4

В том случае, когда решение задачи делится на две равноценные части—решение одной из частей.

2–3

Доказаны вспомогательные утверждения, помогающие в решении задачи.

0–1

Рассмотрены отдельные случаи при отсутствии решения.

0

Решение неверное, продвижения отсутствуют.

0

Решение отсутствует.





Задачи 2 – го поединка «Хитроумные головоломки» (время – 15 минут)

Задача 1.

Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?”


Решение:

1.Сначала надо перевезти козу.

2. Потом вернуться на берег, где остался волк с капустой, и забрать его.

3. Доставить волка на берег, где уже находится коза, высадить его там, но опять принять на борт козу.

4.Вместе с ней приплыть на берег, где осталась капуста. Там козу высадить, капусту забрать.

5. Отвезти кочан к волку.

6. Потом вернуться за козой и уже доставить ее на тот берег, где находятся волк и капуста.

Задача 2.

Два человека купили на 100 сольдо свиней и платили за каждые 5 штук по два сольдо. Свиней они разделили, продали опять каждые пять штук по 2 сольдо и при этом получили прибыль. Как это могло случиться?


Решение:

Поступили так: на 100 сольдо было куплено 250 свиней; их разделили на два равных стада по 125 свиней в каждом; далее отдавали из первого стада по 2 и из второго по 3 за один сольдо, за 120 свиней первого стада получили 60 сольдо, за 120 свиней второго стада - 40 сольдо и по 5 свиней каждого стада остаются в качестве прибыли.

Задачи 3 – го поединка (время – 15 минут)

Задача (Леонардо Пизанского) (7 баллов)

  Если первый человек получит от второго 7 денариев, то станет в пять раз богаче второго, а если второй человек получит от первого 5 денариев, то станет в семь раз богаче первого. Сколько денег у каждого?



Ответ: 7 и 9 денариев.

Решение:

Обозначив буквами x и y количество денег, имеющихся у первого и у второго человека, получим систему

х=5(y -7) – 7,

х=5y – 42.

Подставляем найденное значение во второе уравнение: у+5=35y - 329

- 36y= - 334 ;

y = 9 14/17 ,

x = 7 2/17. 

Задачи 4 – го «Решающего поединка» (время – 15 минут)

Задача 1. Брахмагупты (около 600 г.)

(7 баллов)

Слон, слониха и слонёнок пришли напиться к озеру, чтобы напиться воды. Слон может выпить озеро за 3ч, слониха - за 5ч, а слонёнок - за 6ч. За сколько времени они все вместе выпьют озеро?

Ответ: 1 часа.

Решение:

Примем объём озера за единицу. Тогда за 1 час слон выпьет 1/3 часть озера, слониха – 1/5 часть, а слонёнок – 1/6 часть. Все вместе, они выпьют за час 1/3 + 1/5 + 1/6 часть озера, что составляет (приводя дроби к общему знаменателю):
10/30 + 6/30 + 6/30 = 21/30 или 7/10 частей озера.
Следовательно, всё озеро будет выпито семьёй слонов за 1: 7/10 = 10/7 или 1 и 3/7 часа.

Старинная задача 2. (Индия, XI в.) (7 баллов)

Есть кадамба цветок,

На один лепесток

Пчелок пятая часть опустилась.

Рядом тут же росла

Вся в цвету сименгда

И на ней третья часть поместилась. Разность их ты найди,

Ее трижды сложи

И тех пчел на Кутай посади.

Лишь одна не нашла

Себе места нигде

Все летала то взад, то вперед и везде Ароматом цветов наслаждалась.

Назови теперь мне,

Подсчитавши в уме,

Сколько пчелок всего здесь собралось.

Ответ: 30 пчелок

1)1\3 -1\5 =2\15
2) 2\15 * 3=6\15
3) 1\5 + 1\3 + 6\15=14\15
4) 1 -14\15=1\15 это 2 пчелки
5)14 *2 +2=30 всего пчелок



КОРОЛЬ ДЖОН И ЕПИСКОП


Послушайте повесть минувших времен

О доблестном принце по имени Джон.

Судил он и правил с дубового трона,

Не ведая правил, не зная закона.

Послушайте дальше. Сосед его близкий

Был архиепископ Кентерберийский.

Он жил-поживал, не нуждаясь ни в чем,

И первым в народе прослыл богачом.

Но вот за богатство и громкую славу

Зовут его в Лондон на суд и расправу.

Везут его ночью к стене городской,

Ведут его к башне над Темзой-рекой.

- Здорово, здорово, смиренный аббат.

Получше меня ты живешь, говорят.

Ты нашей короне лукавый изменник.

Тебя мы лишаем поместий и денег!

Взмолился епископ: - Великий король,

Одно только слово сказать мне позволь.

Всевышнему богу и людям известно,

Что трачу я деньги, добытые честно!

- Не ври понапрасну, плешивый аббат,

Для всякого ясно, что ты виноват,

И знай: навсегда твоя песенка спета,

Коль на три вопроса не дашь мне ответа.

Вопросы такие: Когда я на троне

Сижу в золотой королевской короне,

А справа и слева стоит моя знать, -

Какая цена мне, ты должен сказать.

Потом разгадай-ка загадку другую:

Как скоро всю землю объехать могу я.

А в-третьих, сказать без запинки изволь:

Что думает твой милосердный король.

Аббат растерялся: - Спаси и помилуй!

Задачи твои мудрецам не под силу.

Ума же немного в моей голове...

Хоть дай на раздумье недели мне две!

- Согласен, отец мой! Даю две недели-

И столько же будет душа в твоем теле!

Коль мне не ответишь ты в пару недель,

Лишишься ты жизни, добра и земель.

Вот едет епископ, рассудком нетверд.

Заехал он в Кембридж, потом в Оксенфорд.

Увы, ни один богослов и философ

Ему не решил королевских вопросов.

Проездил епископ одиннадцать дней

И встретил за мельницей стадо свиней.

Пастух поклонился учтиво и низко

И молвил: - Что слышно, хозяин епископ?

- Печальные вести, пастух, у меня:

Гулять мне на свете осталось три дня.

Коль на три вопроса не дам я ответа,

Вовеки не видеть мне белого света!

- Во-первых, когда его светлость на троне

Сидит в золотой королевской короне

И справа и слева стоит его знать, -

Как много он стоит, я должен сказать.

Затем от меня он желает ответа,

Как скоро он мог бы объехать вкруг света.

А в-третьих, сказать ему точно изволь,

Что думает он - его милость король?

- Милорд, не печалься, бывает и так,

Что умным в беде помогает дурак.

Давай-ка мне посох, кольцо и сутану,

И я за тебя перед троном предстану.

Ты - знатный епископ, а я - свинопас,

Но в детстве, мне помнится, путали нас.

Прости мою дерзость, твое преподобье,

Но все говорят, что мое ты подобье!

- Мой верный пастух, я тебе отдаю

И посох, и рясу, и митру мою.

Да будет с тобою премудрость господня.

Но только смотри, отправляйся сегодня!

Вот прибыл пастух в королевский дворец.

- Здорово, здорово, смиренный отец,

Тебя во дворце я давно поджидаю.

Садись - я загадки тебе загадаю.

А ну-ка послушай: когда я на троне

Сижу в золотой королевской короне,

А справа и слева стоит моя знать, -

Какая цена мне, ты должен сказать!

- Изволь, я скажу, государь-повелитель:

За тридцать лишь пенсов был продан Спаситель,

За милость твою двадцать девять я дам,

На пенс ты дешевле, - ты знаешь и сам.

Король усмехнулся: -Вот ловкий пройдоха!

На первый вопрос ты ответил неплохо.

Теперь догадайся: как скоро верхом

Могу я всю землю объехать кругом.

- Чуть солнце взойдет, поезжай понемногу

И следом за солнцем скачи всю дорогу,

Пока не вернется оно в небеса, -

Объедешь ты в двадцать четыре часа!

Король засмеялся: - Неужто так скоро?

С тобой согласиться я должен без спора.

Теперь напоследок ответить изволь:

Что думает твой милосердный король.

- Что ж! - молвил пастух, поглядев простовато, -

Ты думаешь, сударь, что видишь аббата,

Меж тем пред тобой его бедный пастух...

Прости заодно и помилуй нас двух!

Король рассмеялся. - Клянусь тебе мессой!

Отныне аббатом ты будешь, повеса.

- Прости, государь, но позволь мне сказать,

Что я отродясь не учился читать!

- За то, что задачи решил ты занятно,

С моим кошельком поезжай ты обратно.

За шутку твою и аббат твой прощен...

Пусть ведают люди, как милостив Джон!




Оценочный лист

Критерии оценивания конкурса «Геральдика»(д/з, условие связать герб школы с математикой средневековья, защитить):

Содержание - максимум 2 балла

Оформление - максимум 1 балла

Креативность – максимум 2 балла

Защита – максимум 2 балла



Количество баллов

Название поединка

СШ №1

СШ №2

СШ №3

СШ №4

СШ №5

СШ №9

«Геральдика»







«Хитроумные головоломки»







«Схватка умов»







«Решающий поединок»







Итого








Ф.И.О. члена жюри________________________________________________________________________________

Задания для команды болельщиков

I тур

1. В какой стране впервые математики начали использовать отрицательные числа?

2. Какой из разделов математики зародился в Индии?
3. Является ли Авиценна математиком-выходцем из Древней Греции?
4. Кто из великих математиков носил прозвище Фибоначчи?
5. Кто автор знаменитой книги «Арифметика, сиречь наука числительная»?
6. Кто из европейских ученых обрел в России вторую родину и проработал в Петербургской академии наук более 30 лет?
7. Как называлась главная башня средневекового замка?
8. Какое число нужно увеличить в 15 раз и получить 15?
9. Две монашки пошли в церковь и прошли 60 вёрст. Сколько вёрст прошла каждая, если они шли с одинаковой скоростью?
10. Как называли странствующих актеров средневековья?



Задания для команды болельщиков

II тур

1. Что на Руси раньше называли " ломаными числами"?

2. Как называют все работы зависимого крестьянина в хозяйстве феодала?
3. Какие числа появились в результате счета?
4. Как обычно именовали жителей средневековых городов?
5. Какая наука гласит о числах, их свойствах и действиями над нами?
6. Как по-другому называли младших феодалов?
7. Что в переводе означается слово "функция"?
8. Какая наука изучает гербы?
9. Как называется независимая переменная?
10. Как называли распорядителя на рыцарских турнирах?






Задания для команды болельщиков

III тур



1. Как называли Высший дворянский титул средние века?

2.Кто автор знаменитой книги «Начала»?
3. Какой знак нужно поставить между 2 и 3, чтобы получить число, большее двух и меньшее трех?
4. Какое название имеет английская мера земельной площади?
5. Какая разница между числом и цифрой?
6. В честь какого математика средник веков в 1935 году назвали кратер на луне?
7. Кто является автором учебников «Практическая геометрия» и «Книга квадратов»?
8. Как можно назвать знак государства, города или рода?
9.Назовите два числа, у которых количество цифр равно количеству букв, составляющих название каждого из этих чисел.

10.Как называют отрезок, соединяющий две точки окружности?


Дополнительное задание команде болельщиков


1. Как называется уравнение второй степени?

2. Как называлась грамота об отпускании грехов, продаваемая католическими священниками за деньги?

3. Как называется равенство с переменной?

4. Как по-другому в средние века называли старшего феодала?

5. Назовите одну сотую часть числа

6. Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?

7. Как называлось место для проведения рыцарских турниров в средние века?

8. Кто ввел прямоугольную систему координат?

9. Назовите основателя геометрии?

10. Назовите главное богатство в Средние века?

Задачи 2 поединка «Хитроумные головоломки»:

1) “Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?”(5 баллов)

2) Два человека купили на 100 сольдо свиней и платили за каждые 5 штук по два сольдо. Свиней они разделили, продали опять каждые пять штук по 2 сольдо и при этом получили прибыль. Как это могло случиться? (7 баллов)

Задачи 2 поединка «Хитроумные головоломки»:

1) “Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?”(5 баллов)

2) Два человека купили на 100 сольдо свиней и платили за каждые 5 штук по два сольдо. Свиней они разделили, продали опять каждые пять штук по 2 сольдо и при этом получили прибыль. Как это могло случиться? (7 баллов)

Задачи 2 поединка «Хитроумные головоломки»:

1) “Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?”(5 баллов)

2) Два человека купили на 100 сольдо свиней и платили за каждые 5 штук по два сольдо. Свиней они разделили, продали опять каждые пять штук по 2 сольдо и при этом получили прибыль. Как это могло случиться? (7 баллов)

Задачи 2 поединка «Хитроумные головоломки»:

1) “Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?”(5 баллов)

2) Два человека купили на 100 сольдо свиней и платили за каждые 5 штук по два сольдо. Свиней они разделили, продали опять каждые пять штук по 2 сольдо и при этом получили прибыль. Как это могло случиться? (7 баллов)

Задачи 2 поединка:

1) “Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?”(5 баллов)

2) Два человека купили на 100 сольдо свиней и платили за каждые 5 штук по два сольдо. Свиней они разделили, продали опять каждые пять штук по 2 сольдо и при этом получили прибыль. Как это могло случиться? (7 баллов)

Задачи 2 поединка «Хитроумные головоломки»:

1) “Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?”(5 баллов)

2) Два человека купили на 100 сольдо свиней и платили за каждые 5 штук по два сольдо. Свиней они разделили, продали опять каждые пять штук по 2 сольдо и при этом получили прибыль. Как это могло случиться? (7 баллов)

Задачи 2 поединка «Хитроумные головоломки»:

1) “Крестьянину нужно перевезти через реку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться только крестьянин, а с ним или один волк, или одна коза, или одна капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?”(5 баллов)

2) Два человека купили на 100 сольдо свиней и платили за каждые 5 штук по два сольдо. Свиней они разделили, продали опять каждые пять штук по 2 сольдо и при этом получили прибыль. Как это могло случиться? (7 баллов)

Задача для поединка «Схватка умов».

(Леонардо Пизанского)

  Если первый человек получит от второго 7 денариев, то станет в пять раз богаче второго, а если второй человек получит от первого 5 денариев, то станет в семь раз богаче первого. Сколько денег у каждого? (7 баллов)

Задача для поединка «Схватка умов».

(Леонардо Пизанского)

  Если первый человек получит от второго 7 денариев, то станет в пять раз богаче второго, а если второй человек получит от первого 5 денариев, то станет в семь раз богаче первого. Сколько денег у каждого? (7 баллов)

Задача для поединка «Схватка умов».

(Леонардо Пизанского)

  Если первый человек получит от второго 7 денариев, то станет в пять раз богаче второго, а если второй человек получит от первого 5 денариев, то станет в семь раз богаче первого. Сколько денег у каждого? (7 баллов)

Задача для поединка «Схватка умов».

(Леонардо Пизанского)

  Если первый человек получит от второго 7 денариев, то станет в пять раз богаче второго, а если второй человек получит от первого 5 денариев, то станет в семь раз богаче первого. Сколько денег у каждого? (7 баллов)

Задача для поединка «Схватка умов».

(Леонардо Пизанского)

  Если первый человек получит от второго 7 денариев, то станет в пять раз богаче второго, а если второй человек получит от первого 5 денариев, то станет в семь раз богаче первого. Сколько денег у каждого? (7 баллов)

Задача для поединка «Схватка умов».

(Леонардо Пизанского)

  Если первый человек получит от второго 7 денариев, то станет в пять раз богаче второго, а если второй человек получит от первого 5 денариев, то станет в семь раз богаче первого. Сколько денег у каждого? (7 баллов)

Задача для поединка «Схватка умов».

(Леонардо Пизанского)

  Если первый человек получит от второго 7 денариев, то станет в пять раз богаче второго, а если второй человек получит от первого 5 денариев, то станет в семь раз богаче первого. Сколько денег у каждого? (7 баллов)

Задача для поединка «Схватка умов».

(Леонардо Пизанского)

  Если первый человек получит от второго 7 денариев, то станет в пять раз богаче второго, а если второй человек получит от первого 5 денариев, то станет в семь раз богаче первого. Сколько денег у каждого? (7 баллов)

Задача для поединка «Схватка умов».

(Леонардо Пизанского)

  Если первый человек получит от второго 7 денариев, то станет в пять раз богаче второго, а если второй человек получит от первого 5 денариев, то станет в семь раз богаче первого. Сколько денег у каждого? (7 баллов)

Задача для поединка «Схватка умов».

(Леонардо Пизанского)

  Если первый человек получит от второго 7 денариев, то станет в пять раз богаче второго, а если второй человек получит от первого 5 денариев, то станет в семь раз богаче первого. Сколько денег у каждого? (7 баллов)





Задачи для «Решающего поединка».

Задача 1. Брахмагупты (около 600 г.) Слон, слониха и слонёнок пришли напиться к озеру, чтобы напиться воды. Слон может выпить озеро за 3ч, слониха - за 5ч, а слонёнок - за 6ч. За сколько времени они все вместе выпьют озеро?


Задача 2. (Индия, XI в.)

Есть кадамба цветок,

На один лепесток

Пчелок пятая часть опустилась.

Рядом тут же росла

Вся в цвету сименгда

И на ней третья часть поместилась.

Разность их ты найди,

Ее трижды сложи

И тех пчел на Кутай посади.

Лишь одна не нашла

Себе места нигде

Все летала то взад, то вперед и везде

Ароматом цветов наслаждалась.

Назови теперь мне,

Подсчитавши в уме,

Сколько пчелок всего здесь собралось.

Задачи для «Решающего поединка».

Задача 1. Брахмагупты (около 600 г.) Слон, слониха и слонёнок пришли напиться к озеру, чтобы напиться воды. Слон может выпить озеро за 3ч, слониха - за 5ч, а слонёнок - за 6ч. За сколько времени они все вместе выпьют озеро?


Задача 2. (Индия, XI в.)

Есть кадамба цветок,

На один лепесток

Пчелок пятая часть опустилась.

Рядом тут же росла

Вся в цвету сименгда

И на ней третья часть поместилась.

Разность их ты найди,

Ее трижды сложи

И тех пчел на Кутай посади.

Лишь одна не нашла

Себе места нигде

Все летала то взад, то вперед и везде

Ароматом цветов наслаждалась.

Назови теперь мне,

Подсчитавши в уме,

Сколько пчелок всего здесь собралось.

Задачи для «Решающего поединка».

Задача 1. Брахмагупты (около 600 г.) Слон, слониха и слонёнок пришли напиться к озеру, чтобы напиться воды. Слон может выпить озеро за 3ч, слониха - за 5ч, а слонёнок - за 6ч. За сколько времени они все вместе выпьют озеро?


Задача 2. (Индия, XI в.)

Есть кадамба цветок,

На один лепесток

Пчелок пятая часть опустилась.

Рядом тут же росла

Вся в цвету сименгда

И на ней третья часть поместилась.

Разность их ты найди,

Ее трижды сложи

И тех пчел на Кутай посади.

Лишь одна не нашла

Себе места нигде

Все летала то взад, то вперед и везде

Ароматом цветов наслаждалась.

Назови теперь мне,

Подсчитавши в уме,

Сколько пчелок всего здесь собралось.





ПОЛОЖЕНИЕ

о Математической игре

для обучающихся 8 –х КЛАССОВ ШКОЛ города Мегиона

«РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР»



  1. Общие положения

    1. Математическая игра «Рыцарский турнир» (далее Турнир) организуется и проводится на базе МБОУ «СОШ №1» г. Мегиона в рамках предметной недели по математике.

    2. Основными целями математического турнира являются:

  • выявление, поддержка и развитие интеллектуального и творческого потенциала обучающихся общеобразовательных учреждений;

  • стимулирование познавательной активности интереса обучающихся к изучению математики;

  • создание условий для развития творческих способностей и интереса к математическим дисциплинам;

  • формирование универсальных учебных действий обучающихся по математике во внеурочной деятельности;

  • повышение математической культуры обучающихся.

    1. Дата проведения турнира 19 февраля 2015 года в 14.00

  1. Участники Турнира

    1. Участниками Турнира являются обучающиеся 8 классов общеобразовательных учреждений города Мегиона.

    2. Команда состоит из 5 участников (мальчиков). Команду сопровождает 1 руководитель.

    3. Команда болельщиков состоит из 10 человек.


3. Порядок организации и проведения Турнира

3.1. Для участия в Турнире каждая команда направляет заявку на участие согласно приложению 1 до 14.02.2015 года в МБОУ «СОШ №1» по адресу г.Мегион ул.Свободы, д.6 или по тел./факс. 8(34643) 3-13-96, учитель математики Киреева Анна Леонидовна.

3.2. Турнир включает в себя командные соревнования в четырех конкурсах.

3.3. Каждая команда должна подготовить домашнее задание к конкурсу – герб команды и его описание. Символика герба команды должна быть связана с математикой Средневековья.

3.4. В состав жюри Турнира могут входить:

  • представители Департамента образования и молодежной политики администрации г.Мегиона;

  • учителя математики общеобразовательных учреждений г.Мегиона.

3.5. Жюри Турнира осуществляет следующие функции:

  • проверяет и оценивает работы участников Турнира;

  • определяет победителей и призеров Турнира.

3.6. Координатором проведения турнира является учитель математики МБОУ «СОШ №1» Киреева Анна Леонидовна, тел. 89825040543.

  1. Подведение итогов Турнира и награждение

4.1. Итоги подводятся жюри по окончании каждого конкурса Турнира.

4.2. Общий итог участия команд в Турнире определяются по сумме баллов, набранных во всех конкурсах Турнира.

4.3. Победителями и призерами Турнира признаются команды, занявшие первое, второе и третье места.

4.4. Победители и призеры Турнира награждаются дипломами.

  1. Состав жюри турнира

1. Любченко Ольга Валерьевна – заместитель руководителя ММЦ г. Мегиона.

2. Федосова Светлана Казимировна – заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 1».

3. Хайржанова Ольга Николаевна – руководитель ГМО учителей математики, учитель математики МБОУ «СОШ № 1».

4. Николаева Людмила Владимировна – учитель математики МБОУ «СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов».

5. Якубюк Наталья Вадимовна – учитель математики МАОУ «СОШ № 9».


  1. Организационный комитет по проведению Турнира

1. Федосова Светлана Казимировна – заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 1».

2. Киреева Анна Леонидовна – учитель математики МБОУ «СОШ № 1».

3. Петрова Ирина Викторовна – учитель математики МБОУ «СОШ № 1».



Приложение 1


ФОРМА ЗАЯВКИ

НА УЧАСТИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКОЙ игре

для обучающихся 8–х КЛАССОВ ШКОЛ города Мегиона

«РЫЦАРСКИЙ ТУРНИР»


Наименование МБОУ

Ф.И. участника-команды (полностью)

Класс

ФИО сопровождающего учителя

Ф.И. болельщиков






































































Директор МБОУ «СОШ №_____» ___________________ _____________________

(подпись) (расшифровка подписи)

3


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
















Методическая разработка

внеклассного мероприятия по математике

для 8 – х классов


игра




«Рыцарский турнир»











Разработала

учитель математики

1 квалификационной категории

Киреева Анна Леонидовна.






Мегион

2015





Предмет математика настолько

серьёзен, что полезно не упускать случаев

делать его немного занимательными.

Б. Паскаль

Математическая игра «Рыцарский турнир».


Цели:

- расширить знания учащихся о математиках Средневековья;

- выявить, поддержать и развить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся общеобразовательных учреждений города Мегиона;

- стимулировать познавательную активность учащихся к изучению математики;

- создать условия для развития творческих способностей и интереса к математическим дисциплинам;

- содействовать формированию универсальных учебных действий обучающихся по математике во внеурочной деятельности.


Оборудование:

  1. Мультимедийная презентация для проведения игры.

  2. Карточки с задачами для участников.

  3. Карточки с заданиями для болельщиков.

  4. Оценочные листы для жюри.

  5. Музыка.

  6. Реквизиты для сценок.

  7. Наградной материал.


Предварительная работа:

  1. Подготовка сообщений (ученики готовят по теме «Учёные средневековья»).

  2. Подготовка макетов рыцарского герба (ученики готовят своими руками, используя модели геометрических тел и геральдики рыцарской эпохи?).

  3. Подготовка ведущих, выступающих в сценках.


Ход игры.

Встреча, регистрация, рассадка гостей и участников игры

Вступительное слово организатора игры.

(Звучат фанфары)

Слайд №1 (Название игры)

Глашатай:

Слушайте! Слушайте! Слушайте!
Да пусть все принцы, сеньоры, бароны, рыцари и дворяне из земель Мегионских, что не объявлены вне закона и не враги нашему королю, да хранит его Господь, знают, что сегодня в замке первой школы, состоится великий праздник и благородный рыцарский турнир по математике.

Королева:

О, математика, ты вечна!

Гордись, прекрасная, собой!

Твоё величье бесконечно,

Так предначертано судьбой!

Всегда овеяна ты славой,

О, светоч всех земных светил!

Тебя царицей величавой

Недаром Гаусс окрестил!

Здравствуйте дамы и господа!

Король:

Сегодня мы собрались в нашем замке цифр и задач, для того чтобы померятся силой в математических знаниях Средневековья! Слайд №2 (Замок)

Королева: В эпоху Средневековья – эпоху рыцарства, математика развивалась, в основном, в русле пифагореизма. Несмотря на многие заблуждения и неточности, эта эпоха дала миру многих замечательных математиков и ряд важных теорем и положений математики.

Король:

Все Рыцарские турниры в Средневековье проводились по особенно торжественным случаям. Наш турнир приурочен к одному из дней воинской славы России — Дню защитника Отечества. Слайд №3.

Королева:

Именно сегодня рыцари каждого королевства - школы должны продемонстрировать свой ум и математическую смекалку. Победит сильнейший! 

Король:

У нас в гостях много достойных рыцарей. Рыцарь должен быть не только смелым, но и умным!

Король и королева:

Итак, представляем участников турнира:

- рыцари школы №1,

- рыцари школы №2,

- рыцари школы №3,

(представление команд, король и королева представляют по очереди).

Король и королева: оценивать состязания будет жюри в составе:

1. Любченко Ольга Валерьевна – заместитель руководителя ММЦ г. Мегиона.

2. Федосова Светлана Казимировна – заместитель директора по УВР МБОУ «СОШ № 1».

3. Хайржанова Ольга Николаевна – руководитель ГМО учителей математики, учитель математики МБОУ «СОШ № 1».

4. Николаева Людмила Владимировна – учитель математики МБОУ «СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов».

5. Якубюк Наталья Вадимовна – учитель математики МАОУ «СОШ № 9».


Королева:

В Средние века рыцари, участвуя в турнирах, наносили свой герб на щит. На наш математический турнир рыцари прибыли со своими гербами, которые сейчас нам и продемонстрируют.

Слайд №4 (название поединка)

Король:

Объявляем 1 - й поединок – «Геральдика». (Домашнее задание).

Представлять герб своего королевства рыцари будут в порядке нумерации школы.

Королева: Свой герб представляют рыцари школы №1.

Королева: Свой герб представляют рыцари школы №2 и т.д.

Участник от каждой команды вывешивает свой герб на доску и представляет его.

Жюри подводит итоги.

Королева:

Очевидно, самые храбрые воины к нам пожаловали в замок! За вашу отвагу вас хотят поблагодарить девушки нашего замка. Мы хотим удивить, и восхитить наших гостей!

Танец «Минует».

Фильм…………

После (фильма)танца жюри объявляют результаты 1 – го поединка.

Король: А сейчас наше жюри объявят результаты 1 – го поединка.

Слайд №5 (об ученом)

Глашатай:

А́лкуин (Флакк Альбин). Годы жизни: 735 - 804 г.н.э. Академическое прозвище Алкуина — Гораций Флакк, в честь римского Горация. Алкуин был ученым монахом и математиком из Ирландии, автором ряда учебников по математике. В частности автор трактата “Задачи для оттачивания ума юношей”, в который помещены известные и в наше время задачи: 1) о гончей и зайце; 2) о покупке свиней; о трех наследниках и 21 бочке; 4) о ста мерах пшеницы; 5) о быке. Король Карл Великий благоволил к ученым и всячески поощрял развитие наук. За королевским круглым столом нередко проводились состязания в решении хитроумных головоломок, в которых Алкуин имел возможность проявить свои незаурядные способности.

(Раздаются задачи командам, болельщикам)

Слайд №6 (название поединка).

Король: Предлагаем Вам достопочтенные рыцари отточить свой ум и решить задачи Алкуина. Итак, второй поединок «Хитроумные головоломки». Время на решение задач 15 минут.

Королева:

Уважаемые болельщики нашего турнира, сейчас вам представится возможность проверить свои знания истории и математики, и помочь своим рыцарям, заработав баллы. Для этого вы должны внимательно читать и отвечать на вопросы задания, по окончании времени свои ответы, сдаете жюри.

Сдают свои работы команды и болельщики. Жюри подводит итоги.

Король:

Пока жюри подводит итоги второго поединка, для вас – рыцари и гости нашего рыцарского турнира выступит поэт Средневековья. Просим. (Аплодисменты).

Поэт:

Воздушный замок чести, славы, 
Рожденной роскоши и бытия. 
Как гордый царь, возвысив главы. 
Играет отблесками янтаря. 
Сияет стягами игриво и на смешно, 
Дарует радость будущим векам. 
А жизнь идет внутри, увы, неспешно, 
Бушую страстью к высшим божествам. 
Крестьянский быт, и роскошь, и печаль, 
Скрипят полозья, лошади ретивы. 
И где-то в кузнице звенят булат и сталь. 
О, как же образы средневековья красивы. 
Доспехи, латы и рыцарская честь. 
Платок от дамы, христианские порывы. 
В дворцовых замках сладко льется лесть. 
И все придворные романы так игривы. 
Средневековье. В слове этом власть, 
Цари, принцессы, фавориты. 


Звучит песня «Голубая луна».


Жюри объявляют результаты поединка «Хитроумные головоломки».

Королева: Участие в турнире считалось привилегией благородных рыцарей, поэтому не всякий рыцарь может в нем принять участие, точно так же, как не всякий атлет допускался в античной Греции к участию в Олимпийских играх, этих турнирах древности. 
Король: В каком же королевстве самые лучшее рыцари? Это мы сейчас и узнаем. Объявляем не менее важный 3 - й поединок «Схватка умов». (Слайд №8)

Слуга: В этом поединке вам предлагают решить задачу Леона́рдо Пиза́нского.

Слайд №7. Леонардо Пизано Фибоначчи – годы жизни (1170-1228) - первый крупный математик средневековой Европы.  Родился в богатой купеческой семье в Пизе. В 1202 году он издал свой первый математический труд - книгу на латинском языке «Книга об абаке», следом были выпущены научные трактаты:

- Практики геометрии"( 1220г.)

- Книга квадратов(1225г.)


(Раздаются задачи командам, болельщикам)

Королева: задания розданы, время на решение 15 минут.

Сдают свои работы команды и болельщики. Жюри подводит итоги.


Королева: Наша эпоха – эпоха музыки. Наш замок полон певцов и певиц, которые пришли сегодня поддержать все команды. 


(Песня «Аллилуйя» из м/ф «Шрек» )поет Жуковская Лиза.
Фильм ……


Жюри объявляют результаты поединка «Схватка умов».


Глашатай: Ведущую роль в развитии математики в средние века играли учёные стран Востока. Наиболее известными индийскими математиками Средневековья являются Брахмагупта и Бхаскара.

Слайд № 9.

Глашатай:

Брахмагупта - индийский математик и астроном родился приблизительно в 598 в Северо-Западной Индии. Прожил большую часть жизни в Бхинмале. Брахмагупта был руководителем астрономической обсерватории в Удджайне. Основной труд Брахмагупты, «Брахма-спхута-сиддханта» написан в 628 году нашей эры, содержит 25 разделов. Вторая его работа - «Кхандакхадьяка» написана в 655 году.

Слайд №10

Глашатай: Индийский математик Бхаскара Ачарья родился в 1114 году. Он посвятил себя изучению математики и астрономии и прославился своим трудом «Венец учения». В книге две главы – «Лилавати» и «Биждаганита» посвящены арифметике и алгебре.

Король: Настал черед самого последнего поединка и самого сложного. Это состязание покажет, рыцари какого королевства одержат победу. Итак, «Решающий поединок» с задачами индийских математиков! Слайд №11 (название поединка)


(Раздаются задачи командам, болельщикам)

Королева: задания розданы, время на решение 15 минут.

Сдают свои работы команды и болельщики. Жюри подводит итоги.


Королева: Чтобы гости не скучали, мы их будем развлекать.

Сценка: «Король Джон и Епископ».

Фильм, если не хватит времени для подведения итогов.


Король: Предоставляется слово уважаемому жюри, которое на протяжении всего турнира оценивали королевства. 

(Подведение итогов, объявление результатов)

Награждение.

Королева: Огромное спасибо всем рыцарям за то, что пришли и посоревновались. 

Король: До новых встреч!










Слайд 1
Рыцарский турнир
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Поединок «Геральдика»
Слайд 5
Алкуин(ок. 730 - 804 гг.) Алкуин ученый монах и математик из Ирландии, автор ряда учебников по математике. Автор трактата «Задачи для оттачивания
Слайд 6
Головоломка о волке, козе и капусте до сих пор поражает воображение и детей, и взрослых.
Слайд 7
Хитроумные головоломки
Слайд 8
Слайд 9
Леонардо Пизано Фибоначчи (1170 – 1228 гг.) Леонардо Пизано Фибоначчи – первый крупный математик средневековой Европы. Родился в богатой купеческой семье в Пизе. В 1202 году он издал свой первый
Слайд 10
Схватка умов
Слайд 11
Слайд 12
Брахмагупта Брахмагупта индийский математик и астроном родился приблизительно в 598 в Бхинмале в штате Раджастхан СевероЗападной Индии. Основной труд Брахмагупты «Брахма-спхутасиддханта», «Кхандакхадьяка»
Слайд 13
Бхаскара Ачарья(1114 – 1178 гг.) Бхаскара Ачарья индийский математик . Посвятил себя изучению математики и астрономии и прославился своим трудом
Слайд 14
Решающий поединок
Слайд 15
Слайд 16
Слайд 17
Слайд 18
Слайд 19
Слайд 20
Слайд 21

Полный текст материала Внеклассное мероприятие по математике "Математическая игра "Рыцарский турнир" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Киреева Анна Леонидовна  u4tel
28.03.2015 0 3443 474

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК