Разработка урока математики "Округление чисел"; 5 класс
Цели урока:
- закрепить представление о приближенном значении, сформировать способность к округлению чисел;
- повторить и закрепить: понятие прикидки, десятичную запись числа.
Цель деятельности педагога: создать условия для развития умений округлять числа, записывать приближенное значение числа с недостатком и с избытком.
Личностные: объясняют отличия в оценках одной и той же ситуации разными людьми, принимают социальную роль ученика, проявляют познавательный интерес к изучению предмета.
Метапредметные:
- регулятивные: в диалоге с учителем совершенствуют критерии оценки и пользуются ими в ходе оценки и самооценки;
- познавательные: записывают выводы в виде правил «если … , то …»;
- коммуникативные: умеют оформлять мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций.
Предметные: применяют правила округления чисел, наблюдают за изменением решения задачи при изменении её условия.
Задачи:
- образовательные (формирование познавательных УУД)
- Научить учащихся в процессе реальной ситуации использовать определение следующих понятий «округление чисел, приближенное значение, приближение с избытком и недостатком», применять правила округления чисел.
- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД)
- Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группе сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность
-развивающие(формирование регулятивных УУД)
- Умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, математический диктант, работа в парах, работа в группах, взаимопроверка.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал, сигнальные карточки.
Ход урока
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Цель этапа:
- включить учащихся в учебную деятельность;
- определить содержательные рамки урока;
Организация учебного процесса на этапе 1
-Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть.
В третьей четверти мы с вами познакомились с новым видом чисел, учимся выполнять действия с ними.
- Как называются эти числа? (дробные числа).
- Чем они отличаются от натуральных чисел? (есть запятая)
Зачем нужна запятая, что она разделяет? (целую часть от дробной)
Слайд 2
- Чем похожи эти числа? (Для их записи используются одни и те же цифры в одинаковом порядке)
0,35308; 3,5308; 35,308; 353,08; 3530,8; 35308.
- А в чем их различие? (Запятая стоит в разных местах или ее вообще нет)
- Давайте прочтем эти числа.
- Что нового вы узнали на прошлых уроках о числах? (познакомились с понятием «десятичная дробь», алгоритмом записи десятичной дроби, научились переводить обыкновенную дробь в десятичную и обратно. Научились сравнивать, складывать и вычитать дроби, познакомились с понятием «приближенные значения»)
-Сегодня на уроке мы продолжим работать с десятичными дробями.
- С чего мы начинаем работу на каждом уроке? ( С повторения изученного материала)
- Почему именно с этого мы начинаем работу? (Вспоминаем, что нам уже известно и помощью этого узнаем новое)
- Устная работа
Слайд 3
Выбери верные равенства (сигнальные карточки):
а) 15,75 = 15,750;
б) 4,5 = 45,0;
в) 8,50 = 8,5;
г) 870 = 8700;
д) 75,0 = 75;
е) 5,9500 = 5,95;
ж) 0,6 = 0,600.
- Какое правило здесь используем?
Слайд 4
Сравнить дроби.
Слайды 5-10
Найти значение числа а
- Между какими соседними натуральными числами расположены десятичные дроби?
Слайд 11
Вспомнить таблицу разрядов
-Прочитайте число: 37569104578 (заранее записанное на доске)
- Ответьте на следующие вопросы:
а) Какая цифра стоит в разряде единиц тысяч;
б) В каких разрядах, каких классах стоит цифра 7;
в) Какой разряд, какого класса отсутствует?
Слайд 12
- А если в числе есть запятая как изменятся разряды, например
3756910,4578
2 этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в пробном действии.
Цель этапа:
1) актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала: правила округления чисел, алгоритма округления чисел;
2) актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение;
3) зафиксировать все повторяемые понятия и алгоритмы в виде схем и символов: в виде алгоритма.
4) зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности, демонстрирующие на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: правила округления чисел, алгоритма округления чисел;
Организация учебного процесса на этапе 2
- Я иду в магазин и хочу купить арбуз, весом около 5 килограммов. Вижу несколько арбузов, на этикетках указан их вес: 6 кг100 гр; 2 кг 300гр; 5кг 300 гр; 4 кг200 гр; 10 кг 600гр; 4 кг 800 гр.
Какой из вариантов мне подойдет больше всего?(5 кг 300 гр или 4кг 800гр)
Почему вы выбрали этот? (потому что это значение ближе к тому, что я хочу).
- Т.е. 5 кг 300 гр приблизительно равно 5 кг
4кг 800 гр приблизительно равно 5 кг
- А сколько кг приблизительно равно
6 кг 100 гр – 6,100 кг – 6,1 кг - 6 кг;
2 кг 300гр – 2,300 кг – 2,3 кг - 2 кг;
4 кг 200 гр – 4,200 кг – 4,2 кг - 4 кг;
10 кг 600 гр – 10,600 кг – 10,6 кг - 11 кг.
- Что интересного в полученном ряде чисел? (все числа округлены до целых, до единиц)
- Это округление с избытком или с недостатком? (С недостатком, с избытком.)
- Ребята, чему же мы сегодня посвятим урок?
- Как вы считаете, какова тема нашего урока? (Округление чисел).
Тема фиксируется на доске и в тетрадях учащихся. Слайд 13
- Когда по -вашему происходит замена точного значения величины близким к нему круглым числом? (Числа округляют, когда полная точность не нужна или невозможна).
- Приведите свои примеры.
- Я могу вам привести пример, когда полная точность невозможна.
Например, предположим, что в день переписи населения число жителей города равнялось 57328 человек. Но число людей в городе постоянно изменяется (приезд, отъезд, рождение, смерть). Значит, полученное число вскоре станет неверным. Поэтому можно сказать, что в городе живет приблизительно 57000 человек.
- Что теперь будем делать? (попробуем выполнить задание)
3 этап. Выявление места и причины затруднения.
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение в учебной деятельности
Организация учебного процесса на этапе 3.
Слайды 14,15
- Округлите до единиц числа:
57,32; 2,78; 5,35 (57; 3; 5)
Слайды 16, 17
- Округлите до десятых числа:
57,32; 2,78; 5,35
-Вы можете выполнить данное задание. (нет)
Слайд 18
- Сформулируйте цель своей деятельности. (Научиться округлять числа)
4 этап. Построения проекта выхода из затруднения.
Цель этапа:
1) организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устанавливающего причину выявленного затруднения;
Организация учебного процесса на этапе 4
работа с книгой по новой теме
- Обратимся снова к рисунку 148 стр.198.
Проанализировав данный рисунок, мы узнали, что масса тыквы между 3кг и 4 кг. Обозначили вес тыквы х кг. Рассмотрели ситуации с разными значениями х с шагом 100 гр. Нашли приближенное значение для каждого веса. Теперь мы можем применить термин «округлили» с недостатком или с избытком. Все это оформили в таблицу:
Слайд 19
вес тыквы - х кг |
примерно равно |
|||
3 кг 100 гр |
3,100 кг |
3,1 кг |
3 кг |
с недостатком |
3 кг 200 гр |
3,200 кг |
3,2 кг |
3 кг |
с недостатком |
3 кг 300 гр |
3,300 кг |
3,3 кг |
3 кг |
с недостатком |
3 кг 400 гр |
3,400 кг |
3,4 кг |
3 кг |
с недостатком |
3 кг 500 гр |
3,500 кг |
3,5 кг |
? кг |
|
3 кг 600 гр |
3,600 кг |
3,6 кг |
4 кг |
с избытком |
3 кг 700 гр |
3,700 кг |
3,7 кг |
4 кг |
с избытком |
3 кг 800 гр |
3,800 кг |
3,8 кг |
4 кг |
с избытком |
3 кг 900 гр |
3,900 кг |
3,9 кг |
4 кг |
с избытком |
- У нас возникло затруднение, если будет х= 3,5 кг (находится по середине) то как поступить?
- Кто быстро найдет в книге на стр.199 предложение как в этой ситуации поступить? (округлять с избытком)
- Какой вывод можно сделать? (Если величина имеет значение после целых 1,2,3,4 то мы округляем ее с недостатком, если значение 5,6,7,8,9 то с избытком)
5 этап. Реализация проекта.
Цель этапа:
- Организовать построение выхода из затруднения
Организация учебного процесса на этапе 5
- Сформулируйте алгоритм, которым вы только что воспользовались при округлении числа
После ответов учащихся на экран выводится алгоритм и на столах у ребят лежит как раздаточный материал в печатном виде.
Слайд 20
Алгоритм
При округлении натурального числа до какого-либо разряда надо воспользоваться правилами округления.
- Подчеркнуть цифру разряда, до которого надо округлить число. Разряды следующие за ним заменяем нулями.
- Если справа от подчёркнутой цифры стоит цифра 0, 1, 2, 3 или 4 (меньше 5), то цифру разряда, до которой округляли, оставляем без изменений.
- Если справа от подчёркнутой цифры стоит цифра 5, 6, 7, 8 или 9 (больше или равна 5), то к цифре разряда, до которой округляли, прибавляется 1.
Поясним на примере.
Слайд 21
Округлим 57 861 до тысяч. Выполним первый пункт из алгоритма округления.
После подчёркнутой цифры стоит цифра 8, значит к цифре разряда тысяч (у нас это 7) прибавим 1, а все цифры, отделённые вертикальной чертой заменим нулями.
- Записывают результат округления после специального знака «≈». Этот знак читается как «приближённо равно».
Слайд 22
Теперь округлим 756 485 до сотен.
Округлим 364 до десятков.
Слайд 23
- 6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель этапа: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи.
Организация учебного процесса на этапе 6
-Что сейчас вы будете делать?
(Тренироваться в округлении чисел)
Работа по учебнику, фронтальная
№ 1272 стр.200 (устно с наглядным пояснением учителя на доске)
- Обязательно ли оставлять нули в записи дробной части?
-Почему? (это не изменяет десятичную дробь)
-Делаем вывод: Если отбрасываем цифры в целой части – то вписываем нули. А если цифра отбрасывается в дробной части десятичной дроби, то нули можно не писать.
2. Работа в группах (На листах А4 даются задания группам, затем вывешиваются на доску и проверяются всем классом.)
1. Округли до десятых: 2,07; 3,58; 9,12; 10,09; 0,15;
2. Округли до сотых: 0,678; 0,5073; 1,423; 13,537; 89,012;
3. Округли до тысячных: 7,0921; 0,3039; 4,5977; 0,9987; 13, 6722;
4. Округли до единиц: 12,02; 5,971; 0,592; 7,0396; 7,88;
Работа в парах.
Работа за закрытой доской и в тетрадях. К доске вызываются двое, все остальные выполняют задание в тетрадях с обсуждением в парах.
№ 1274 (в)
Работа за закрытой доской проверяется всем классом.
Ответы проверяются коллективно.
Закрепление материала урока (слайд № 24 – 29) проходит при решении задач-шуток (Учитель может пропустить данные задачи, если не укладывается во времени)
7 этап. Математический диктант с взаимопроверкой по эталону.
Цель этапа: проверить свое умение применять правило округления чисел в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки.
Организация учебного процесса на этапе 7
-Что нужно сделать, чтобы проверить себя? (выполнить самостоятельную работу, диктант или тест)
Автор: Шмакова Елена Владимировна
→ Екатерина_Пашкова 17.08.2015 1 17606 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы