Задания для проведения устного счета; 5 класс
Лучшее начало дня — это физическая зарядка. Зарядка-разминка для всех мышц и опорно-двигательного аппарата. Зарядка настраивает наш организм на дальнейшую работу, снимает вялость, поднимает настроение.
И урок надо начинать также с зарядки-разминки для ума. Математическая зарядка настраивает, организовывает ребят на восприятие урочного материала, повышает внимание и интерес к уроку. Лучшим упражнением для математической разминки является устный счет.
Значение устного счета для развития учащихся безгранично. Навыки устных вычислений пригодятся им на всю жизнь. Поиск наиболее легкого, правильного способа решения развивает самостоятельность, уверенность в себе, умение сделать выбор. В конечном счете, повышается самооценка личности.
Кроме того, тестирование учащихся на индивидуальные способности показывает, что большинство ребят не обладают вниманием и памятью на должном уровне. Они не могут сосредотачивать и поддерживать внимание длительное время или сразу на нескольких моментах, не удерживают в памяти необходимый материал. Все это приводит к снижению работоспособности ребят, понижению интереса к урокам математики.
Устный счет является незаменимым упражнением для развития внимания и памяти, вызывает интерес, повышает культуру математических вычислений.
Если учитель, проводя устный счет, диктует пример или задачу, то у учащихся развивается слуховая память. Чтобы развить зрительную память, учитель должен проводить устные вычисления молча, записывая задания на доске или используя соответствующие наглядные пособия. Краткие словесные указания или жесты учителя о том, что ученик должен делать, имеют важное значение для воспитания у учащихся внимания.
Одним из наиболее интересных видов устного счета, имеющих большое практическое значение, является рациональное выполнение действий с числами с использованием законов действий или особых приемов.
Ниже прилагается подборка упражнений на отработку различных приемов. Причем, самостоятельный разбор образцов учащимися имеет тот же эффект, как если бы они додумались до этого приема сами.
- Сложение чисел с перестановкой слагаемых.
179 + 236 + 421 =(179 + 421)+ 236 = 600 + 236 = 836
118 + 249 + 482 + 151 (1000) 524 + 37 + 176 + 263 + 41 (1041)
471 + 354 +29 + 146 (1000) 456 + 522 + 327 +73 + 278 (1656)
- Сложение с округлением
497 + 328 = 500 - 3 + 328 = 500 + 328 - 3 = 828 - 3 = 825
574 + 209 = 574 + 200 + 9 = 774 + 9= 783
299 + 436 (735) 572 + 407 (979) 296 + 519 (815) 706 + 289 (995) 495 + 319 (814) 854 + 208 (1062) 698 + 175 (873) 792 + 238 (1030)
- Прибавление суммы.
346 + (238 + 154) = 346 + 238 + 154 = (346 + 154) + 238 = 500 + 238 =738
135 + (486 + 265) (886) 643 + (198 + 157) (998)
437 + (152 +236) (852) 216 + (325 + 184) (725)
- Прибавление разности.
165 + (326 - 65) = 165 + 326 - 65 = (165 - 65) + 326 = 100 + 326 = 426
228 + (417 - 128) (517) 387 + (243 - 187) (443)
351+ (415-241) (525) 682 + (219 - 172) (729)
- Вычитание суммы.
359 - (159 + 75) = 359 - 159 - 75 = (359 - 159) - 75 = 200 - 75 = 125
276 - (764 - 189) (11) 643 - (326 + 243) (74)
564 -(364 + 97) (103) 483 - (183 + 258) (42)
- Вычитание разности.
384 - (247 - 16) = 384 - 247 + 16 = (384 + 16) - 247 = 153
472 -(367 -28) (133) 143 - (915 - 857) (85)
514-(479 - 86) (12) 739 - (658 - 261) (342)
- Сочетательный закон.
725 - 237 - 163 = 725 - (237 +163) = 725 - 400 = 325
432-279-21 (32) 1000-420 -130-280 -170 (0)
748-362-238 (148) 1215 -340-260- 190 -410 (15)
- Округление при умножении.
198 • 4 = ( 200 - 2 ) • 4 = 200 • 4 - 2 • 4 = 800 - 8 = 792
106 • 8 = (100 + 6) • 8 = 100 • 8 + 6 • 8 = 800 + 48 = 848
99 • 5 (495) 207 • 3 (621)
98 * 6 (588) 302 * 2 (1208)
198 * 5 (990) 805* 2 (1610)
295 * 4 (1180) 508 * 6 (3048)
9. Распределительный закон.
78 • 7 - 78 • 5 = 78 • (7 - 5) = 78 • 2 = 156
84 • 7 + 16 • 7 = 7 • (84 + 16) = 7 • 100 = 700
45 *8 (180) 51 *9 + 49*9 (900)
318 • 6 - 318 • 4 (636) 187* 3 + 113* 3 (900)
415 • 10-415 • 5-415 • 4 (415) 91* 6+ 109 *6 (1200)
97* 8- 77* 8 (160) 273* 8 + 127*8 (3200)
196 : 7 + 504 : 7 = (196 + 504) : 7 = 700 : 7 = 100
396 : 6 - 324 : 6 = (396 - 324): 6 = 72 : 6 = 12
168:7+112:7 (40) 948:12-804:12 (12)
158 : 9 + 112 : 9 (30) 1008 : 9 - 828 : 9 (20)
10. Сочетательный закон с умножением и делением.
69* 2*5 = 69* 10 = 690
940 : 5 : 2 = 940 : ( 5 * 2 ) = 940 : 10 = 94
47*5 • 2 (470) 670 :2 :5 (67)
345 -4 (680) 420:5:4 (21)
12 -25 - 4 (1200) 800:25:4 (8)
8 - 25 - 8 (1600) 1300:25:4 (13)
11. Умножение на 5.
36 • 5 = 36 • (10 : 2) = 36 *10:2 = 360 : 2 = 180
36 • 5 = 36 • (10 : 2) = 36 : 2 *10 = 18 • 10 = 180
56 * 5 (280) 49 *5 (245)
74 * 5 (370) 83* 5 (415)
- Умножение на 25.
24* 25 = 24 * 100 : 4 = (24 • 100) :4 = 2400 : 4 = 600
24 * 25 = 24 * 100:4=(24:4)* 100 = 6 * 100 = 600
28 *25 (700) 18 * 25 (450)
64 * 25 (1600) 26 * 25 (650)
- Умножение на 125.
32 *125 = 32 * ( 1000 : 8 ) = 32 : 8 *1000 = 4000
24 * 125 (3000) 64 * 125 (8000)
56* 125 (7000) 88 * 125 (11000)
14. Умножение на 11. |
|
|
|
45 • 11 =45•(10+1)= |
450 + 45 =495 |
|
|
24 • 1 1 (264) |
79 • |
11 |
(869) |
43 • 11 (473) |
29* |
11 |
(319) |
54* 11 (594) |
68* |
11 |
(748) |
63 * 11 (693) |
84* |
11 |
(924) |
В зависимости от изучаемого материала большинство примеров легко переделываются на примеры для отработки текущего материала, (например, действия с обыкновенными дробями или с десятичными дробями).
В курсе алгебры на устном счете хорошо отрабатывается тема
«Формулы сокращенного умножения».
1012 = (100 + 1)2= 10000 + 200 + 1 = 10200
362 - 35= (36 - 35) * (36 + 35) = 1*71 =71
1992 (39601) 422- 402 (164)
312 (841) 372 - ЗЗ2 (280)
522 (2704) 552- 452 (1000)
Ребята встречались с подобными заданиями при прохождении соответствующего материала. Но, прошли и забыли, а необходимо, чтобы выполнение вычислений было доведено до автоматизма. Для этого надо систематически отрабатывать навыки устного счета.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Носова Елена Иосифовна
→ Nikolaych 31.10.2015 1 27919 1343 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы