Специфика и организация самостоятельной работы на уроке математики как средство повышения качества знаний учащихся


Специфика и организация самостоятельной работы на уроке математики как средство повышения качества знаний учащихся

Началом работы по теме стало проведение диагностики по определению исходного уровня самостоятельности учащихся. На контроле была группа детей (12 человек). Все дети имеют диагноз: лёгкая умственная отсталость. У некоторых из них в сочетании с нарушением эмоционально-волевой сферы.

Исследования подтверждают выводы о низком уровне самостоятельного выполнения. Кроме того, они свидетельствует о снижении у учащихся положительного отношения к самостоятельному выполнению заданий, особенно более сложных, требующих активной мыслительной деятельности. Результаты подтвердили наш вывод: задания самостоятельного характера без помощи извне в состоянии выполнять в основном лишь учащиеся, обладающие сравнительно высоким уровнем самостоятельного выполнения работ.

Затруднения учащихся заставили искать специальные методы и приёмы работы, которые помогли бы детям формированию навыков самостоятельности.

Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей организации самостоятельной работы учащихся с нарушением интеллекта посредством специальной педагогической работы по руководству самостоятельной учебной деятельностью с последующим видоизменением педагогической помощи.

Как метод обучения самостоятельная работа чаще применяется на уроках с целью закрепления знаний и формирования умений. Однако опыт учителей и эксперименты убедительно доказывают её эффективность и при достижении других целей. Материал, доступный для самостоятельного изучения, дети с нарушениями в развитии могут усвоить на уроке. В данной работе самостоятельная работа используются с целью повторения, систематизации, проверки знаний. В связи с этим выделяются следующие виды самостоятельных работ на уроках математики:

1) предварительные работы, подготавливающие к изучению новых знаний;

2) работы, организуемые с целью изучения нового материала;

3) работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний;

4) работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений;

5) обобщающие самостоятельные работы;

6) проверочные самостоятельные работы.

Педагогическая ценность самостоятельной работы зависит и от того, каким образом организована деятельность учащихся с нарушениями в развитии. Форма организации — это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой.

В процессе обучения математическая задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечить прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся. Учащиеся при выполнении самостоятельной работы не всегда могут получить своевременную помощь от учителя, поэтому тщательно готовятся планы уроков, определятся содержание и место самостоятельной работы, формы и методы её организации. Только в этом случае самостоятельная работа будет выполняться учащимся сознательно. При этом продумывать уровень сложности и объем работы, трудности, возможные ошибки, которые могут возникать у детей с нарушениями в развитии в ходе её выполнения.

В самостоятельной работе детей с нарушениями в развитии большое место занимает репродуктивная деятельность. Обязательным условием является индивидуализация самостоятельных заданий, то есть их посильность, учет меры сложности для каждого ребенка или группы детей, имеющих почти одинаковый уровень развития.

Мера сложности определяется, учитывая вид предстоящей работы, характер заданий, сформированность умений, необходимых для выполнения. Успешность выполнения задания зависит от развития воли ребенка с нарушениями в развитии, навыков саморегуляции действий. Поэтому должны постоянно совершенствоваться качества детей. Для этого вовремя надо прийти на помощь, поддержать желание выполнить работу до конца, снять напряжение и усталость, так как произвольное внимание детей с нарушениями в развитии не устойчиво. Минутный отдых, переключение внимания вызывают эмоциональный подъем, активизируют мышление, позволяя вновь сосредоточиться на выполнении задания.

При управлении учением детей с интеллектуальными недостатками в развитии учитываются также их подготовленность к самостоятельной деятельности, уровень усвоения ими необходимых для выполнения конкретного задания знаний и умений, а также его актуальность, значимость для детей, их интерес к самому процессу учения. От этого зависит от меры и характера помощи учителя.

Сформировать у детей с нарушениями в развитии необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно. Для индивидуальной самостоятельной работы подготовлены специальные дидактические пособия. Они содержат задания разной трудности.

1) Особенность фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоит в следующем:

- все учащиеся выполняют общие задания;

- используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.

Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждение учащихся с нарушениями в развитии к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся. При правильной педагогической инструментовке фронтальные самостоятельные работы на уроках математики имеют большое воспитательное значение.

Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна, когда учащиеся с нарушениями в развитии приступают к изучению темы, тогда важно создать определенный настрой, вызывать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения задания по образцу. Фронтальная работа по сравнению с индивидуальной и групповой позволяет легче решать некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в классе, не имея карточек и других раздаточных материалов. Два, три задания могут быть указаны на доске, в задачнике или учебнике.

2) Традиционно самостоятельная работа рассматривается как индивидуальная познавательная деятельность ученика. Работая самостоятельно, ученик продвигается своим темпом, не связан с классом. Он должен проявить при этом максимум усилий, ответственности, рассчитывая на собственные силы. Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей.

Под индивидуальной самостоятельной работой следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Задания сформулированы и предложены как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно.

3) В последние годы заметное распространение в школах получила групповая форма организации самостоятельных работ. Чем же она привлекает педагогов? Прежде всего, благоприятными условиями для сотрудничества самих учащихся, для коллективного взаимодействия. Работа в группе - это возможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается и в школе, и в семье. Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся - работа в парах постоянного состава.

В процессе групповой работы каждый ученик имеет возможность проявить самостоятельность, выполняя конкретные действия, и в то же время испытывают влияние более высокого уровня самостоятельности своего одноклассника.

Дифференцированный подход к учащимся при планировании содержания и объема самостоятельной работы на уроках математики — один из возможных путей устранения перегрузки.

Основная цель обучения - научить каждого ученика с нарушениями в развитии самостоятельно добывать знания, формировать навыки. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий.

Дифференцированные задания могут использоваться на уроках математики и для самостоятельной работы. Упражнения отличаются простотой, краткостью математического языка. Начинаю работу с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложному.

Дифференцированный подход предлагает мысленную разбивку учащихся на группы с учетом максимальных познавательных возможностей каждого. Наиболее часто используется отнесение учащихся к тем или иным группам, с учетом их образовательной подготовленности (сильные, средние, слабые). Но это не исключает группировку учащихся и по другим признакам. Дифференцированный подход к обучению означает, что учащимся дают задания различного уровня трудности. Причем самый низкий по трудности уровень соответствует требованиям учебной программы. Систематическое использование таких заданий в обучении имеет умственное развитие школьников.

В целом проведенная работа свидетельствуют о том, что можно условно выделить три группы учащихся.

Первая группа

Вторая группа

Третья группа

Учащиеся, которые обладают сравнительно высоким уровнем самостоятельного выполнения работ. Такие школьники, как правило, справляются с заданием без помощи учителя, могут выполнять задания репродуктивного, поискового, творческого характера. В большинстве случаев они проявляют довольно устойчивый интерес к выполнению самостоятельных работ, хотя и среди них встречаются дети со сниженной мотивационной стороной деятельности, нуждающиеся в стимулирующем вмешательстве учителя. Эти ученики отличаются достаточно сохранной целенаправленностью деятельности, пси­хофизиологической основой чего является уравновешенность ос-новных нервных процессов. Учащиеся этой группы сравнительно легко усваивают учебный материал, обычно учатся на "5" и "4" и составляют около 35%.

Учащиеся, для которых характерен средний уро­вень самостоятельного выполнения учебных заданий. Эти школьники при выполнении самостоятельных работ нуждаются в направляющей помощи учителя, сравнительно легко могут выполнять несложные задания, но значительные трудности вызывает у них выполнение творческих заданий. Для таких учащихся характерна тенденция к снижению мотивов самостоятельной деятельности. Многие из них часто "соскальзывают с задания", либо наоборот, инертно задерживаются на каком-то его пункте, и в том и в другом случае самостоятельно не доводя задание до логического завершения. Учащиеся данной группы составляют око­ло 38%.

Учащиеся, для которых характерен низкий уровень самостоятельного выполнения учебных заданий по математике. Школьники этой группы нуждаются в значительной помощи учителя при выполнении самостоятельных работ, они не всегда могут выполнить задание даже репродуктивного типа. Постоянные неуспехи в самостоятельной работе формируют у них отрицательное отношение к ней. В эту группу входят ученики с особо резким нарушением целенаправленной деятельности, а также дети со стойким снижением личностных качеств. Они составляют около 27%.

Следует сказать о том, что дифференцированный подход сочетается с индивидуальным. По мере необходимости даются отдельные задания учащемуся с нарушениями в развитии, входящему в определенную группу, которая получила соответствующее задание. Наиболее успешно познавательная самостоятельность развивается в том случае, если ученик, выполняя сначала легкие задания, а затем более сложные, сам наталкивается на посильные для него вопросы, осознает их и решает самостоятельно. От того, как оценивает школьник свои познавательные возможности, во многом зависит его работа.

Дифференцированные задания подготовятся к уроку заранее: записываются на доске, таблицах, карточках. Их следует разделить на два вида.

1. Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило для обработки вычислительного навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны каждому ученику.

2. Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательным заданием и у них есть время для дополнительных заданий. Это могут быть задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующие сравнения, анализа, определенных выводов.

Различные виды самостоятельных работ могут и должны быть включены в учебный процесс в составе единой, научно обоснованной системы. Так как процесс учения школьников протекает на трёх уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском (творческом), - то и развитие самостоятельной деятельности детей с недостатком интеллекта должно проходить все эти этапы. Для этого процесс обучения математики разбивается на этапы, каждому из которых соответствует определённый вид самостоятельной работы.

I этап. Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом предложенной темы и усваивают материал на уровне осмысленного воспроизведения. Здесь можно предложить детям с недостатком интеллекта самостоятельную работу обязательного уровня обучения.

Например. Тема: «Сложение и вычитание многозначных чисел». Учащиеся выполняют примеры на сложение и вычитание многозначных чисел.

Процесс формирования знаний не ограничивается их сообщением учащимся с нарушениями в развитии. Знания необходимо закрепить, раскрыть их новые стороны, привести в систему, научить учащихся использовать их для решения практических задач, формировать практические умения. Для этого в самостоятельную работу входят задания, упражнения, активизирующие мысль, связанные с применением знаний в сходных ситуациях. Это II этап, когда происходит передача опыта деятельности, в которой приобретённая база знаний используется на уровне распознавания (узнавания), что обеспечивает более высокий уровень усвоения. Предлагается самостоятельная работа по расширению, углублению и приобретению новых знаний по теме, решение разноуровненвых заданий на уроке, например:

-низкий уровень: решение примеров на сложение и вычитание многозначных чисел без перехода через разряд;

-средний уровень: решение примеров на сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд;

-высокий уровень: решение примеров на сложение и вычитание многозначных чисел с переходом через разряд в 2-3 действия (можно добавить задачу).

III этап. Для решения предлагаются различные задания, моделирующие структуру изучаемого материала и задачи, для которых нет готовых решений. Теперь на основе теоретической базы знаний и усвоенных способов решения задач учащиеся включаются в активный познавательный процесс. Этому этапу соответствуют творческие задания для домашней работы, творческие и исследовательские самостоятельные работы, например:

-составить примеры (задачу) на сложение и вычитание многозначных чисел (по уровням).

IV этап. Завершающим этапом служит диагностика результативности обучения и развития познавательной активности учащихся. С этой целью можно предложить следующие тесты и самостоятельные работы к ним.

Организовать самостоятельную работу учащимся помогает дидактический материал в виде карточек. Карточки позволяют обеспечивать индивидуальную работу в зависимости от уровня подготовленности учащихся. Подготовить такие карточки помогает пособие М. И. Моро и Н. Ф. Вапняр «Карточки с математическими заданиями и играми». Особенно сложно организовать самостоятельную работу учащихся с нарушениями в развитии при решении задач и обеспечить им, если в том есть необходимость, своевременную помощь. Самостоятельная работа по решению задач возможна, в том случае, если у детей сформированы общие умения решать задачи. Прежде всего, необходимы карточки с учетом индивидуальных особенностей и уровня имеющихся знаний учащихся. Так, например, для сильных учащихся можно предложить задание - решить задачу, составить и решить обратную задачу, для других учащихся такое задание непосильно и им необходима помощь. С этой целью полезно предложить одним карточку с краткой записью или иллюстрацией задачи, а другим — карточку с планом решения задачи или с готовым решением, но с заданием объяснить каждое действие задачи. (Приложение 3).

При составлении карточки необходимо учитывать подготовленность и индивидуальные особенности каждого ученика. В некоторых случаях необходимо увеличить объем работы, в других предложить задание творческого характера.

Уровень заданий, предлагаемых на карточках, во многом зависит от профессиональной подготовки учителя, его знаний, индивидуальных способностей каждого ученика. Парадоксальный факт: стать самостоятельным и быть таковым подростковому человеку не так-то просто.

В число заданий самостоятельной работы можно включить: задачи, которые направлены на выявление обобщенности мышления, умения учащихся обобщать различные явления и факты, устанавливать связь между ними.

Для развивающего обучения большое значение имеет проблема развития творческого мышления ребенка, поэтому в самостоятельную работу можно включить следующие виды заданий:

1. придумать задачу с данными числами;

2. придумать как можно больше задач с данными числами;

3. придумать несколько различных задач, имеющих данное решение;

4. придумать аналогичную задачу, не имеющую данного решения;

5. придумать, возможно, большее число вопросов к данному условию задачи;

6. придумать, возможно, большее число условий к данному вопросу задачи.

Известно, что для детей, испытывающих трудности в обучении, характерны неравномерность, нецеленаправленность деятельности. Обычно на уроках математики, как и на других уроках, они неорганизованны, импульсивны, склонны к поспешным, необдуманным действиям. Эффективным приёмом для нормализации учебной деятельности является алгоритмизация. С её помощью осуществляется подчинение ребёнка какому-либо предписанию, перенос алгоритма решений на такие задачи, условия которых внешне не сходны с условиями предыдущих задач, а также обобщение операций, систематизация знаний. Это различные памятки-инструкции, в которых записана последовательность действий при решении уравнений, задач, трудных случаев умножения, деления многозначных чисел, сложения, вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями и другие. Использование данного приёма позволяет осуществлять коррекцию недостатков памяти слабоуспевающих учащихся, так как при работе по алгоритмам происходит их заучивание и автоматизация, а также коррекцию недостатков мышления, поскольку происходит обобщение действий и операций. Проговаривая и выполняя инструкцию по отдельным этапам, дети учатся правильно рассуждать и контролировать себя в процессе самостоятельной работы.

Например, при умножении на круглые десятки и сотни отдельным ученикам полезна будет памятка следующего содержания:

1. Подпиши множители один под другим так, чтобы нули остались в стороне.

2. Выполни умножение, не обращая внимания на нули.

3. Сосчитай число нулей в обоих множителях и припиши эти нули к произведению.

Такие же памятки можно предложить во время самостоятельной работы ученикам, которые не усвоили то или иное умение.

Приёмам пользования отдельными дидактическими пособиями, памятками, схемами, алгоритмами действий следует обучать на индивидуальных коррекционных занятиях. При этом учитель имеет возможность проверить правильность рассуждений учащихся, понять, почему и в чём он ошибся, какое звено рассуждений опустил. Индивидуальные разъяснения учителя и дополнительные тренировочные упражнения с подробными объяснениями каждого этапа работы помогут детям избежать многих ошибок в самостоятельной работе.

Результативность работы по организации самостоятельной работы на уроках математики ежегодно на протяжении трёх лет отслеживалась посредством текущих и итоговых проверочных и контрольных работ. Оценочным этапом послужил момент перехода контрольной группы учащихся из среднего в старшее звено обучения.

Результаты обследования показали, что использование самостоятельной работы на уроках математики с учащимися с нарушениями в развитии даёт свои результаты.

Практика использования данного опыта в системе работы показала, что в классе наметились значительные положительные изменения, позволяющие говорить о целесообразности использования данного опыта в работе учителей специальных (коррекционных) учреждений.

Об авторе: Беседина Елена Владимировна, учитель математики ГБОУ «Новооскольская специальная общеобразовательная школа – интернат».



Библиографический список

  1. Буряк, В.К.Самостоятельная работа учащихся. - М., 1984. – 64 с.

  2. Воронкова, В.В. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Под ред. Воронковой В.В. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2010 год. – 224 с.

  3. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. – 358 с.

  4. Дебашина, Е.Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения. /Дебашина, Е.Ю. // Начальная школа. - 2003. - №7. – с.76.

  5. Жарова, Л.В. Учить самостоятельности. - М., «Просвещение», 1993. – 206 с.

  6. Зимняя, И.А. Основы педагогической психологии. – М.: Просвещение, 1980. – 264 с.

  7. Калинина, И.Г. Самостоятельная работа учащихся с карточками на уроках математики. /Калинина, И.Г., Шикова, Р.Н // Начальная школа. - 1994. - №5. – с. 24-26.

  8. Капустина, Г.М. Коррекционные приёмы обучения младших школьников математике. /Капустина, Г.М. // Воспитание и обучение. - 2005. - №2. – с. 63-72.

  9. Крючкова, И.В. Виды самостоятельных работ на уроках математики. /Крючкова, И.В., Тупичкина, Е.А. // Начальная школа. - 1996. - №5. – с.10.

  10. Перова, М.Н. Методика преподавания математики в коррекционной школе. Учебник для вузов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. - 408 с.

  11. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении [Электронный ресурс] /П.И.Пидкасистый. – М.: Педагогика, 1980. – 240 с.

  12. Пинский, Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников [Электронный ресурс] / Б.И. Пинский. – Москва: АПН РСФСР, 1962. – 318 с. 

  13. Степурина, С.Е. Математика. 5-6 классы: тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия. - Волгоград: Учитель, 2007. – 192 с.

  14. Степурина, С.Е. Математика. 7-8 классы: тематический и итоговый контроль. - Волгоград: Учитель, 2008. – 144 с.

  15. Степурина, С.Е. Математика. 5-9 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения. - Волгоград: Учитель, 2009. - 124с.




Полный текст материала Специфика и организация самостоятельной работы на уроке математики как средство повышения качества знаний учащихся смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Беседина Елена Владимировна  Helena35
11.08.2016 0 10139 327

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК