Галина Шутова, 20.03.2016 0

Не хватает времени на уроке? Семь причин нехватки времени, и как их избежать


Молодые учителя часто сталкиваются с проблемой нерационального распределения времени на уроке. Знакомая ситуация: вроде все сделано, все запланированные упражнения дети выполнили, а времени осталось — "вагон и маленькая тележка". Бывает и наоборот: стремясь сделать урок интересным, учитель планирует множество разнообразных заданий. А в итоге на них не хватает времени. Почему так происходит? И что делать в сложившейся ситуации? Попробуем разобраться. 


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Излишняя торопливость,
точно так же как и медлительность,
ведет к печальному концу.
В. Шекспир

Причина 1: Неправильно составленный план урока

Это довольно частая ошибка молодых педагогов, которые не всегда грамотно могут составить план урока, соотнести его с целями и задачами, правильно распределить время для каждого этапа.

Варианты решения проблемы:

  • Планируя урок, желательно провести предварительный хронометраж: сколько минут вы отведете на той или иной этап? Найдите и  выделите основной этап урока и запланируйте больше времени для него.
  • Старайтесь не выходить за рамки отведенного времени на уроке. Например, вы отвели на дискуссию 5 минут, а дискуссия получается бурной и затягивается. Важно в любом случае уложиться в 5 минут и подвести итог дискуссии. Если многое остается непонятным, дискуссию можно продолжить во внеурочное время.
  • Или, например, вы планировали, что ученики будут работать над упражнением 5 минут, а они справились за минуту. Все равно выдерживайте рамки времени: предложите задания повышенной сложности или творческого характера — по теме того же упражнения. 

То есть, при составлении плана урока заранее готовьте дополнительные задания к каждому виду работы.

  • Проблема "лишнего времени" решается просто: для каждого урока придумайте заранее "резервные задания". Это могут быть индивидуальные карточки, игра, викторина по теме урока, творческое задание. Желательно иметь в запасе задания разного уровня сложности, чтобы увлечь всех учеников, а не только самых сильных в классе.
  • Еще один способ решения проблемы — уделите время самоанализу урока, а именно структурно-временному анализу. Это поможет увидеть причины нерациональности использования времени. Если сомневаетесь в своей компетентности, попросите кого-то из старших коллег провести анализ вашего урока в этом аспекте.

Причина 2: Незнание психологических особенностей класса

Проводя один и тот же урок в параллельных классах, учитель может столкнуться с проблемой, что ученики одного класса работают быстрее, а для другого класса пришлось сокращать количество заданий, чтобы успеть уложиться во времени хотя бы с основным этапом урока.

Как решить эту проблему? Варианты решения:

  • Конечно, знание психологических особенностей каждого класса придет с практикой. Но на первые уроки в новом классе можно пригласить школьного психолога, который проведет специальные тесты, определяющие уровень развития каждого ребенка и всего класса в целом, выявит лидеров, отстающих, тех учеников, кто предпочитает работать на месте и т.д.
  • Еще один вариант: расспросить классного руководителя и тех учителей, кто работают с этим классом не один год. Они могут подсказать, как строить уроки с этими учениками.

Причина 3: Опоздания на урок

Иногда учитель никак не может начать урок, так как из-за опозданий учеников затягивается начальный этап урока, а значит, придется сокращать и остальные этапы.

Как бороться с опозданием? Способов много, главное условие одно — ваша требовательность и умение строить урок интересно (чтобы ученики бежали на ваш урок, а не плелись длинной очередью). Читайте статью Как бороться с опозданиями учеников.

Причина 4: Неподготовленное оборудование

Драгоценные минуты теряются, когда учитель начинает настраивать компьютер, проектор и т.д., долго писать задания на доске или выводить мелом дату, тему урока, эпиграф и т.д.

Выход прост: класс к каждому уроку должна быть «в полной боевой готовности»: оборудование проверено и установлено, наглядный материал развешан, раздаточный — приготовлен и разложен в удобном порядке.

Причина 5: Неподготовленность учащихся

Знакомая ситуация: учитель планирует, что дети справятся с заданием минуты за 3, а они уже «битый час» корпят над упражнением.

Что делать? Желательно при подготовке к уроку дублировать каждое задание в двух вариантах: более легком и более сложном. Тогда, если ученики «засиделись» над заданием — предложите им облегченный вариант. И обязательно проанализируйте — в чем возникло затруднение? Возможно, по этой теме у класса остался пробел в знаниях.

И наоборот, ученики быстро справились с заданием — предложите более сложный вариант.

Причина 6: Незнание учениками техники приемов и методов обучения

Это чаще случается тогда, когда учитель пытается вводить новые методы и приемы на уроке. Например, запланировали прием «уголки», но ученики теряются, путаются, не могут начать выполнять задание.

Варианты решения проблемы:

  • Любое новшество следует вводить дозировано. Сначала объясните и отработайте один элемент приема, на следующем уроке — другой. И только потом, когда все стадии работы по данному приему отработаны и знакомы, можно вводить в канву урока и весь прием полностью.
  • Или, например, вы хотите впервые построить урок по ТРКМЧП (технологии развития критического мышления). На одном-двух уроках попробуйте отработать этап вызова. Ученики должны понять особенность этого этапа, научиться приемам, которые используются на нем. Затем так же отрабатываете этапы осмысления и рефлексии.
  • Другой вариант: тестировать каждый прием, реализовывая принцип: от простого к сложному. Например, вы решили использовать прием «Кластер». Но дети и понятия не имеют, как его составлять и как с ним работать. На одном уроке составьте самый простенький кластер — буквально из 3-4 слов. На следующем уроке усложните задачу — пусть ученики составят кластер уже с использованием большего количества слов и понятий. На третьем уроке можно попросить разделить слова кластера на блоки, группируя их по одному признаку.

Причина 7: Плохая дисциплина

Конечно, если учитель большую часть времени занят установлением рабочей дисциплины на уроке — львиная доля такого урока проводится впустую.

Как наладить дисциплину на уроке — это тема для отдельного разговора. Но общие рекомендации едины: постарайтесь занять каждого ребенка, особенно тех, кто больше всех «буянит». Можно прибегнуть к системе «фоновых заданий»: когда задание дается общее для всего класса, а учитель в это время может работать индивидуально с каждым из учеников, привлекая к работе наиболее шумных и гиперактивных. Читайте также: Как успокоить возбужденный класс и начать работать.

Мы обрисовали лишь самые популярные причины, которые приводят к нерациональному использованию времени на уроке. Хотелось бы услышать мнение коллег — а как вы справляетесь с проблемой нехватки или избытка времени на уроке? 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?