Постигровые эффекты после проведения ролевых и деловых игр. Что дает участие в игре ее участникам как личностям?
Показатель эффективности ролевых или деловых игр
Результатом проведения деловой игры на урок является не только объем полученных знаний. Любая игра на уроке помогает учащимся определить проблему и найти ее творческое решение. Кроме того, игра рассчитана на развитие коммуникативных и познавательных навыков.
Таким образом, необходимо выделить несколько условий, анализ которых позволит оценить эффективность проведенной игры:
- вовлечение в творческий процесс, развитие исследовательских навыков, творческого мышления;
- отношение во время проведения игры: заинтересованность учащихся, эмоциональное состояние до/во время/после проведения игры;
- объем полученных знаний и их прочность;
- овладение практическими навыками.
На эффективность игры влияет ее качество, создание необходимых условий, грамотное донесение до учащихся информации и объяснение сути. Значительную роль играет создание стабильного психологического фона школьников, вовлечение каждого ребенка в процесс игры.
Виды постигровых эффектов
- «Дефицит общения» – эффект наблюдается сразу после окончания игры и характеризуется общим поведением учащихся в их нежелании расходиться и заканчивать игру.
- «Изнанка» – эффект может наблюдаться уже во время проведения мероприятия, однако в полной мере проявится только после ее окончания. Характеризуется тем, что учащиеся видят себя и своих одноклассников «без маски», то есть такими, какими они являются на самом деле. Такой эффект достигается путем четко продуманной ролевой линии.
А также:
- «Возврат достоинства» – эффект также можно отследить сразу же после завершения мероприятия по высказываниям и поведению школьников. Участники конкретной команды как бы заново верят в свои силы и признают то, что они превзошли свои ожидания и показали себя лучше, чем думали.
- «Открытые двери» – очень сильный постигровой эффект, который проявляется как внутри конкретной команды, так и во всем классе после проведения игры. Участники вновь стают единым коллективом, заново сближаются между собой.
- «Голый король» – эффект будет ярко выражен, если игра подразумевает под собой деление на команды и соревновательные элементы. Участники на протяжении всей игры могут видеть слабость отдельных команд.
- «Зеркало» – название эффекта может сказать само за себя. Он может проявляться на протяжении всего игрового процесса и при взаимодействии учащихся между собой. Школьники видят друг друга «глубже», они проявляют себя в процессе работы команды, в процессе решения поставленных перед ними задач и именно тогда они осознают, кто и какую роль занимает в их команде. Проще говоря, они узнают «кто есть кто».
- «Эффект команды» – это также один из самых сильных постигровых эффектов. Его проявление можно заметить как сразу после окончания мероприятия, так и в течение определенного времени позднее. Эмоциональное состояние учащихся будет говорить само за себя: «Мы вместе прошли через это!». Акцент в данном эффекте сделан именно на командообразующую задачу игры.
- «Холодный душ» – этот эффект нацелен на анализ и осмысление учащимися проделанной работы. Эффект также можно заметить по эмоциональному состоянию участников игры: на заключительном этапе они осознают, что необходим более серьезных подход к проблеме.
- «Перенастройка» – очень сложный постигровой эффект, который заключается в переоценке значимости конкретного места или учреждения. В отношение учащихся можно говорить о переоценке значимости и необходимости школы в их жизни.
Эти и другие постигровые эффекты можно увидеть сразу или через некоторое время после проведения игры. Причем, они возникают не только при работе с детьми, но и вообще с любой группой, в т.ч. после игр на педсовете.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.