Какие бывают учебные проблемы
Учебная проблема — это специально организованное учителем состояние интеллектуального дискомфорта у учеников. Причиной этого дискомфорта может являться несоответствие результатов опыта ожиданиям, основанным на уже имеющихся у школьника сведениях, или, например, недоумение, вызванное различием мнений по изучаемому вопросу.
Обычно приемы создания проблемной ситуации делятся на две группы, в зависимости от того, какой материал необходимо обыграть. Иногда к ним присовокупляют еще две. Это такие приемы:
- проблема – «удивление»
- проблема – «затруднение»
и мотивирующие приемы, позволяющие придать ситуации черты проблемной:
- «яркое пятно»;
- «актуальность».
Выбор зависит от класса и материала.
Проблема – «удивление»
В этом случае школьникам предлагается неожиданный, иногда абсурдный, на первый взгляд, материал, может быть, даже парадокс.
Приемы, которые могут быть здесь использованы:
- ошибочное прогнозирование результатов опыта;
- вопрос, вызывающий недоумение;
- несоответствие новой информации имеющимся знаниям и так далее.
Например, на уроке русского языка учитель просит определить тип спряжения глагола «лететь». Дети, конечно, отвечают, что это слово относится к первому спряжению — и ошибаются.
На уроке физики учащимся показывают доску, разделенную вдоль на две полосы: на одну наклеена пленка, а на другую — ворсистый ковер. Доска устанавливается наклонно, на ее верх учитель помещает два одинаковых бруска и спрашивает, по какой полосе брусок съедет вниз быстрее.
Проблема – «затруднение»
Это, как правило, задание, которое ученики не могут выполнить исходя из имеющихся у них знаний: объяснить явление природы, решить задачу, проверить правописание слова и т.д.
Например, это могут быть такие вопросы:
- Почему на юге не бывает северного сияния?
- Почему не выходят из берегов моря, в которые впадает много рек?
- Почему человек не всегда заболевает, если в его организм попадают болезнетворные микроорганизмы?
«Яркое пятно»
это интересная история, легенда, оригинальная гипотеза или концепция, которые могут привлечь внимание учащихся.
Допустим, в начале изучения темы «Фосфор» учитель зачитывает отрывок из детектива Артура Конан Дойля «Собака Баскервилей». Затем школьникам предлагается угадать тему и прокомментировать отрывок.
«Актуальность»
Это прием, при котором учитель начинает разговор с вопроса о том, для чего может пригодиться новый материал. Например, как найти слово в словаре? Невозможно же пролистать его весь! Значит, слова следует располагать в некотором порядке, известном всем. Что это за порядок?
Как работать над уроком с проблемной ситуацией?
На этапе подготовки к уроку надо обдумать, какие темы проблемных ситуаций могут быть использованы. Что может вызвать разногласия, непонимание, споры? На какие аспекты могут быть разные взгляды? Что в новом материале действительно ново, требует особого рассмотрения и не может быть понято без специального разъяснения? Ответ на какой-нибудь из этих вопросов и может быть идеей для проблемной ситуации на уроке.
Если ничего такого в голову не приходит, а материал совершенно новый и опереться пока не на что, то надо выбрать что-нибудь из второй группы: подобрать интересную историю или загадку, задать вопрос, требующий рассуждения и, может быть, даже дискуссионный.
Работа на уроке
Итак, работа над созданием проблемной ситуации на уроке позади, концепция разработана, все необходимое (скажем, для опыта) подготовлено. Как вовлечь школьников в процесс? Как проводить урок с проблемной ситуацией?
Для разработки проблемы используется обычно один из двух приемов:
- побуждающий диалог;
- подводящий к теме диалог.
Если не подготовиться к одному (а то и к обоим — кто знает, как дети среагируют?) варианту, то вся работа может пойти насмарку: ученики могут растеряться и не разобраться в проблеме.
При побуждающем диалоге учитель опирается на мнения учеников, заметивших несоответствия, то есть осознавших суть проблемы.
Педагог может стимулировать их размышления и несколько их корректировать с помощью наводящих вопросов. Вопросы можно задавать такие:
- «Что необычного (странного, неожиданного) вы заметили?»
- «Мы какого результата ожидали? А что получилось?»
- «Почему же у нас получился такой результат?»
Затем учитель предлагает угадать, о чем пойдет речь на уроке, каких знаний не хватает для правильного предположения, ответа.
Подводящий к теме диалог используется в том случае, если класс слабый или только начинает работать с проблемами на уроках. Это гораздо проще, так что можно подвести к догадке даже тех учащихся, которые пока затрудняются самостоятельно работать с проблемными ситуациями.
В этом случае вопросы надо задавать, постепенно подводя ребят к осознанию темы. Скажем, на доске написаны слова «растение» и «рост».
- Найдите корень в этих словах и поставьте в них ударение.
- Может ли быть слово «рост» проверочным для слова «растение»? Почему?
- Почему в одном слове пишется А, а в другом О?
- Вы уже знаете случаи, когда проверять корни с помощью ударения нельзя?
- Как называется такой случай?
- Какое чередование вы уже знаете?
- А что, как вы думаете, мы будем проходить сегодня?
Таким образом учитель все же подводит ребят к формулировке темы урока.
Мы можем сделать вывод, что использовать технологию создания проблемной ситуации на уроке мы можем при любой теме, на любом материале. Этот метод помогает мотивировать школьников на получение новых знаний и развивает их интеллектуальные способности.
Об авторе: Сафонова Елена Валерьевна, учитель русского языка и литературы, стаж 19 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.