Работа с карточками на уроках в начальной школе: примеры и иллюстрации
Работа с данным видом методического материала позволяет учителю:
- привить интерес к предмету;
- устанавливать обратную связь с учениками;
- экономить время на уроке;
- сделать учебный процесс более ярким, интересным и запоминающимся;
- индивидуализировать и дифференцировать учебный процесс;
- научить детей работать самостоятельно.
Далее мы рассмотрим, какие именно карточки можно использовать для работы на уроках по основным предметам в начальной школе, и как сделать данную методику наиболее эффективной.
Работа с карточками на уроках по обучению грамоте (1 класс), русскому языку и развитию речи
Коллективная работа
Одной из самых сложных тем для восприятия детьми является написание изложений и сочинений. В этом случае можно использовать сюжетные карточки. На них поэтапно изображены короткие и понятные для учеников начальной школы истории. Для первого класса подойдут сюжеты из 3-4 картинок с изображением людей, животных и конкретных действий.
Такие задания, как правило, с энтузиазмом воспринимаются учениками, ведь каждому ребенку хочется поделиться придуманной историей с учителем и классом. Карточки вывешиваются на доску, учитель с детьми подробно обсуждают, кто и что делает на каждом рисунке. Начиная с третьего класса, карточки можно поменять местами, нарушив сюжетную линию, и предложить сначала ученикам восстановить последовательность событий, обсуждая, почему карточки необходимо поменять местами.
Очень интересный прием на уроках по развитию речи — это составление устного сюжета учениками «по цепочке». Так каждый ребенок будет учиться работать коллективно, внимательно слушать своих одноклассников, развивать культуру общения и риторику.
Игра «Доскажи словечко»
Для этой игры подойдут карточки крупного формата. Их лучше использовать при работе с детьми, которые достаточно хорошо освоили навык чтения. На доску вывешиваются карточки- истории (только текст), в которых некоторые слова пропущены или заменены картинками. Чтение и восстановление текста лучше проводить, как и в предыдущем задании, «по цепочке», чтобы максимально вовлечь каждого ребенка в учебный процесс. Такая игра оптимально подойдет для речевой разминки или пятиминутки на уроке.
Индивидуальная работа с карточками
При таком виде деятельности особенно важен индивидуальный подход: необходимо учитывать способности каждого ребенка и не ограничивать учеников временными рамками. Один ребенок может попросить дополнительную карточку, а другой — выполнить лишь половину предложенных заданий за одно и тоже время. В данном случае объем выполненной работы никак не должен повлиять на оценивание.
Какие карточки лучше использовать для индивидуальной работы? Например, при закреплении работы со словарными словами учитель составляет карточки из словосочетаний, где ребенок имеет возможность самостоятельно выбрать подходящее по смыслу словарное слово. Например, «желтый… (чемодан/карандаш/автомобиль)», «салат из… картофеля/моркови/земляники)» и т.д.
Работа с карточками на уроках математики
Коллективная работа
Предмет «Математика» в начальной школе требует от учителя особой наглядности. Задача педагога — развить логическое и образное мышление, научить мыслить разными способами и показать детям практическое применение предмета.
Для разминки на уроках с первого по четвертый класс дети очень любят при помощи карточек выстраивать логические ряды, находить лишние предметы или, наоборот, группировать их.
Для самых маленьких лучше использовать 2-3 ряда картинок, в каждом ряду должна быть одна лишняя. Но стоит учитывать возраст школьников, на уроке не будет интересно выбрать один лишний фрукт среди овощей. Стоит подбирать более сложные задания. Например, приготовить картинки машин: бензовоз, трактор, автобус, молоковоз. Лишним будет автобус, т.к. только этот транспорт предназначен для перевозки людей.
Построению логических рядов стоит отвести особое место. В этом случае можно использовать карточки с геометрическими фигурами. На доске вывешиваются в строгой очередности две фигуры с прямыми углами (например, треугольник и прямоугольник) и две фигуры с только острыми углами (многоугольники). Задача учеников — определить, по какому принципу выстроена логическая цепочка. Такая игра подойдет для 3-4 классов. Для самых младших можно использовать чередование четных/ нечетных чисел.
Очень эффективными на уроках математики будут карточки с примерами, которые сопровождаются яркими иллюстрациями.
Например, поезд, в каждом вагоне которого числа увеличиваются (уменьшаются) на заданное число: +3, -7, :2, *4 (в зависимости от возраста детей).
Индивидуальная работа
В данном случае придерживаемся того же принципа, как и на уроках русского языка: объем выполненной работы ни в коем случае не доложен влиять на оценивание.
Круговые примеры дети всегда выполняют с удовольствием. Это могут быть заранее распечатанные примеры «в столбик», строку, деление с остатком.
Для закрепления темы «Работа с задачами» можно предложить иллюстрации, где каждый ученик или самостоятельно составит задачу по рисунку или дополнит готовый текст вопросом.
Можно дать детям «обратное» задание: для предложенного решения составить текст задачи. Такие игры подойдут и для первого класса, когда только впервые вводится понятие «задача», и для четвертого при подготовке к ВПР.
Для изучения и закрепления нумерации и счета в пределах десяти я рекомендую использовать карточки, где цифры заменены картинками. Задача ученика — составить числовые выражения, соответствующие карточке.
Работа с карточками на уроках окружающего мира
Для изучения данного предмета я рекомендую применение методики работы с карточками как можно раньше. Таким образом, дети смогут не только усвоить больший объем информации, но и стать на каждом уроке непосредственным активным участником. Кроме того, именно в рамках изучения предмета «Окружающий мир» ученикам будет предложено выполнять множество проектов на самые разносторонние темы. Поэтому форма наглядного изучения так важна с первого класса.
Коллективная работа
Самые простые карточки (овощи – фрукты, наземный – воздушный транспорт, времена года) будут актуальны для первого класса. На уроках окружающего мира учитель не только знакомит детей с самыми разными темами, но и учит образному мышлению. Поэтому можно использовать игры с логическими рядами, как и на предмете «Математика», но адаптируя их под изучаемую тему.
Игры «Съедобное-несъедобное», «Опасно-безопасно», в ходе которых ученикам будет предложено сортировать предметы, предложенные учителем, подойдут для самых младших учеников.
Для третьего и четвертого класса можно предложить сортировку растений южных и северных стран или национальной одежды. При изучении блока «История России» детям будет интересна игра по сопоставлению дат и событий. Например, на карточках, представленных с левой стороны доски, можно разместить даты, а с правой — события. Задача учеников — правильно соотнести карточки. Аналогичную игру можно провести по тематике «Страны и столицы».
При изучении культур народов мира можно использовать карточки с пропущенными словами, которые дети должны заполнить. Например, в Голландии люди занимаются выращиванием самых популярных цветов в мире (пропущено слово «розы»), Итальянская кухня известна своими мучными изделиями — … (макароны) и т. д.
Индивидуальная работа
На уроках окружающего мира в начальной школе индивидуальная работа с карточками будет оптимальна для проведения промежуточного контроля и подготовки к ВПР. Подобрав и составив карточки по основным пройденным темам, можно предложить каждому ученику почувствовать себя на экзамене, перевернуть карточки, перемешать и «вытащить» одну из них. Такая форма работы учит самостоятельности, ребенок не выполняет тест, предложенный всему классу, а выбирает индивидуальное задание только для себя.
Примерные задания для индивидуальных карточек:
- нарисовать/раскрасить гербы предложенных стран;
- сопоставить тип правления и страну;
- отметить съедобные и ядовитые растения/ягоды/грибы;
- сопоставить животное/растение и место обитания;
- составить памятку по поведению в лесу;
- составить памятку по поведению в случае ЧС;
- сортировать музыкальные инструменты: струнные/ударные и т. д.;
- сопоставить страну и столицы;
- описать природные зоны России;
- составить памятку по охране природы или глобальным экологическим проблемам;
- составить рассказ о своей семье;
- описать водные ресурсы нашей страны;
- нарисовать/указать полезные ископаемые и способы их добычи;
- составить памятку по безопасному поведению в быту/на льду/в лесу и т. д.
- изобразить/описать животных и растения Красной книги России;
- к изображению животного добавить продукт, который от него получает человек;
- нарисовать достопримечательности предложенной страны;
- сопоставить планету и ее изображение.
Тем может быть очень много, учитель ориентируется на пройденные темы и свою цель. Кроме того, такую работу можно предложить ученикам выполнить в парах или небольших командах.
Работа с карточками на уроках чтения
При работе с текстами на уроках карточки — незаменимые помощники. С их помощью учитель может и развивать навык чтения, и проверить осознанность прочитанного, развить воображение и связную речь ребенка.
Коллективная работа
Для данного вида деятельности можно использовать карточки по развитию речи по составлению коллективного рассказа. Для проверки усвоения прочитанного материала можно пронумеровать вопросы к тексту, развесив их на доске номером с лицевой стороны. После чтения «по цепочке» детям предлагается выбрать номер карточки, перевернув ее, предложить ответить на вопрос по содержанию.
Карточки с изображениями героев прочитанного рассказа/сказки/басни помогут ученикам научиться выражать свое отношение к действующим лицам текста, формулировать моральные выводы о действия героев и описывать характер.
Для развития навыков скорочтения — карточки просто незаменимы. На доске вывешивается текст с рисунками, где пропечатана только верхняя половина букв или «перевернутый» текст. Восстанавливая его, ребенок развивает орфографическую зоркость и глазомер.
Индивидуальная работа
Для первого класса можно предложить задание с иллюстрацией, задача ребенка — составить краткий текст по картинке. Для тестирования подойдут карточки с картинкой, где ученик записывает автора и название произведения.
Для развития воображения и связной речи можно предложить индивидуальные карточки, в которых напечатан неоконченный текст. Составляя оконцовку рассказа, ученик учится грамотно и последовательно излагать свои мысли.
Заключение
Метод работы в начальной школе с таким видом материала, как карточки, — это наглядные приемы, которые повышают эффективность усвоения материала, мотивируют учеников и делают уроки интересными! Задача учителя состоит в том, чтобы грамотно подобрать и применить материал. Данная методика занимает важное место в курсе начальной школы. Цели использования карточек на уроках могут быть разными:
- ознакомление с новыми материалами;
- закрепление знаний, умений, навыков;
- проверка их усвоения;
- формирование четких пространственных представлений, содержательных понятий;
- развитие логического мышления и речи.
Но главный результат успешной педагогической деятельности — это всесторонняя, самостоятельная личность ученика, который с удовольствием изучает все предметы начальной школы!
Об авторе: Буховец Ирина Андреевна, стаж работы более 10 лет.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.