Елена Сафонова, 10.10.2020 0

Как создать хороший эмоциональный настрой на различных этапах урока? Приемы и примеры работы с настроем на уроке


Про эмоциональный фон урока сказано довольно много. Очевидно, что лодка учения плывет не так, как вы ее назовете, а так, как на ней поддерживается хорошее настроение. Остановимся на средствах эмоционального настроя на разных этапах урока.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

"В жизни важен первый шаг"

В начале урока создать правильный эмоциональный настрой — важнейшая задача. Это надо сделать достаточно быстро (ни организационный момент, ни фазу вызова затягивать не стоит) и небанально, чтобы не повторять за коллегами, начавшими первые пять уроков фразой "Какая чудесная сегодня погода!" или "Все вы выглядите отдохнувшими и повзрослевшими!"

В начальной школе учителя часто начинают урок с мотивирующего и поднимающего настроение стишка. Их вполне можно уже отнести к учительскому фольклору, а новые тексты нетрудно найти в интернете. Приведем еще несколько примеров.

1

Дело есть у нас сейчас —
Это раз.
Пишем буквы и слова —
Это два.
Вот друзья твои, смотри —
Это три.
Мы живем в счастливом мире —
Вот четыре.
А оценку получать —
Только пять!

 

2

Из ладоней выпускаем птицу.

(при этих словах ребята складывают ладони лодочкой, а потом раскрывают их, словно бы выпуская птицу)

Пусть летит и в небесах резвится.

(ребята, соединив ладони в районе больших пальцев, машут ладонями и пальцами, словно крыльями)

Пусть нам песни весело поет

И успех в работе принесет.

(ребята делают манящие движения руками к себе)

3

Нам — учиться и читать.
Нам —«пятерки» получать.
Нам — смеяться и дружить, 
Очень грамотными быть.

4

Если утром улыбнуться,
Сразу птицы запоют,
Всюду чудеса начнутся
И ромашки расцветут.
Если будешь улыбаться
Всем невзгодам вопреки,
Будут в небе зажигаться
Звезды, словно огоньки.
И тогда придет удача,
И тогда придет успех,
Ведь улыбка много значит
Для тебя, для нас, для всех.

5

Все готово, все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Отправляется сейчас
В путешествие наш класс.
Мы пройдем дорогой знаний,
Не собьемся мы с пути.
Ждет нас множество заданий 
И победа впереди.

Многие учителя предлагают ребятам — с соседом по парте, сказать ему комплимент или доброе пожелание. Это упражнение воздействует на эмоциональную сферу благодаря тактильному контакту и способствует развитию речи учащихся.

Если можно потратить чуть-чуть больше времени, приветствие можно превратить в игру «Пожелайка». Каждый ребенок пишет на выданном маленьком листочке бумаги (бумажной фигурке: снежинке, цветочке, кленовом листике) какую-то добрую фразу и кладет в шляпу (вазу, волшебный мешочек...). Затем записки выдаются ребятам "кто какую вытянет», по принципу жребия и прочитываются (про себя или вслух).

Интересным приемом может быть произнесение перед уроком какой-то традиционной речовки или девиза.

Например, такие:

Мы умны, смелы и зорки, 
Нам нужны одни «пятёрки!»

Или

Раз, два, три, четыре, пять —
Будем знания искать.

Попытка повторить за учителем мудреную скороговорку тоже может вызвать веселость и радостный настрой.

Примеры забавных скороговорок можно найти здесь:

В пути развлекать обещали

Конечно, "скучно" почти всегда означает "непонятно". Поэтому на уроке надо и развлекать тоже — в хорошем смысле слова. То есть создавать хорошее настроение. Ведь 45 минут напряженной, но скучной и изматывающей работы едва ли продуктивнее, чем 40 минут веселой и увлеченной работы плюс 5 минут на шутки и игры. Как это можно сделать без ущерба для образования?

Можно не задавать при опросе вопросы и задачи, а раздавать их:

  • в ярких или расписных конвертах;
  • в свитках;
  • в футлярах (допустим, из втулок от туалетной бумаги);
  • в шкатулках и т.д.

Можно вопросы и задания разыгрывать, как в аукционе, используя выданные заранее фишки.

Можно провести, предложив каждой группе

  • придумать себе название;
  • «превратиться» в каких-то животных и начинать любую фразу с соответствующего слова (кошки — «мяу» и т.д.)

Собственно, и весь урок можно провести в форме игры. Приведем примеры:

Например, "Визит Незнайки".

К детям приходит Незнайка и уверяет, что все изучаемое ими бесполезно и неинтересно. Дети возражают и объясняют, что они изучили и зачем. Эта игра одновременно направлена на мотивацию и помогает повторить изученный материал, который дети пытаются объяснить Незнайке.

В азартном, энергичном классе рабочий настрой падает, если ребятам делается скучно. Им психологически комфортнее быстрый темп, частая смена видов деятельности; такие школьники любят соревнования, активные игры.

Напротив, вялый и "тихий" класс, где много детей флегматиков и меланхоликов, будет испытывать постоянный стресс на таких уроках. "Расшевелить" их не получится, ведь тип нервной деятельности не переделаешь — он врожденный. А на приеме у психиатра не редкость те, кому пытались жестко ломать темперамент. 

В таком классе лучше избрать несколько спокойных вариантов работы, делать между ними паузы (например, в этот момент может быть проведена физкультминутка, сбор-выдача тетрадей, учитель может что-то рассказать увлекательное, сообщить о необычном факте, привести интересный афоризм). 

Скорее всего в классе есть ребята с разными темпераментами. Но и в этом случае нетрудно найти всем сравнительно комфортные виды работы. Например, если проводится активная игра, холерики и сангвиники радостно бросятся соревноваться, а флегматики и меланхолики с удовольствием выполнят обязанности жюри.

Нередко учителя проводят контроль с помощью индивидуальных карточек. Можно заготовить листы с заданием, скажем, на 10 минут, а несколько  —совсем маленьких, на пару минут. Такой листок надо дать ребенку-кинестетику, предупредив, что на «пятерку» надо сделать пять таких, а следующий вы дадите, когда ученик выполнит первый. Школьнику придется несколько раз встать и пройти по классу, и это снимет напряжение и улучшит эмоциональное состояние ребенка.

Во время долгой творческой работы (сочинение, изложение, эссе по обществознанию...) в средней школе учителя часто разрешают школьникам задавать вопросы. Лучше, если эти вопросы ученики будут задавать на ухо педагогу, подойдя к столу. Тогда они не будут мешать остальным, а проход до стола и обратно немного встряхнет уставшего от сидячей работы ребенка.

Можно дать задание, которое заставит ребят пройтись по классу. Например, треть класса получает карточки, на которых написана дата, треть — с названиями исторических событий, которые в эти даты произошли, остальные —  карточки с именами исторических деятелей, которые с этими событиями связаны. Они должны воссоединиться. С этой целью сначала первая треть идет по классу, ищет «своих», а потом — все «ненайденные». Можно так же распределить формулу, учёного и формулировку закона; героя, автора и произведение и т.д.

Если нет возможности устроить такие "бродилки", можно провести фронтальный опрос или какую-нибудь игру с мячом. Это снимет напряжение и улучшит эмоциональное состояние ребят.

Если урок требует не радостного, а лирического настроения, его легко создать с помощью свечи, зажженной на учительском столе. Только будьте осторожны с огнем! (сейчас есть вполне реалистичные свечи на батарейках).

Создать настроение поможет оформление кабинета. Если требуется особый эмоциональный настрой (скажем, открытый урок, очень важная тема и т.п.), об этом лучше подумать заранее и подготовиться. Например, к уроку о Великой Отечественной войне можно оформить кабинет черно-белыми фотографиями, настоящими или стилизованными под сороковые годы, а стекла заклеить полосками бумаги. К уроку о мореходах-первооткрывателях подготовить «карту пиратов», изображения, а то и макеты старинных кораблей, подзорную трубу и т.п.

Есть немало примеров успешного использования классической музыки (особенно скрипичной) на уроках в качестве фона при выполнении самостоятельной работы. Если подобрать более бодрые, энергичные музыкальные произведения для вялого, апатичного класса и спокойные, мелодичные — для нервных или агрессивных ребят, это станет и средством эмоционального настроя.

Сильнейшее средство эмоционального воздействия —юмор. Удачная шутка способна подбодрить робкого ребенка и слегка осадить зазнайку. Но главное назначение юмора — нивелирование страха. Шутка, смех говорят сознанию: "Все нормально, бояться нечего, все проблемы решаемы". Это помогает скинуть напряжение и ощутить веру в свои силы.

Конец - делу венец

В конце урока часто учителя прибегают к рефлексии. Цель ее — помочь детям осознать цель, которой они достигли в результате работы, дать оценку своей деятельности, проанализировать причины неудач.

Но помимо этого важно ощущение радости и гордости: я хорошо, добросовестно поработал, мой успех заслужен.

Для оценки эмоционального состояния учеников нередко используются цветные карточки. Каждый цвет соответствует какому-то эмоциональному состоянию; ребята выбирают карточку со своим «настроением», показывают ее, а иногда и объясняют, почему выбрали именно это.

Учитель может поблагодарить класс, похвалить ребят за участие в уроке, сказать, что было интересно и приятно работать с ними. Можно дать анонс следующей темы в форме загадки или необычного факта, чтобы подогреть интерес, заинтриговать. Но в любом случае лучше, если ребята уйдут с хорошим настроением — тогда они и придут на следующий урок радостными и готовыми к свершениям.

Хорошее настроение — залог отличного урока. Поэтому надеемся, что предложенные нами приемы, призванные улучшить эмоциональный настрой на уроке, будут полезны.

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?