Как замотивировать учеников на работу? Хитрости и лайфхаки для урока, проверочной и домашней работы
Мотивация — что это и как работает?
Мотивацию Википедия определяет какпобуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.
То есть мотивация — это все то, что заставляет нас преодолевать инерцию и собственную лень и что-то делать. Есть известный анекдот.
У тебя есть цель? Иди к ней. Не можешь идти? Ползи. Нет сил ползти? Ляг и лежи в направлении цели.
Мотивация — это как раз то, что определяет стремление идти — ползти — лежать в направлении цели.
Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. Есть знаменитая притча.
Некто увидел трех человек, каждый из которыхтащил тяжелую тачку с камнями. Он спросил первого: "Что ты делаешь?" —"Разве не видишь? Тащу тяжелые камни". Спросил о том же второго, тот сказал: "Зарабатываю на жизнь своей семье". Задал тот же вопрос третьему и получил ответ: "Я строю величественное здание".
Так вот, у первого мотивация внешняя (вероятно, его заставляют таскать камни, потому что сам он явно не хочет), у третьего — внутренняя. Насчет второго могут быть вопросы. По отношению к зданию его мотивация внеположна, но она все же может быть внутренней.
Мотивацию также классифицируют как положительную или отрицательную. Грубо говоря, положительная— чтобы чего-то добиться, отрицательная — как бы чего не вышло.«Хочу хорошо ответить теорему» — положительная мотивация; «не хочу получить двойку» — отрицательная.
Нередко говорят также о том, что мотивация может быть устойчивой или неустойчивой (требующей "подпитки" извне).
Как ни печально, педагогам чаще всего приходится работать с мотивацией внешней ("Все я делаю для мамы..."), отрицательной (главное двойку не получить) и неустойчивой, а наилучший вариант — внутренняя, положительная и устойчивая мотивация. Но и такое, конечно, встречается.
Однако что же делать, чтобы изменить мотивацию школьника в нужную сторону или хотя бы поддержать ее во время урока?
Мотивирующее начало урока
В начале урока желательно создать бодрое, рабочее настроение и замотивировать ребят на работу. Что для этого можно сделать?
- Сказать ученикам несколько приятных фраз. Например, как вы шли на работу в плохом настроении, а когда увидели свой любимый класс, открытые и светлые личики своих любимых учеников, для вас словно солнышко выглянуло.
- Только лучше хвалить всех, а не кого-то отдельно во избежание огорчений и зависти.
- Прочитать короткое мотивационное стихотворение, которые так любят учителя начальной школы.
- Прочитать подходящее по смыслу стихотворение классика. Например, осенью — "Осень" И. Бунина, на уроке, посвященном словарям,— "Словарь" С. Маршака и т.д.
Читать лучше наизусть и с выражением.
Кстати, короткое, но красивое стихотворение известного поэта — это одна из палочек-выручалочек, о которых речь ниже.
- Предложить решить ребус, шараду и т.п.
- Рассказать короткую сказку про то, о чем будет речь на уроке.
- Рассказать анекдот, подходящий к теме.
- Начать урок нестандартно: спеть песню, прийти в необычном костюме, принести странный предмет или коробку с таинственным содержимым, вбежать в класс вприпрыжку или громко болтая по телефону, притвориться спящим...
Все это способствует созданию приятной атмосферы в классе. Но на этом не надо останавливаться, а лучше сразу перейти к фазе вызова. Например так: "Ребята, а как вы думаете, почему я рассказала вам эту историю (сказку, анекдот, стихотворение...)? Что мы будем сегодня изучать?" Это создаст интригу.
Тему можно зашифровать в ребусе или шараде, она может быть отгадкой загадки.
Интересно объединить актуализацию знаний с фазой вызова с помощью кроссворда. По горизонтали загаданы уже пройденные понятия, а по вертикали в результате вписывания слов можно прочесть новое, еще не изученное.
Надо помнить и о том, что ощущение недостатка информации мотивирует на ее поиск. Можно предложить пример или задачу, которые можно решить только пока не изученным способом. Или задать вопрос, ответить на который можно только после изучения новой темы. Продемонстрировать опыт и предложить объяснить его. Или показать его не до конца и предложить спрогнозировать, что получится.
Все это заставит проснуться любопытство и, как следствие, мотивацию.
Нестандартный урок
Нестандартные уроки сами по себе вызывают интерес и желание поработать.
Например, учитель сообщает, что урок отменяется. Вместо этого все летят на Луну. Но сначала надо выяснить, сколько горючего надо взять с собой (или написать письмо лунатикам, или сдать экзамен на звание лунного путешественника...). Хорошо довести игру до конца и выдать всем "Свидетельства о путешествии на Луну" или что-то в этом духе.
Или такой вариант. Учитель приходит в "волшебной" шляпе или с "волшебной палочкой" и сообщает, что злой колдун похитил из школы все пятерки. Он их спрятал на необитаемом острове на вершине гигантской пальмы. "Если не боитесь, я перенесу вас на этот остров и превращу в обезьянок. Вы заберетесь на вершину и спасете пятерки. Но на пальму так просто не влезешь. По пути придется решать примеры (отвечать на вопросы, писать воьшебные слова...)".
Помимо таких "игровых" уроков существует множество уже устоявшихся занимательных форматов:
- урок-путешествие;
- урок-викторина;
- урок-игра ("Поле чудес", "Что? Где? Когда?", "Кто хочет стать миллионером?" и т.п.);
- урок-суд;
- урок-конференция и многие другие.
Эмоциональный настрой и ситуация успеха
Что мотивирует больше: ситуация успеха или неуспеха? Ответ известен каждому.
Ирония лишь в том, что ответы эти разные.
И в самом деле, у одних поражение вызывает депрессию, а у других — спортивную злость. Одних крошечная победа окрыляет, а других погружает в самодовольный "анабиоз". Конечно, научиться принимать "хвалу и клевету... равнодушно" очень хорошо, да ведь это когда еще будет! Для большинства детей это пока недоступный высший пилотаж. Поэтому они зависимы от поощрения или порицания учителя.
Бесспорно, не стоит всех ребят стричь под одну гребенку. Чаще всего педагог знает, кого надо похвалить за какую-то мелочь, а кому попенять за крошечный недочет, чтобы не поощрять зазнайство. Но все же в целом лучше лишний раз похвалить, чем понапрасну отругать. Доброе слово не только кошке приятно. Оно помогает создать на уроке радостную атмосферу — атмосферу успеха. Возможно, она не поможет слабому ученику хорошо выполнить задание. Но бесспорно, что атмосфера страха и неуверенности в себе многим помешает.
Чтобы создать ситуацию успеха, обычно рекомендуют использовать такие приемы:
- специально подобранные индивидуальные задания, которыми ученик в силах справиться (но при этом не надо забывать о том, что оценка должна все же отражать уровень знаний; не стоит ставить одни хорошие оценки на уроках, а потом «двойку»на контрольной);
- мотивирующие фразы.
Мотивирующие фразы призваны настроить ученика на стремление к победе. Они внушают надежду на то, что цель достижима.
Приведем примеры таких фраз:
- В этот раз у тебя получилось лучше.
- Я уверен: это тебе по силам.
- Ты справишься.
- Ты делаешь это задание все лучше и лучше.
Есть еще одна хитрость. Все мы знаем, что нельзя сравнивать одного ребенка с другим. Надо сравнивать ребенка с ним же самим, но вчерашним. Однако самостоятельная работа, данная всему классу, все же предполагает такое сравнение: за десять правильно решенных задач, например, учитель ставит «пятерку», за восемь —«четверку», за шесть —«тройку», за три —«двойку»... То есть одни выполнили задание лучше других. И ребенку, который решил две задачи, мы не ставим «пятерку» на том основании, что в прошлый раз он не решил ни одной. Хотя это, бесспорно, победа! Как же быть?
Ну, во-первых, не объявлять оценки вслух. Каждый сам увидит свою оценку в тетради.
Во-вторых, кроме обычных оценок, можно ввести систему "поощрялок". Это символические предметы или просто "плюсики" в тетради у учителя, которыми поощряется то, что не подлежит обычной оценке. Например, слабый ученик взял домашнее задание повышенной сложности и подготовил доклад с презентацией. Получилось у него плохо, так как задание было ему не по силам. Но видно, что он очень старался и потратил много времени. Поставить «пятерку»? Но ведь весь классвидит, что работа слабая, за значительно лучший доклад с недочетами огорченный отличник получил «четыре»... Вот в такой ситуации и уместны "поощрялки". Например, оценка "три" плюс две "поощрялки". То, что ребенок не умел решать задачи, а теперь смог решить две из десяти, тоже можно наградить "поощрялками". Участие в конкурсах, выполнение творческих заданий, помощь в оформлении карточек и т.п. — все это основание для выдачи "поощрялки". Что делать с ними потом?
- Обменять десять "поощрялок" на одну «пятерку».
- Наградить оригинальным призом.
- Выдать "индульгенцию" на одну «двойку».
Вариантов можно придумать множество.
Свобода!
По мнению психологов, одним из составляющих мотивации является свобода. Этот закон открыл еще, как известно, Том Сойер, когда белил забор. Человек по собственному желанию иногда совершает очень трудоемкие действия. Например, ходит в поход, поднимается в гору, бегает или прыгает с парашютом. Но он отказался бы, если бы ему за это платили. То есть принуждение (трудовой договор) и оплата за работу убивает интерес и увлеченность. Нечто подобное происходит и в школе. Скажем, дома ребенок любит рисовать, а в школе не хочет. Хотя его никто за рисунки не ругал. Просто дома он хочет, а в школе — должен. Также если ребенок сначала получал вознаграждение (даже конфетку) за каждый рисунок, без поощрения не принимается рисовать, рисует хуже или иначе проявляет пониженный интерес к оплачиваемому занятию.
Как же дать ребятам свободу? Может, они хотят весь урок просидеть в соцсетях! А работать-то нужно!
Конечно, нельзя идти на поводу у лени детей, но это не значит, что нельзя оставить что-то на выбор ребят.
Например, можно давать каждый раз не одно, а два-три варианта домашнего задания на выбор.
Можно предлагать таким же образом и обычные проверочные работы: с выбором заданий. Например, в контрольной работе 20 заданий: 10 по пять баллов, 5 по три балла и 5 по два. На «пятерку» надо 50 баллов, на «четверку» —35, на тройку — 20. И школьник сам выбирает, какие здания решать.
Можно предложить школьникам
- выбрать последовательность упражнений;
- решить, какая тема будет рассмотрена на уроке, а какую надо будет разобрать самостоятельно дома;
- самим придумать для себя вопросы или задания по теме и т.д.
Палочки-выручалочки
Если учитель видит, что дети устали, настрой на работу исчез, никому ничего не хочется делать и т.п., он может попытаться взбодрить класс. Вот несколько несложных способов.
- Предложить задание, связанное с перемещением. Предположим, составление предложений. Учитель называет слово (например, «Вчера»), подходит к какому-нибудь ученику и берет его за руку. Ребенок должен встать и сказать второе слово предложения (допустим, «кошка»). Затем они уже вдвоем подходят ко второму ученику, первый берет его за руку, второй встает и называет третье слово («прибежала») и так далее. Так до тех пор, пока длится предложение. Можно устроить соревнование на самую длинную цепочку (то есть самое длинное предложение). Можно называть слова на правило (к примеру, приставки на –з и –с): если надо написать З, все должны подойти к одной стене, если С— к другой. Конечно, получится небольшая свалка, но все взбодрятся.
- Загадать загадку.
- Рассказать интересную историю в тему.
- Устроить любое соревнование (кто быстрее решит пример, кто предложит больше объяснений какому-то явлению, кто найдет на карте больше озер…).
- Пошутить.
- Рассказать историю из своей или чужой жизни с оптимистическим концом.
- Предложить награду: интересную игру, право для лучших учеников на какую-либо льготу и т.п.
Мотивация — это важная составляющая образовательного процесса. Поэтому, как бы ни было трудно достичь результата, надо стремиться к этому всеми возможными способами.
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.