Миссис Квизи и мистер Квест: как организовать игры на уроках, что такое геймификация обучения
Есть ли польза от геймификации?
Под геймификацией понимаются обычно разнообразные игровые технологии, направленные на получение знаний. Разумеется, попутно они выполняют и другие функции: повышают мотивацию, например, и развивают интеллект.
Особо нового здесь ничего нет: дидактические игры учителя использовали всегда. Просто теперь это называется по-другому. И предполагается, кроме того, что геймификация— это целая система, а не игры от случая к случаю.
Чем же могут помочь игры на уроке? Эксперименты показали, что это и в самом деле действенное средство.
Например, на автора этой статьи сильное впечатление произвел видеоотчет об эксперименте, проводившемся в Индии.
В стену дома был встроен подключенный компьютер с выходом в интернет. Доступ к нему имели все окрестные детишки. Спустя примерно месяц дети безо всякой помощи освоили этот компьютер, сняли какой-то ролик, куда-то его послали... На видео видно, как одни ребятки что-то объясняют другим. То есть они не только сами научились, но и других уже учат. А ведь для них компьютер был всего лишь бесплатной игрушкой. Детей никто не заставлял заниматься с ним.
Игра затягивает, увлекает. Ребенка, занятого игрой, не надо заставлять что-то делать: он сам делает то, чего требуют условия игры. Разве это не мечта учителя: дети учатся охотно, увлеченно, с полной самоотдачей? Просто они этого хотят.
Но мотивация — не единственное, что дает игра. Это еще и мощное средство воспитания.
- командные игры воспитывают чувство локтя, раскрывают лидерские качества, учат общению и взаимопониманию;
- игры в стиле "сам за себя" воспитывают самостоятельность, веру в свои силы
И любая игра важна для развития интеллекта. Речь не про младших школьников: в том, что игра для них очень важна, едва ли кто-то сомневается. Но она способна принести колоссальную пользу и подросткам, даже старшим подросткам.
"Тут играйте — тут не играйте"
Всегда ли уместна игра? Это, наверное, вопрос, на который нет универсального ответа.
Одни педагоги каждый урок то "летят на Луну", то отправляются в Хогвардс, то играют в "Что? Где? Когда?".
Другие устраивают игры-минутки.
Третьи вообще не особо этим увлекаются.
Кто из них прав?
Но можно ли ответить на этот вопрос? Ведь у каждого педагога свой стиль и преподавания, и общения. Игра — это то, что хочется, это увлечение и радость. Получится ли хорошо организовать игру, если учителю это неинтересно и неприятно? Захотят ли дети играть в таком случае?
Многие игры требуют огромной подготовки, вложения времени и сил. Но по пять-шесть часов тратить на подготовку к каждому уроку невозможно (хотя бы потому, что у учителей в сутках тоже только 24 часа). Однако есть и такие, которые подготовить можно сравнительно быстро и без лишней суеты.
Игры, не требующие большого времени на подготовку
Это или игры-минутки, или игры, созданные на какой-либо интернет-платформе по шаблону. Например, https://learningapps.org/.
Это платформа, зарегистрировавшись на которой можно создавать интерактивы по имеющимся шаблонам:
- составление пар;
- распределение по столбикам;
- "Кто хочет стать миллионером";
- "Виселица";
- филворд и проч.
При желании можно выложить свое интерактивное задание для всеобщего использования и, следовательно, пользоваться чужими разработками.
Игры-минутки обычно не требуют или почти не требуют подготовки.
- Это может быть обычное соревнование: какой ряд быстрее справится с заданием?
- Можно придать этой игре более "командный" вид: не каждый пишет в тетради и поднимает руку, а лист, на котором надо писать, передается в качестве эстафетной палочки и все по очереди пишут по 2-3 слова.
- Можно обыграть одно какое-то задание. Например, задача касается подсчета корма для кур, поэтому учитель просит совета у коллег-животноводов.
Ребус, филворд, шарада, "загадочный текст" (текст, в котором надо найти ошибку или расшифровать информацию) — привычные всем игры для начала урока. Они выполняют множество функций:
- создают интригу;
- повышают мотивацию;
- обеспечивает положительный настрой.
Можно держать в кабинете предметы, позволяющие быстро организовать незамысловатую игру:
- тряпичный мячик (для опроса по броску или эстафеты);
- шляпу для жеребьевки (или несколько разноцветных шляп для игры в «Шесть шляп»;
- куклу-перчатку;
- веревочку.
Веревочка может пригодиться для составления цепочек или общих опросов.
Например, на уроке русского языка один ученик берется за конец веревочки и называет существительное, второй цепляется за ним и говорит причастие, третий и далее — зависимые слова к причастию (тема "Причастный оборот"). На уроке иностранного языка за веревочку-выручалочку может ухватиться каждый, кто сможет назвать, например, глагол (или слово на правило, или начинающееся на заданную букву).
Но в игре лучше не наказывать, а награждать. Например, оттиском штампика "Победитель" в тетрадь. Можно даже переводить 10 оттисков в пятерку.
Игры-уроки
Нередко целый урок проходит в форме игры. Педагогическая фантазия создала множество разнообразных игр, заимствовав идеи из реальной жизни или с экрана телевизора:
- "Поле чудес";
- "Кто хочет стать миллионером";
- "Угадай мелодию" (животное, страну, исторического деятеля...).
Игра проводится по принципу порционной подачи информации. Загадка о городе, например, разбивается на семь фраз-подсказок. Игроки по очереди "делают ставку": "Я угадаю этот город с шести подсказок!" — "А я угадаю его с пяти подсказок!" — "Угадывай". Торг заканчивается в одном из двух случаев:
- когда один из игроков назовет минимальное количество подсказок — три;
- когда один из них скажет: "Угадывай".
Популярны уроки-путешествия. Наиболее органичны они, конечно, на географии, почти в той же мере — на астрономии, иностранном языке, истории, биологии. Но на самом деле "путешествовать" можно куда угодно:
- в Страну десятичных дробей;
- в город Служебных частей речи;
- в лабораторию ученого;
- на остров Правосудия и т.п.
Популярны у учителей разных специальностей и другие игровые формы уроков:
- урок-аукцион;
- урок-суд;
- урок-интервью;
- урок-конференция;
- РАФТ и т.д.
Игры, направленные на развитие метапредметных навыков
Кроме игр, ориентированных на повышение интереса к конкретному предмету и геймификацию опроса или "фазы вызова", широкое распространение получили "надпредметные" игры, организуемые обычно двумя-тремя (а то и более) учителями разных предметов.
Это игры, охватывающие несколько классов (параллель или даже две - три параллели); они представляют собой системы вопросов, направленных не только и не столько на знание, сколько на умение интерпретировать информацию, мыслить логически и нестандартно, привлекать факты из разных областей знания и создавать на их основании гипотезы.
Самые известные игры такого плана — "Что? Где? Когда?", квесты, квизы.
Как провести «Что? Где? Когда?» на уроке
Игра "Что? Где? Когда?" существует на ТВ уже давно, но по-прежнему пользуется большой популярностью у телезрителей.
Это не просто игра "на знания". Часто для победы недостаточно даже широкой эрудиции. Необходимо уметь сопоставить информацию.
Это игра для малых групп. Не стоит предлагать играть классами: такое количество ребят не сможет качественно выработать общую версию. Или возобладает мнение самых горластых, или достаточно авторитетный и авторитарный капитан не позволит участвовать в обсуждении никому, кроме тех, кто ему кажется наиболее умным. Да и высказаться такое количество ребят за минуту (и даже за три-четыре минуты) не успеет. А ведь надо еще обсудить версии и выбрать лучшую. В любом случае самопроизвольно получится, что играет небольшая группа, а остальные сидят просто так или мешают со скуки и от обиды.
Лучше предложить классу выбрать команду (если желающих много, можно две или три команды). Так игра пройдет продуктивнее.
Квест
Квест — это игра, в которой надо собирать подсказки, а потом с их помощью разгадать слово или фразу — ключ.
Чаще всего эта игра представляет собой "движуху": команды передвигаются по школе в соответствии с "маршрутным листом" и выполняют задания (обычно на эрудицию и логику).
Команды могут быть человек из 10-12. На такие группы надо разбить классы; причем интересными бывают и игры разновозрастных команд. В отличие от "Что? Где? Когда?" это игра не зрелищная, зрители и болельщики тут не нужны, так что все ребята должны быть участниками — или не приходить на игру, если она организована после уроков и на добровольной основе. "Станции" могут быть организованы по предметам или по типу заданий:
- "Логика";
- "Память";
- "Ассоциации" и т.п.
В связи с ограничениями, налагаемыми эпидемиологической обстановкой, квест можно несколько переделать. Не команда куда-то бежит отвечать, а специальные «квест-почтальоны» доставляют вопросы и при успешном выполнении задания выдают «ключи».
Целью квеста может быть:
- собрать все буквы, из которых состоит загаданное слово, и угадать его, решив анаграмму;
- собрать фразу из слов;
- составить картинку из пазлов и т.д.
Оформление игры
Обе эти игры (и "Что? Где? Когда?", и квест) требуют тщательной проработки деталей и антуража. В первом случае нужно удобно расставить столы, продумать сигнал готовности ответа (лампочка, колокольчик...), запастись метрономом, таймером (можно найти в интернете и вывести на экран с помощью медиа-проектора, например). Очень важно найти хорошего ведущего, ассистентов, наблюдателей.
Во втором случае необходимо что-то типа сюжета: поиск пиратских сокровищ, рецепта эликсира вечной молодости, спасение принцессы... Соответственно должны быть оформлены
- "станции";
- подсказки;
- к теме игры надо привязать вопросы и названия команд и станций.
Квиз
Квиз— игра, несколько похожая на "Что? Где? Когда?". Главное сходство — принцип формулирования вопросов. Они должны быть направлены не столько на знания, сколько на смекалку, логику, воображение, умение креативно мыслить и находить нестандартные решения.
Играть в квиз может любое количество команд: от двух почти до бесконечности. Игра не требует особого оформления: только столы, стулья и желательно экран, на который будут проецироваться формулировки вопросов.
Обычно играют пять сетов по пять вопросов, но это не стоит считать незыблемым законом. Если играют школьники младших и даже средних классов, им можно предложить и меньшее количество заданий.
При желании можно и для квиза придумать общую тему и тогда оформить зал и столы соответственно.
У команд обязательно должно быть название, а вот капитана обычно нет. Ответы на вопросы пишут на листочках и сдают распорядителю.
Время на обсуждение и запись ответа ограничено.
"Пусть мы не рядом, мы с вами не рядом..."
Весна 2020 года заставила нас задуматься о роскоши человеческих отношений с совершенно новой точки зрения. Проще говоря, мы оказались ограничены в общении из-за самоизоляции, вызванной пандемией covid-19. И в этих условиях учителям пришлось изыскивать возможности как-то проводить и уроки, и внеурочку. Сделать в таких условиях урок ярким и захватывающим очень трудно, и геймификация превратилась в по-настоящему насущную потребность.
На первый план в условиях дистанционного обучения вышли интерактивы, созданные на различных платформах. Интерактивные задания могут помочь сравнительно быстро отработать предметные навыки, выучить термины, поработать над классификацией, потренироваться в счете или орфографии.
Из игровых уроков отлично подходят урок-викторина и урок-ученый совет, когда каждый из учеников (или каждая группа) заранее готовит сообщение по одной из тем, а затем все делятся информацией, обсуждают, "дают экспертное заключение" (делают вывод).
Из интеллектуальных игр наиболее удобным нам показался квиз. Причем ребята охотно работали и над созданием вопросов для квиза. И именно эта работа показалась нам максимально ценной в образовательном отношении. Школьники должны пересмотреть горы информации, чтобы придумать "вкусный" вопрос. Они должны проявить много изобретательности и креативности. Вот почему создание квиза кажется автору статьи заданием даже более ценным, нежели участие в игре.
Мы живем в мире, наполненном раздражителями. Соцсети и телевидение, реклама и популярная музыка агрессивно врываются в сознание современного школьника. Как бы ни был учитель привязан к старинной (тихой и камерной) манере преподавания, он не может не понимать, с каким трудом будут в этом случае воспринимать информацию дети. К сожалению, мы не можем изменить сложившуюся ситуацию — мы вынуждены действовать исходя из обстоятельств. И геймификация обучения — один из путей преодоления проблем, связанных с информационным пресыщением детей и подростков. Играйте на здоровье!
Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.