Елена Сафонова, 27.09.2020 0

Миссис Квизи и мистер Квест: как организовать игры на уроках, что такое геймификация обучения


В последнее время много говорят о геймификации обучения. Игровые технологии стали чрезвычайно популярными. Действительно ли стоит этим заниматься и как это делается?


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Есть ли польза от геймификации?

Под геймификацией понимаются обычно разнообразные игровые технологии, направленные на получение знаний. Разумеется, попутно они выполняют и другие функции: повышают мотивацию, например, и развивают интеллект.

Особо нового здесь ничего нет: дидактические игры учителя использовали всегда. Просто теперь это называется по-другому. И предполагается, кроме того, что геймификация— это целая система, а не игры от случая к случаю.

Чем же могут помочь игры на уроке? Эксперименты показали, что это и в самом деле действенное средство. 

Например, на автора этой статьи сильное впечатление произвел видеоотчет об эксперименте, проводившемся в Индии. 

В стену дома был встроен подключенный компьютер с выходом в интернет. Доступ к нему имели все окрестные детишки. Спустя примерно месяц дети безо всякой помощи освоили этот компьютер, сняли какой-то ролик, куда-то его послали... На видео видно, как одни ребятки что-то объясняют другим. То есть они не только сами научились, но и других уже учат. А ведь для них компьютер был всего лишь бесплатной игрушкой. Детей никто не заставлял заниматься с ним. 

Игра затягивает, увлекает. Ребенка, занятого игрой, не надо заставлять что-то делать: он сам делает то, чего требуют условия игры. Разве это не мечта учителя: дети учатся охотно, увлеченно, с полной самоотдачей? Просто они этого хотят.

Но мотивация — не единственное, что дает игра. Это еще и мощное средство воспитания.

  • командные игры воспитывают чувство локтя, раскрывают лидерские качества, учат общению и взаимопониманию;
  • игры в стиле "сам за себя" воспитывают самостоятельность, веру в свои силы

И любая игра важна для развития интеллекта. Речь не про младших школьников: в том, что игра для них очень важна, едва ли кто-то сомневается. Но она способна принести колоссальную пользу и подросткам, даже старшим подросткам.

"Тут играйте — тут не играйте"

Всегда ли уместна игра? Это, наверное, вопрос, на который нет универсального ответа. 

Одни педагоги каждый урок то "летят на Луну", то отправляются в Хогвардс, то играют в "Что? Где? Когда?".

Другие устраивают игры-минутки. 

Третьи вообще не особо этим увлекаются. 

Кто из них прав? 

Но можно ли ответить на этот вопрос? Ведь у каждого педагога свой стиль и преподавания, и общения. Игра — это то, что хочется, это увлечение и радость. Получится ли хорошо организовать игру, если учителю это неинтересно и неприятно? Захотят ли дети играть в таком случае? 

Многие игры требуют огромной подготовки, вложения времени и сил. Но по пять-шесть часов тратить на подготовку к каждому уроку невозможно (хотя бы потому, что у учителей в сутках тоже только 24 часа). Однако есть и такие, которые подготовить можно сравнительно быстро и без лишней суеты.

Игры, не требующие большого времени на подготовку

Это или игры-минутки, или игры, созданные на какой-либо интернет-платформе по шаблону. Например, https://learningapps.org/.

Это платформа, зарегистрировавшись на которой можно создавать интерактивы по имеющимся шаблонам: 

  • составление пар;
  • распределение по столбикам;
  • "Кто хочет стать миллионером";
  • "Виселица";
  • филворд и проч. 

При желании можно выложить свое интерактивное задание для всеобщего использования и, следовательно, пользоваться чужими разработками.

Игры-минутки обычно не требуют или почти не требуют подготовки. 

  • Это может быть обычное соревнование: какой ряд быстрее справится с заданием? 
  • Можно придать этой игре более "командный" вид: не каждый пишет в тетради и поднимает руку, а лист, на котором надо писать, передается в качестве эстафетной палочки и все по очереди пишут по 2-3 слова.
  • Можно обыграть одно какое-то задание. Например, задача касается подсчета корма для кур, поэтому учитель просит совета у коллег-животноводов.

Ребус, филворд, шарада, "загадочный текст" (текст, в котором надо найти ошибку или расшифровать информацию) — привычные всем игры для начала урока. Они выполняют множество функций:

  • создают интригу;
  • повышают мотивацию;
  • обеспечивает положительный настрой.

Можно держать в кабинете предметы, позволяющие быстро организовать незамысловатую игру: 

  • тряпичный мячик (для опроса по броску или эстафеты);
  • шляпу для жеребьевки (или несколько разноцветных шляп для игры в «Шесть шляп»;
  • куклу-перчатку;
  • веревочку. 

Веревочка может пригодиться для составления цепочек или общих опросов. 

Например, на уроке русского языка один ученик берется за конец веревочки и называет существительное, второй цепляется за ним и говорит причастие, третий и далее — зависимые слова к причастию (тема "Причастный оборот"). На уроке иностранного языка за веревочку-выручалочку может ухватиться каждый, кто сможет назвать, например, глагол (или слово на правило, или начинающееся на заданную букву). 

Но в игре лучше не наказывать, а награждать. Например, оттиском штампика "Победитель" в тетрадь. Можно даже переводить 10 оттисков в пятерку.

Игры-уроки

Нередко целый урок проходит в форме игры. Педагогическая фантазия создала множество разнообразных игр, заимствовав идеи из реальной жизни или с экрана телевизора:

  • "Поле чудес";
  • "Кто хочет стать миллионером";
  • "Угадай мелодию" (животное, страну, исторического деятеля...). 

Игра проводится по принципу порционной подачи информации. Загадка о городе, например, разбивается на семь фраз-подсказок. Игроки по очереди "делают ставку": "Я угадаю этот город с шести подсказок!" — "А я угадаю его с пяти подсказок!" — "Угадывай". Торг заканчивается в одном из двух случаев:

  • когда один из игроков назовет минимальное количество подсказок — три;
  • когда один из них скажет: "Угадывай".

Популярны уроки-путешествия. Наиболее органичны они, конечно, на географии, почти в той же мере — на астрономии, иностранном языке, истории, биологии. Но на самом деле "путешествовать" можно куда угодно: 

  • в Страну десятичных дробей;
  • в город Служебных частей речи;
  • в лабораторию ученого;
  • на остров Правосудия и т.п. 

Популярны у учителей разных специальностей и другие игровые формы уроков:

Игры, направленные на развитие метапредметных навыков

Кроме игр, ориентированных на повышение интереса к конкретному предмету и геймификацию опроса или "фазы вызова", широкое распространение получили "надпредметные" игры, организуемые обычно двумя-тремя (а то и более) учителями разных предметов.  

Это игры, охватывающие несколько классов (параллель или даже две - три параллели); они представляют собой системы вопросов, направленных не только и не столько на знание, сколько на умение интерпретировать информацию, мыслить логически и нестандартно, привлекать факты из разных областей знания и создавать на их основании гипотезы.

Самые известные игры такого плана — "Что? Где? Когда?", квесты, квизы.

Как провести «Что? Где? Когда?» на уроке

Игра "Что? Где? Когда?" существует на ТВ уже давно, но по-прежнему пользуется большой популярностью у телезрителей.

Это не просто игра "на знания". Часто для победы недостаточно даже широкой эрудиции. Необходимо уметь сопоставить информацию. 

Это игра для малых групп. Не стоит предлагать играть классами: такое количество ребят не сможет качественно выработать общую версию. Или возобладает мнение самых горластых, или достаточно авторитетный и авторитарный капитан не позволит участвовать в обсуждении никому, кроме тех, кто ему кажется наиболее умным. Да и высказаться такое количество ребят за минуту (и даже за три-четыре минуты) не успеет. А ведь надо еще обсудить версии и выбрать лучшую. В любом случае самопроизвольно получится, что играет небольшая группа, а остальные сидят просто так или мешают со скуки и от обиды.

Лучше предложить классу выбрать команду (если желающих много, можно две или три команды). Так игра пройдет продуктивнее.

Квест

Квест — это игра, в которой надо собирать подсказки, а потом с их помощью разгадать слово или фразу — ключ.

Чаще всего эта игра представляет собой "движуху": команды передвигаются по школе в соответствии с "маршрутным листом" и выполняют задания (обычно на эрудицию и логику).

Команды могут быть человек из 10-12. На такие группы надо разбить классы; причем интересными бывают и игры разновозрастных команд. В отличие от "Что? Где? Когда?" это игра не зрелищная, зрители и болельщики тут не нужны, так что все ребята должны быть участниками — или не приходить на игру, если она организована после уроков и на добровольной основе. "Станции" могут быть организованы по предметам или по типу заданий: 

  • "Логика";
  • "Память";
  • "Ассоциации" и т.п.

В связи с ограничениями, налагаемыми эпидемиологической обстановкой, квест можно несколько переделать. Не команда куда-то бежит отвечать, а специальные «квест-почтальоны» доставляют вопросы и при успешном выполнении задания выдают «ключи».

Целью квеста может быть:

  • собрать все буквы, из которых состоит загаданное слово, и угадать его, решив анаграмму;
  • собрать фразу из слов;
  • составить картинку из пазлов и т.д.

Оформление игры

Обе эти игры (и "Что? Где? Когда?", и квест) требуют тщательной проработки деталей и антуража. В первом случае нужно удобно расставить столы, продумать сигнал готовности ответа (лампочка, колокольчик...), запастись метрономом, таймером (можно найти в интернете и вывести на экран с помощью медиа-проектора, например). Очень важно найти хорошего ведущего, ассистентов, наблюдателей.

Во втором случае необходимо что-то типа сюжета: поиск пиратских сокровищ, рецепта эликсира вечной молодости, спасение принцессы... Соответственно должны быть оформлены 

  • "станции";
  • подсказки;
  • к теме игры надо привязать вопросы и названия команд и станций.

Квиз

Квиз— игра, несколько похожая на "Что? Где? Когда?". Главное сходство — принцип формулирования вопросов. Они должны быть направлены не столько на знания, сколько на смекалку, логику, воображение, умение креативно мыслить и находить нестандартные решения.

Играть в квиз может любое количество команд: от двух почти до бесконечности. Игра не требует особого оформления: только столы, стулья и желательно экран, на который будут проецироваться формулировки вопросов. 

Обычно играют пять сетов по пять вопросов, но это не стоит считать незыблемым законом. Если играют школьники младших и даже средних классов, им можно предложить и меньшее количество заданий.

При желании можно и для квиза придумать общую тему и тогда оформить зал и столы соответственно. 

У команд обязательно должно быть название, а вот капитана обычно нет. Ответы на вопросы пишут на листочках и сдают распорядителю.

Время на обсуждение и запись ответа ограничено.

"Пусть мы не рядом, мы с вами не рядом..."

Весна 2020 года заставила нас задуматься о роскоши человеческих отношений с совершенно новой точки зрения. Проще говоря, мы оказались ограничены в общении из-за самоизоляции, вызванной пандемией covid-19. И в этих условиях учителям пришлось изыскивать возможности как-то проводить и уроки, и внеурочку. Сделать в таких условиях урок ярким и захватывающим очень трудно, и геймификация превратилась в по-настоящему насущную потребность.

На первый план в условиях дистанционного обучения вышли интерактивы, созданные на различных платформах. Интерактивные задания могут помочь сравнительно быстро отработать  предметные навыки, выучить термины, поработать над классификацией, потренироваться в счете или орфографии. 

Из игровых уроков отлично подходят урок-викторина и урок-ученый совет, когда каждый из учеников (или каждая группа) заранее готовит сообщение по одной из тем, а затем все делятся информацией, обсуждают, "дают экспертное заключение" (делают вывод).

Из интеллектуальных игр наиболее удобным нам показался квиз. Причем ребята охотно работали и над созданием вопросов для квиза. И именно эта работа показалась нам максимально ценной в образовательном отношении. Школьники должны пересмотреть горы информации, чтобы придумать "вкусный" вопрос. Они должны проявить много изобретательности и креативности. Вот почему создание квиза кажется автору статьи заданием даже более ценным, нежели участие в игре.

Мы живем в мире, наполненном раздражителями. Соцсети и телевидение, реклама и популярная музыка агрессивно врываются в сознание современного школьника. Как бы ни был учитель привязан к старинной (тихой и камерной) манере преподавания, он не может не понимать, с каким трудом будут в этом случае воспринимать информацию дети. К сожалению, мы не можем изменить сложившуюся ситуацию — мы вынуждены действовать исходя из обстоятельств. И геймификация обучения — один из путей преодоления проблем, связанных с информационным пресыщением детей и подростков. Играйте на здоровье!

Об авторе: Сафонова Елена, учитель русского языка и литературы, стаж работы 20+ лет, ГКОУ СКОШИ №31, г. Москва.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?