Прием «Удивляй!», или С чего начинается знание
Инновационный метод с давней историей
Несмотря на активное использование такой когнитивной эмоции, как удивление, еще советскими педагогами (Шалвой Амонашвили, Симоном Соловейчиком и многим другими), и сегодня, благодаря развитию средств массовых коммуникаций и интернета, прием «Удивляй!» считается инновационным.
Пожалуй, главным отличием понимания феномена удивления в советской школе от школы нынешней была вера в удивительные побудительные способности этой эмоции. Считалось, что возникновение и развитие неожиданной ситуации, преподнесенное школьнику во вполне «формальной» обстановке урока, способно заставить «среднего» школьника, к примеру, выучить урок по той теме, которая вызвала удивление. Каковы же основные цели использования рассматриваемого приема в наши дни?
Удивляй, но проверяй!
В современной средней и старшей школе, «замученной» ОГЭ, ЕГЭ и прочими проверками учеников на прочность, очень редко уделяется должное внимание глубокому, вдумчивому изучению предметов, особенно гуманитарных. И у школьников вырабатывается привычка без особого интереса к предмету зазубривать то, что нужно на данный момент времени и благополучно забывать заученное, когда оно становится неактуальным.
Учитель, способный удивлять, безусловно, актуализирует мыслительную деятельность ребят и поддерживает внимание к теме урока. Позволяя тем самым запоминать интересные факты, а не просто включать особенности кратковременной памяти при работе с такими фактами.
Например, предлагая на уроке истории окунуться в мир нумизматики, учитель может достать принесенную с собой коллекцию монет и рассказать о наиболее интересных, дать школьникам осмотреть монеты. Это вызовет удивление. А, соответственно, и интерес.
Другой пример. На уроке литературы в 10-м классе разговор о бардах можно начать с прослушивания их популярных песен. А затем еще и спросить, кто исполнил ту или иную песню и каковы обстоятельства ее написания. Тут можно убить двух зайцев сразу: и проверить общую эрудицию школьников, и разжечь познавательный интерес.
Удивляться надо вовремя
Удивить ребят желательно сразу, в начале урока. Причем сделать это можно не только фрагментом текста или демонстрацией коллекции монет. Иногда можно задать неожиданный вопрос («Почему Сталин не стал воевать с Наполеоном?») или даже изобразить немую сценку, используя язык жестов (например, один из знакомых мне учителей сумел так продемонстрировать бомбардировку Хиросимы и Нагасаки). Неожиданность вызовет желание не только проанализировать увиденное, но и подмечать, а в старших классах и формулировать противоречие.
Поставленную цель можно считать достигнутой, если педагог так представил свою точку зрения, что вполне очевидные, казалось бы, факты стали для обучающихся загадкой. А добиться благосклонного внимания всего класса на целый урок можно всего лишь обозначив эту загадку в первые 5-10 минут урока!
Подведем итоги
Педагогический прием «Удивляй!» можно и нужно активно использовать сегодня в средней и старшей школе, он вызывает живой отклик у большинства детей и подростков, но учитель должен быть готов и сам удивляться вместе со своими учениками!
Об авторе: Востриков Игорь Владимирович, кандидат философских наук, доцент, доцент на кафедре философии Астраханского государственного университета.
