Статья: "Подготовка учащегося к концертному выступлению посредством создания ситуации успеха и неуспеха"


Цель – определить конкретные методы педагогического воздействия на учащегося по подготовке  к  концертному выступлению.

Задачи:

  • научиться пользоваться всем арсеналом средств подготовки учащегося к концертному выступлению;
  • развить у учащихся ощущения успеха, как закономерного итога личной кропотливой деятельности;
  • воспитать чувство уверенности и ответственности у учащегося за свою концертную деятельность.

План

1.   Психологические аспекты подготовки учащегося к концертному выступлению.

2.   О создании ситуации успеха.

    а) средства создания атмосферы одобрения;

    б) «снятие чувства страха»;

    в) авансирование успешного результата;

    г) «внесение мотива»;

    д) прием «персональная исключительность»;

    е) метод педагогического внушения;

    ж) значение оценки в ощущении учащимся своего успеха.  

3.   О создании ситуации неуспеха.

     а) условие создания ситуации неуспеха – ресурсы личности ребенка;

     б) условие создания ситуации неуспеха – завышенная самооценка ребенка;

     в) акцентирование внимание на трудностях;

     г) не авансирование успешной деятельности ребенка;

     д) сопоставление и ожидаемое.

 4.   О создание обстановки праздника на концертном выступлении.

Как часто преподаватели детских музыкальных школ сталкиваются с тем, что концертное выступление их ученика сводит  практически  к нулю нелегкую работу педагога. Преподаватели стараются, вкладывают свои знания и опыт в ученика, а он играет со срывами, текстовыми потерями, не думает о музыке.

Очень важно уже в начальных классах уделять как можно больше внимания психологической подготовке учащегося к концертному выступлению. Нелепо полагать, что первое неудачное выступление первоклассника повысит его профессиональный уровень в дальнейшем. Более того, в большинстве случаев неуспех, сопровождающий начало его концертных выступлений, может навсегда отбить желание вообще заниматься музыкой. В тоже время успешный результат, переживаемый начинающим музыкантом как личное достижение, окрыляет его, и он берется за более сложное произведение, действует увереннее, проявляет желание к творчеству, совершенствуется в профессиональном и личностном плане.

Специфика детского возраста такова, что все, за что бы ни брался ребенок, ему приходится осваивать впервые: учится ли он правописанию нотных знаков, осваивает ли нотную грамоту или же берется за разбор новых музыкальных произведений. Именно в этот момент ему так необходима помощь взрослых, при этом не только дидактическая, но и психологическая, когда родители и педагоги способствовали бы переживанию ребенком его первых достижений, его успеха.

Означает ли это, что педагог должен подыгрывать ребенку, подстраиваться под его интере­сы и настроения? Вовсе нет! Во-первых, следует отмечать только реальные достижения, выде­ляя какие-то наиболее удавшиеся элементы, например, удачно сыгранный гаммаобразный пас­саж, пальцевая четкость в нем, его динамическое построение и т. п. Во-вторых, необходимо способствовать этому успеху, организуя деятельность и инструктируя детей в наиболее опти­мальных способах ее выполнения («Попробуй начать...», « Возможно получится лучше, если придерживаться следующего плана...» и т. п.).

Неудачник дома и в школе — это потенциальный неудачник на работе, в семейной жизни, в жизни в целом. Вот почему всех нас так беспокоит проблема успеха детей даже при выполне­нии небольших домашних заданий. Понятно, что ребенок в силу своих возрастных особеннос­тей далеко не всегда сможет выполнить весь объем заданного на должном уровне. Подчас это требует значительных волевых усилий, но от раза к разу ему будет удаваться все больше и больше и в итоге он справится с поставленной задачей. На этом пути восхождения к совершен­ству рядом с ним должен стоять взрослый, который бы давал советы, помогал ребенку пере­жить свой незначительный успех.

Говоря об успехе, мы имеем в виду не столько удачу или счастливый случай (например, самый легкий билет на экзамене) сколько хорошую стабильную прогнозирующую результа­тивность достижении намеченного, а также связанное с этим индивидуальное осознание полу­ченного человеком результата.

В одних случаях успех оказывается неожиданным, и тогда, как правило, говорят о везении, счастливой звезде или рубашке, в которой родился этот человек.

Вместе с тем успех представляет собой вполне закономерный итог кропотливых усилий в профессиональной, творческой, интеллектуальной и других видах деятельности.

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать назвать недостаток знаний и усилий, психические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически  оправдано создание для учащегося создания успеха – субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата в целом или частично самостоятельно выполненной деятельности. Психологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в атмосфере радости и одобрения, создаваемой вербальными (речевыми) и невербальными (мимико-пластическими) средствами. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращений, так же как и открытая поза, доброжелательная мимика в сочетании создают благоприятный психологический фон, помогающий ребенку справиться с поставленной перед ним задачей.

Например, перед концертом педагог, приглашая ребенка в класс, говорит; «Сегодня твое первое выступление, я очень рад, что в этот особенный день мы можем показать нашу совмес­тную работу, которая должна приносить радость не только нам, но и нашим слушателям». Пред­лагая ребенку проиграть перед концертом свою программу, педагогу следует вначале «снять страх» перед выступлением, чтобы ученику удалось преодолеть неуверенность в собственных силах, робость и боязнь оценки окружающих. Обычно используются следующие фразы: «Для тебя это просто, у нас все должно получиться», «Мы много работали, но мы еще учимся, поэто­му у нас могут быть ошибки», «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, поэтому...». Такая предупредительная мера снимает с ребенка психологический зажим, он становится более рас­кованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности, не испытывает панического страха перед возможными ошибками.

Однако часто бывает иначе: ученик слышит от педагога что, «концерт — это большая от­ветственность», «у тебя очень сложная программа, смотри не подведи» акцентирует внимание ученика на деталях в программе, которые у него накануне не получались. Далеко не каждому ученику подобное общение окажет добрую услугу и мобилизует его на работу.

В целях усиления педагогического воздействия операция «снятия страха» дополняется опе­рацией «авансирования» успешного результат: «При твоих способностях...», «Ты уже неоднок­ратно демонстрировал нам, как следует преодолевать трудности, поэтому...», «Ты наверняка спра­вишься, потому что...» (далее называются достоинства ученика — память, внимание, музыкаль­ная выразительность). Реализуя «авансирование», учителю необходимо выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справится с поставленной задачей. Такая пози­ция педагога внушает уверенность ребенку в самого себя, свои силы и возможности. Большое значение в стимулировании активности ребенка имеет операция «внесения мотива». Если ему вместе с целью деятельности и описанием того идеального результата, который должен полу­читься в итоге, объясняется, ради чего, ради кого совершается эта деятельность, то его внимание смещается с цели на мотив и, выполняя задание или просьбу, он думает о людях, которым необхо­дима его помощь. Формула внесения мотива выглядит примерно так: «Нам это так нужно», «От тебя зависит успех всей нашей работы», «Давай своим выступление порадуем маму».

Ориентация на другого, реализуемая через технологический прием «внесения мотива», содержит в себе большой педагогический смысл, поскольку раскрывает перед ребенком значи­мость его усилий для окружающих людей.  И, наоборот, значимость усилий и мнений этих лю­дей для его развития.

Социальная направленность в момент педагогического воздействия должна быть допол­нена для ребенка обозначением его усилий в предстоящей или совершаемой деятельности. Для этого предлагается использовать прием, получивший название «персональная исключитель­ность». Персональная исключительность, высказанная в адрес ребенка, повышает планку тре­бования и ответственности за концертное выступление, вселяет в ребенка определенную уве­ренность и поддержку на успешное выступление: «Именно на тебя из всего класса я возлагаю особую надежду и уверен, что ты справишься».

Для учителя это известный прием, однако, он использует его, как правило, применительно к ученикам благополучным, в то время как особую необходимость в нем испытывают ученики слабые, имеющие множество проблем и традиционно негативно оценивающие себя и свое по­ведение. Персональная исключительность меняет их стереотипы, вовлекает в социально цен­ностную деятельность, а значит, способствует проживанию новых отношений.

Завершаем процесс создания ситуаций успеха, операцией «педагогическое внушение», которая побуждает к выполнению конкретных действий: «Давай попробуем сыграть», «Начи­най же…», «Так хочется поскорей услышать…». При произнесении педагогом этих слов большое значение имеет тон (он должен быть ровным, спокойным и убедительным), пластика и мимика. Облик педагога должен побуждать ребенка в этот момент к действию, вселяя веру в успех.

Заключительная оценка также имеет большое значение для ощущения учащимся своего успеха. Сыграв на концерте, ученик не всегда объективно может оценить свое выступление, поэтому педагог должен оценить выступление не в целом (тем более, если оно было не совсем удачным), хотя такая оценка тоже высказывается, а к каким-то отдельным деталям полученно­го результата, своим эмоциональным переживаниям в связи с услышанным. При этом педагогу нет необходимости кривить душой, заискивать или лицемерить: «Особенно тебе удалось», «Боль­ше всего в твоей игре мне понравилось», «Наивысшей из похвалы того, что ты сделал, заслужи­вает…». Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено це­лым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять в них чрезмерную не­рвозность, внутреннее напряжение. Вместе с этим мы довольно часто сталкиваемся с другой проблемой — когда благополучный и, в общем-то, успевающий ученик, считая, что успех ему гарантирован предыдущими заслугами, перестает заниматься должным образом, пускает все на самотек. В подобном случае ситуация успеха, создаваемая педагогом приобретает форму своеобразного слоеного пирога, где между двумя слоями теста (между двумя ситуациями успе­ха) располагается начинка (ситуация неуспеха).

По В. Ю. Питюкову: ситуация неуспеха — это субъективное эмоциональное переживание неудовлетворения собой в ходе и результате совершения деятельности. Она не может рассмат­риваться в отрыве от ситуации успеха, а только лишь как этап при переходе от одного успеха к другому. Если ученик не находится на пьедестале своих личных побед, если его жизнь безрадо­стна и монотонна, то для него нельзя создавать ситуацию неуспеха.

Возможность и необходимость создания ситуации неуспеха появляется только при нали­чии определенных условий, без которых она превращается в жестокое орудие манипуляции ребенком. Первым условием выступают богатые ресурсы личности. Хорошие от природы спо­собности ребенка позволяют ему довольно легко справляться со сложными для его сверстни­ков заданиями, следовательно, добиваться успеха в своей деятельности. Окрыленный успехом, который сопровождает его во всех начинаниях, он перестает прилагать усилия, утрачивает чув­ство ответственности. Как одаренному ребенку ему в течение какого-то времени еще удается получать высокие результаты, но постепенно такое безразличие к своей деятельности стано­вится своеобразным тормозом для его личностного развития.

Вторым условием выступает завышенная самооценка, которая, как правило, проявляется на фоне богатых ресурсов личности. Высокий уровень притязаний, реально подтверждаемый в отдельных ситуациях так называемая «звездная болезнь» создает для такого ребенка многочис­ленные сложности при взаимодействии с другими людьми.

Завышенная самооценка порождает третье условие — пренебрежительное отношение к окружающим. В итоге одаренный ребенок замедляет темпы своего развития, останавливается в нем и даже деградирует.

Создание ситуации успеха на фоне и без того завышенной самооценки не может помочь ему. Единственное, что может и должен сделать педагог — это создать ситуацию неуспеха, чтобы способствовать осознанию учеником своих достижений и неудач, возбуждая стремле­ния к дальнейшему развитию.

Можно, например, показать работу способного ученика на классном концерте, где среди ребят менее способных его игра будет недостаточно отработана (в связи с его плохой самоподготовкой) Лучше конечно, классный концерт провести задолго до экзамена, чтобы учащийся мог доработать и сыграть на самом экзамене лучше, чем на концерте.

При создании ситуации неуспеха на классном собрании следует детально оценить его вы­ступление. При этом педагог использует следующие парадигмы: «Твой результат мог бы быть лучше, если бы… », «Вероятно ты и сам расстроен потому, что...», «Прежде тебе удавалось легко справляться с программой, а сегодня…», «При таком отношении к делу ты и сам понимаешь, какие результаты тебя ожидают…»

Следующая операция — акцентирование внимания на трудности. В отличие от ситуации «снятия страха» она направляет внимание ученика на сложные моменты, заставляет его со­браться, настроиться на серьезную работу. Смысл этой операции не в том, чтобы запугать уче­ника, ввести в состояние страха и боязни, а в предварительной обрисовке наиболее сложных моментов деятельности, максимальной концентрации его усилий. Педагог предупреждает, что «теперь предстоит сложная работа «, «поэтому к домашним занятиям нужно отнестись добро­совестно и серьезно». Тон при этом должен быть доброжелательным и уверенным, а не устра­шающим и злорадствующим.

При создании ситуации неуспеха авансирование успешной деятельности, ребенка заменя­ется ограничением его права на ее совершение. Ограничение как частичное или временное запрещение должно иметь свои границы, чтобы у ребенка, оставалась возможность реабилита­ции. Педагогом высказываются сомнения по поводу способностей, возможностей ученика: «Боюсь, что в ближайшее время тебя едва ли удастся справиться», «Осталось очень мало вре­мени до экзамена, и очень много еще не сделали».                                                                                                                                   

С помощью операции ограничения деятельности ребенка педагог стремиться вызвать у него внутренний протест и желание доказать всем окружающим и себе самому свою состоя­тельность: что он не утратил своих способностей и может справляться с заданиями, качествен- . но выполняя их.

Раскрытие индивидуальной позиции производится путем подстановки мотива, интерпре­тируемого как стремление ребенка показать себя в выигрышном виде, произвести на окружаю­щих яркое, эффектное впечатление. Затем на контрасте предъявляется социальная норма, что в итоге выводит ребенка на самоанализ и самооценку реального уровня своих возможностей. Для этого используются парадигмы типа: «Ты думал всех удивил…», «Ты думал лучше всех…» «Ты считал, что это легко и поэтому…» Закончить нужно так: «Ты видишь все не так просто, и требует большого труда и внимания, музыка не терпит пренебрежения к себе».

Реализуя данную операцию, педагог внимательно следит за тем, в чем ребенок видит при­чину своей неудачи: в себе («Да, я действительно недостаточно занимался»), в других («Учи­тель всегда предъявляет ко мне завышенные требования»), в самом задании («Программа ока­залась настолько сложной, что вообще никто не смог справиться с ней»).

В зависимости от того, в каком направлении происходит анализ, следует производить его коррекцию. Обращая внимание ребенка на себя, свои усилия и возможности.

Для этого может быть использована операция «сопоставление  с ожидаемым». В этом слу­чае педагог, выражая свое сожаление по поводу полученного результата, апеллирует к достоин­ствам (личностным, умению играть выразительно, музыкально, слушать, мыслить полифони­чески, данную от природы техническую беглость пальцев) и создает такую психологическую атмосферу, в которой у детей появляется желание восстановить свою репутацию. Исправить выявленные недочеты, с большей ответственностью, старанием относиться к учебе. Звучит это примерно таким образом: «И это мой самый лучший ученик…» Я думал, что при твоих способ­ностях…» и т. п. Далее педагог, не упуская возможность активизировать ученика, реализует вну­шение, включающее ребенка в деятельность, и сопровождает его внесением нового мотива: «Срочно исправить положение пока…», «Нельзя упускать возможность доказать всем и себе в том числе, что...». Внесение нового мотива — это начало следующего этапа, этапа создания ситуации успеха.

В заключении следует отметить: если в классе царит праздничная обстановка в день кон­цертного выступления, если педагог настроил детей на этот праздник, то и выступление его подопечных будет радовать всех: родителей, педагогов, а главное — детей. И тут многое зави­сит от педагога. Если это праздник, значит, и одежда должна быть праздничной. Педагог наде­вая соответствующий обстановке наряд, как бы своим примером подчеркивает, что время се­рых будней прошло, а вот теперь у нас итог всей нашей работы. И тут важно добиться, чтобы дети ждали следующего экзамена или концерта, как праздника, приходя на него с цветами, нарядными, думая о главном — музыке.


Полный текст материала Статья: "Подготовка учащегося к концертному выступлению посредством создания ситуации успеха и неуспеха" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лисицына Людмила Валентиновна  Lusina6609
21.10.2015 0 5622 379

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК