Марина Маремова, 10.10.2016 0

Программа по адаптации первоклассников и ФГОС


Начало школьной жизни является переломным для каждого ребенка. Очень важно, чтобы его процесс привыкания к новому режиму прошел максимально безболезненно, так как от этого во многом зависит, насколько он будет успешен в учебе. Кроме того, это влияет на уровень его социализации в школьном коллективе. Программа по адаптации первоклассников по ФГОС призвана помочь учащимся преодолеть трудности на новом жизненном этапе и успешно освоить роль социальную роль ученика.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Адаптация первоклассника в условиях ФГОС, в чем отличия

Новые стандарты образования предполагают акцент на сохранении и укреплении здоровья учащегося. При диагностике уровня адаптации учитывается три аспекта:

  • социальный;
  • психологический;
  • физический.

В первом случае речь идет о том, насколько комфортно первоклассник чувствует себя среди нового коллектива.

Психологическая адаптация предполагает интеллектуальную и мотивационную зрелость, когда мотивация к играм уступает мотивации к учебе.

Физиологический аспект выявляет степень готовности детского организма к нагрузкам. Нормальные показатели по всем трем критериям показывают, что адаптация к школе у первоклассника проходит безболезненно.

На что направлена программа

Основной целью программы является психологическое сопровождение учащихся в период адаптации к школьному обучению по ФГОС. В ходе работы решаются следующие задачи:

  • содействие осознанию новой социальной роли;
  • развитие таких компетенций первоклассника, как регулятивная, коммуникативная,  социокультурная;
  • способствование созданию дружеских отношений в классе, развитию навыков сотрудничества;
  • воспитание уверенности в себе и в своем учебном потенциале;
  • обучение первоклассников умению распознавать и  описывать эмоции, как свои, так и окружающих.

Структура программы

Программа психологической адаптации состоит из цикла связанных между собой занятий. Их количество может быть от 10 до 20. Занятия проводятся в игровой форме, длительность не превышает 30 минут. Можно использовать ролевые игры, создание рисунков, работу в парах и командах. Обязательно проведение диагностики в начале работы и после ее окончания. Занятия можно проводить в классе или на улице, в рамках классных часов или уроков здоровья. ФГОС предполагает умение первоклассника самостоятельно овладевать знаниями, а не получать их в готовом виде. Соответственно следует делать упор на развитие мышления, воображения, инициативности и уверенности в собственных силах.

Реализация программы

Программа по адаптации первоклассников предполагает несколько этапов, которые предшествуют началу работы.

  • Беседа с родителями первоклассников и получение письменного разрешения на участие ребенка в программе.
  • Беседа с классным руководителем для привлечения помощи в организации занятий.
  • Составление плана и графика занятий и согласование его с директором школы.

Далее начинается работа по программе, первым шагом которой является диагностика психологического, социального и физического состояния первоклассников. В период проведения занятий необходимы регулярные консультации с классным руководителем для обсуждения хода адаптации детей к школе.

Последним этапом программы является повторная диагностика первоклассников и  аналитический отчет о результатах работы. В нем отражается информация об имеющихся проблемах в ходе адаптации, а также указывается список детей, у которых наблюдаются трудности в привыкании к школьной жизни, дается список рекомендаций по работе с ними. При необходимости составляется индивидуальная программа по коррекции в зависимости от выявленных трудностей.

Кто готовит программу

Программа по сопровождению первоклассников к школе составляется и реализуется психологом. Если в учебном заведении отсутствует данная единица, работу выполняет классный руководитель 1 класса. Официально документ заверяет директор школы, а также его заместитель по учебно-воспитательной работе. Отчеты по проведению работы по адаптации сдаются завучу, результаты обсуждаются на педсовете.

Оформление программы

План работы подразумевает подробное освещение хода каждого занятия, преследуемых целей и используемых методов для ее достижения. Примерный план программы по адаптации первоклассников к школе включает следующие разделы:

Название занятия

Цель

Форма проведения

Используемые методы

Прогнозируемый результат

 

 

 

 

 

 

 

При необходимости могут быть внесены изменения в оформление программы сопровождения первоклассников.

Главное помнить, что начало школьной жизни имеет ключевое значение в дальнейшем становлении личности ребенка.  И школа совместно с родителями первоклассника должна сделать все, чтобы этот процесс прошел для ребенка как можно более благоприятно.

Читайте подробную статью с рекомендациями по составлению программы адаптации первоклассников.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?