Адаптация первоклассника в условиях ФГОС, в чем отличия
Новые стандарты образования предполагают акцент на сохранении и укреплении здоровья учащегося. При диагностике уровня адаптации учитывается три аспекта:
- социальный;
- психологический;
- физический.
В первом случае речь идет о том, насколько комфортно первоклассник чувствует себя среди нового коллектива.
Психологическая адаптация предполагает интеллектуальную и мотивационную зрелость, когда мотивация к играм уступает мотивации к учебе.
Физиологический аспект выявляет степень готовности детского организма к нагрузкам. Нормальные показатели по всем трем критериям показывают, что адаптация к школе у первоклассника проходит безболезненно.
На что направлена программа
Основной целью программы является психологическое сопровождение учащихся в период адаптации к школьному обучению по ФГОС. В ходе работы решаются следующие задачи:
- содействие осознанию новой социальной роли;
- развитие таких компетенций первоклассника, как регулятивная, коммуникативная, социокультурная;
- способствование созданию дружеских отношений в классе, развитию навыков сотрудничества;
- воспитание уверенности в себе и в своем учебном потенциале;
- обучение первоклассников умению распознавать и описывать эмоции, как свои, так и окружающих.
Структура программы
Программа психологической адаптации состоит из цикла связанных между собой занятий. Их количество может быть от 10 до 20. Занятия проводятся в игровой форме, длительность не превышает 30 минут. Можно использовать ролевые игры, создание рисунков, работу в парах и командах. Обязательно проведение диагностики в начале работы и после ее окончания. Занятия можно проводить в классе или на улице, в рамках классных часов или уроков здоровья. ФГОС предполагает умение первоклассника самостоятельно овладевать знаниями, а не получать их в готовом виде. Соответственно следует делать упор на развитие мышления, воображения, инициативности и уверенности в собственных силах.
Реализация программы
Программа по адаптации первоклассников предполагает несколько этапов, которые предшествуют началу работы.
- Беседа с родителями первоклассников и получение письменного разрешения на участие ребенка в программе.
- Беседа с классным руководителем для привлечения помощи в организации занятий.
- Составление плана и графика занятий и согласование его с директором школы.
Далее начинается работа по программе, первым шагом которой является диагностика психологического, социального и физического состояния первоклассников. В период проведения занятий необходимы регулярные консультации с классным руководителем для обсуждения хода адаптации детей к школе.
Последним этапом программы является повторная диагностика первоклассников и аналитический отчет о результатах работы. В нем отражается информация об имеющихся проблемах в ходе адаптации, а также указывается список детей, у которых наблюдаются трудности в привыкании к школьной жизни, дается список рекомендаций по работе с ними. При необходимости составляется индивидуальная программа по коррекции в зависимости от выявленных трудностей.
Кто готовит программу
Программа по сопровождению первоклассников к школе составляется и реализуется психологом. Если в учебном заведении отсутствует данная единица, работу выполняет классный руководитель 1 класса. Официально документ заверяет директор школы, а также его заместитель по учебно-воспитательной работе. Отчеты по проведению работы по адаптации сдаются завучу, результаты обсуждаются на педсовете.
Оформление программы
План работы подразумевает подробное освещение хода каждого занятия, преследуемых целей и используемых методов для ее достижения. Примерный план программы по адаптации первоклассников к школе включает следующие разделы:
№ |
Название занятия |
Цель |
Форма проведения |
Используемые методы |
Прогнозируемый результат |
|
|
|
|
|
|
При необходимости могут быть внесены изменения в оформление программы сопровождения первоклассников.
Главное помнить, что начало школьной жизни имеет ключевое значение в дальнейшем становлении личности ребенка. И школа совместно с родителями первоклассника должна сделать все, чтобы этот процесс прошел для ребенка как можно более благоприятно.
Читайте подробную статью с рекомендациями по составлению программы адаптации первоклассников.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.