Программа адаптации первоклассников к школе по ФГОС: структура, план, сроки реализации и оценка результатов. Рекомендации учителю и завучу
Адаптация — что это такое
Адаптация — это процесс привыкания ребенка к новым условиям, своей новой роли в жизни. От того, насколько благополучно она пройдет, зависит:
- успешность овладения учебной деятельностью;
- сохранение здоровья;
- комфортность пребывания в новом социуме;
- отношение к учебе, школе.
Это сложный и иногда довольно длительный процесс, который во многом зависит от индивидуальных особенностей первоклассника. Значительную роль играет и помощь окружающих, их правильные и скоординированные действия.
Проблемы в адаптации
Не все дети одинаково реагируют не существенное изменение привычного течения жизни. В первые дни нахождения в школе большинство детей переживают состояние, характерное для эмоционально-стрессовой ситуации. У многих из них при попадании в новые условия может возникнуть ряд трудностей в адаптации, которые приведут к нарушениям поведения или здоровья:
- чрезмерное возбуждение;
- агрессивность;
- депрессия;
- заторможенность;
- появление чувства страха;
- отказ идти в школу;
- замедление роста;
- снижение массы тела;
- острая заболеваемость;
- повышенная утомляемость;
- общая слабость;
- часто возникающая головная боль;
- проблемы с ЖКТ.
Исходя из этого, программа адаптации первоклассников должна предусматривать такие моменты, как выявление скрытых эмоций, снижение нагрузки, обеспечение плавного перехода от игровой деятельности к учебной.
Школа — дорога в новый мир для ребенка. Как пройдет адаптация первоклассника к условиям школы? Во многом зависит от слаженной работы коллектива школы и родителей.
Главным спасением в период адаптации является наличие у шестилеток желания новизны и осознание важности и престижности их нового статуса, статуса учеников. Эти чувства нужно культивировать на занятиях по адаптации первоклассников.
Суть адаптации по ФГОС
В соответствии с ФГОС учебно-воспитательная деятельность в начальной школе должна быть направлена на личностный результат ребенка и реализовываться через системно-деятельностный подход к обучению. Поэтому в качестве основных целей и задач программы адаптации следует выделять формирование:
- четкого осознания ребенком своей новой позиции школьника;
- позитивной самооценки;
- уверенности ребенка в своих возможностях;
- мотивации к познанию и обучению;
- первичных регулятивных компетенций.
- определенных ФГОС основных УУД, которые обеспечат способность первоклассника к самостоятельному овладению новыми знаниями;
- готовности к саморазвитию;
- личностных качеств, необходимых как для успешного обучения, так и для налаживания коммуникативных связей в коллективе, с педагогами;
- основных ценностно-смысловых установок;
- навыков сотрудничества;
- умения понимать свои чувства и чувства других.
Отдельно в ФГОС указывается на здоровьесберегающую направленность учебно-воспитательного процесса. В соответствии с этим программа адаптации первоклассников к школе должна быть нацелена и на ознакомление детей с основами здорового способа жизни, и на создание условий для сохранения их психологического и физического здоровья в период обучения.
Главное отличие программы адаптации первоклассников к школе по ФГОС заключается в особом внимании к внутреннему миру ребенка, его переживаниям, размышлениям и чувствам. Важно не просто подстроить его к школьному ритму жизни, а помочь найти свое место в коллективе в соответствии с присущими ему индивидуальными особенностями.
Программа адаптации первоклассников
Программа должна представлять собой определенную систему действий по организации учебно-воспитательного процесса, которые будут направлены на создание для первоклассников комфортных и благоприятных для их здоровья условий. При этом обязательно должно быть учтены возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Необходимость создания такой программы
Благодаря наличию программы осуществляется системный подход к процессу адаптации первоклассника, который охватывает такие его стороны:
- организация режима школьной жизни;
- создание необходимой предметно-пространственной среды;
- организация учебно-познавательной деятельности;
- проведение оздоровительно-профилактической работы;
- организация внеурочной деятельности;
- взаимодействие между участниками образовательного сообщества;
- изучение уровня социально-психологической адаптации к школе.
В реализации программы по адаптации первоклассников к школе должны быть задействованы:
- учитель первого класса;
- учителя-предметники, преподающие в 1 классе;
- администрация школы;
- психолог;
- медработник;
- педагоги дополнительного образования;
- родители.
Наличие программы позволяет скоординировать усилия всех участников учебно-воспитательного процесса для достижения максимально быстрой и успешной адаптации первоклассников. Без ее существования достаточно сложно будет определить конечные результаты адаптационного периода и установить его эффективность.
Требования к содержанию программы
Разрабатывая программу адаптации первоклассников согласно ФГОС необходимо включить в ее содержание мероприятия, обеспечивающие:
- выявление индивидуальных особенностей детей, их образовательных потребностей;
- мониторинг динамики изменения личностных качеств ребенка, его адаптации к школьным условиям;
- профилактику появления элементов дезадаптации;
- интеграцию каждого ребенка в классный коллектив;
С этой целью в программе следует охватить такие разделы:
- Введение в школьную жизнь.
- Изучение правил общения.
- Познание себя и других.
- Мир вокруг тебя.
- Забота о своем здоровье.
- Твой внутренний мир.
Примеры тематик мероприятий, которые нужно проводить с детьми, могут быть следующие:
- экскурсия по школе;
- создание правил поведения в коллективе;
- выработка приемлемых стереотипов поведения;
- поиск путей разрешения конфликтов;
- разучивание приемов снятия психологического или мышечного напряжения, негативного эмоционального состояния;
- выбор способов принятия конструктивных решений.
Иногда в программе прорабатываются разделы, посвященные таким вопросам:
- осуществление индивидуально ориентированной помощи (педагогической, психологической или медицинской);
- механизм взаимодействия учителя с другими специалистами, осуществляющими образовательную деятельность.
Отдельно может быть уделено внимание взаимоотношениям с родителями первоклассников в период их адаптации, нужно проводить информационные родительские собрания по вопросам адаптации первоклассников.
Формы и методы работы с детьми, которые должны быть указаны в программе
Согласно ФГОС, овладение школьниками новыми умения должно проходить в процессе его деятельности. Поэтому в программе стоит отдельно указать на те формы и методы, которые необходимо использовать на занятиях по адаптации первоклассников. Предпочтение следует отдать таким методам:
- стимулирования;
- убеждения;
- психологической саморегуляции;
- самовоспитания;
- игровой терапии.
Среди форм организации занятий нужно рекомендовать следующие:
- ролевые и дидактические игры для детей младшего школьного возраста;
- создание рисунков на заданную тему;
- обсуждение метафорических историй и притч;
- проведение дискуссий;
- работа в парах;
- упражнения для развития основных компетенций.
Также нацелить на использование:
- психологических диагностик и тренингов;
- психотехнических упражнений;
- психогимнастики;
- упражнений, включающих элементы арт-терапии;
- релаксационных методов.
Основной целью занятий по адаптации должно быть создание благоприятной и непринужденной обстановки, в которой ребенок будет чувствовать себя раскрепощено.
Техническая сторона составления программы
Программа должна охватывать три основных этапа:
- организационный;
- основной (реализация);
- аналитический.
Особое внимание при составлении программы необходимо обращать на детальное описание критериев, свидетельствующих об успешном приспосабливании первоклассника к школьной жизни.
Специальных требований к составлению программы адаптации первоклассников по ФГОС не предъявляется. Она может иметь следующую структуру.
- Пояснительная записка:
- включает описание актуальности данной проблемы, постановку целей и задач, а также прогнозируемых результатов;
- отдельно должны быть выделены критерии определения эффективности реализации программы;
- кроме этого можно указать нормативно-правовую базу, основные теоретические положения.
- Описание специальных условий обучения и воспитания в адаптационный период.
- Этапы реализации программы.
- Содержание работы по основным направлениям.
- План реализации программы с указанием примерной тематики занятий с детьми.
- Список использованной литературы.
- Приложения.
При необходимости структуру можно видоизменять, добавляя другие необходимые, по мнению автора, разделы.
Тематика занятий по адаптации первоклассников
В плане реализации программы можно использовать следующую тематику занятий с детьми:
- Знакомимся друг с другом.
- Учимся договариваться.
- Пойми меня.
- Все мы разные.
- Уважай себя и других.
- Я глазами своих товарищей.
- Помоги себе сам.
- Если бы я стал волшебником.
- Учусь владеть собой.
- Путешествие в Страну Здоровья.
Большинство программ адаптации имеют и практическую часть, в которой представлено методическое обеспечение. Это могут быть детальные конспекты занятий или их технологические карты.
Образец технологической карты
Очень хорошо, если для всех занятий будут разработаны определенные ритуалы, которые при многократном повторении научат ребенка основным правилам поведения в школе: приветствие, обращение друг к другу, извинение, прощание. Обязательно нужно включать обсуждения, рефлексию.
Если в программе данная часть отсутствует, учителю начальных классов дается возможность самостоятельно подобрать материал и построить занятия в соответствии с индивидуальными особенностями его учеников и теми проблемами дезадаптации, которые выявлены у детей класса.
Сроки реализации программы адаптации могут быть разными: от трех недель до года.
Внедрение программы адаптации первоклассников к школе возможно только после ее утверждения. Это может быть сделано на уровне школы, отдела образования или регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования.
На основе программы составляется план ее выполнения с детализацией конкретных мероприятий, который предусматривает указание точных сроков и ответственных лиц.
Может быть более расширенная форма.
№ п/п |
Форма деятельности |
Тематика |
Сроки |
Ответственные |
|
|
|
|
|
Способы оценивания результативности реализации программы адаптации
На аналитическом этапе проводится качественное оценивание достигнутых результатов. Это нужно делать на основе:
- наблюдения за детьми;
- изучения мнения учителя, родителей;
- сравнительных показателей психодиагностики, психологического обследования первоклассников.
В программе можно указать следующие методы исследования результативности адаптации ребенка:
- определение сформированности «внутренней позиции школьника»;
- определение мотивов учения;
- экспертная оценка адаптированности ребенка к школе (Чирков В. И., Соколова О. Л., Сорокина О. В.);
- исследование адаптации методом Люшера;
- диагностика сформированности УУД;
- проективная методика диагностики школьной тревожности (Прихожан А.М.);
- методика «Рисунок человека».
Рекомендуется перечислить показатели успешной адаптации ребенка:
- положительная мотивация к учебе, школе;
- отсутствие неуверенности и страхов;
- установление контакта с одноклассниками и педагогами;
- удовлетворенность межличностными отношениями;
- сформированное адекватное поведение;
- овладение основными УУД;
- уровень самостоятельности;
- готовность к получению помощи от взрослых.
По результатам исследований должно быть сделано заключение по каждому ребенку отдельно и, при необходимости, выработаны рекомендации по преодолению выявленных отдельных признаков дезадаптации.
Общие итоги реализации программы адаптации должны обсуждаться на совместном педагогическом консилиуме. Индивидуальные рекомендации необходимо озвучивать в конфиденциальной обстановке.
Разработка и реализация программы адаптации первоклассника позволит не оставить без внимания такой важный момент, как начало школьной жизни. С ее помощью удается достичь сохранения психологического, социального и физического здоровья первоклассника. Окруженный вниманием и любовью ребенок сможет благополучно избежать стрессовых ситуаций и успешно достичь результатов, предъявляемых ФГОС к выпускнику школы. Поможет также и тестирование родителей первоклассников и советы психолога.
Об авторе: Гладко Марина Павловна, учитель начальных классов, стаж работы 23 года.
Разрабатываете или уже разработали авторскую программу по адаптации (любая ступень обучения)? Опубликуйте свой материал на нашем сайте и получите бесплатное свидетельство о публикации. |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.