Урок литературного чтения по теме Борис Заходер "Птичья школа"; 2 класс


Цели урока: создать условия для:

  • знакомства учащихся с краткой биографией и  творчеством  Бориса Заходера (на материале произведения “Птичья школа”);
  • формирования навыков правильного, выразительного, сознательного, беглого чтения; учить соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности  стихотворения (интонация, темп чтения, особенности речи); продолжать работу над развитием связной речи учащихся;
  • содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся;
  • воспитывать интерес детей к чтению и обогащать их читательский опыт через систему упражнений с литературным произведением; прививать любовь и бережное отношение к природе.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.

Девиз урока. "Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”

Оборудование: 

  • Учебник: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс.
  • Рабочая тетрадь № 2: Ефросинина Л.А. Литературное чтение: 2 класс.                 
  • Выставочный стенд с книгами Б.Заходера.
  • Компьютерная презентация урока.
  • Компьютер; проектор; экран.
  •  Аудиофайл для прослушивания в формате mp3 Б.Заходер «Птичья школа»;
  • Выставка детских рисунков птиц.

Структура урока:

1.Организационный момент.

2. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

а) Дыхательная разминка.

б) Речевая разминка.

3. Изучение нового материала. Знакомство с новым автором.

а) Физминутка для глаз.

4. Сообщение темы и цели урока.

5. Работа над достижением цели.

6. Динамическая пауза.

7. Рефлексия.

8. Домашнее задание.

Ход урока

  1. Организационный момент урока.(1 минута)
  2. Сохранение и укрепление здоровья учащихся. (4 минуты)

Задачи:

  • проверить готовность учащихся к уроку;
  • содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через проведение дыхательной и речевой разминки.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Приветствие.

 Ребята, садитесь, пожалуйста. Вижу, что у вас и наших гостей отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

2.Проверка готовности к уроку.

 

3. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

 

Дыхательная разминка

Дыхательные упражнения используются для восстановления и совершенствования навыков дыхания. Статические дыхательные уп­ражнения выполняются без движения конечностей и туловища, а ди­намические - сопровождаются движениями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.Речевая разминка (скороговорки)

 

Садятся за парты и проверяют готовность к уроку

 

 

 

 

 

 

Проводят дыхательную разминку

Ветер

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал: «В-в-в-в!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья все качал: «Ф-ф-ф-ф»

(Вдох. Выдох. Вдох. Выдох.)

 

Гудок паровоза

Через нос с шумом вдох, задержав дыхание на 1 -2 с, с шумом выдох через рот, губы сложены трубочкой, со звуком «у» (выдох удлинен). Учимся дышать в темпе 3-6. Вдох короче 1—3 счета. Задержка дыхания, выдох длинный (1—6 счетов).

 

Завели машину

Завели машину, (Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,         (Выдох.)

Накачали шину, (Вдох.)

Ш-ш-ш-ш,         (Выдох.)

Улыбнулись веселей

И поехали быстрей,(Вдох.)

Ш-ш-ш-ш-ш-ш. (Выдох.)

 

Проговаривают скороговорки предложенные детьми для развития речевого аппарата

3. Изучение нового материала. Знакомство с новым автором. (5 минут).

Задачи:

  • познакомить учащихся с некоторыми этапами жизни и творчества Бориса Заходера;
  • содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через проведение физминутки для глаз.

Деятельность учителя

Деятельность  учащихся

Мы продолжаем читать  произведения о природе весной.

Сегодня знакомимся с творчеством Бориса Владимировича Заходера.

 

 

 

 

Презентация об авторе

 

 

 

 

 

 

 

Рассказ учителя о творчестве Заходера

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Посмотрите на выставку книг Б. Заходера. Эти книги и многие другие вы можете взять для чтения в нашей библиотеке. 

 

Он не тучка, а медведь.
Очень любит песни петь.
И еще, как говорится,
Рад он медом подкрепиться.

Слушают учителя, смотрят презентацию и слушают одноклассницу.

1.Сообщение о Б.В.Заходере

(Приготовила Костыря Лариса).

                 Заходер Борис Владимирович родился  9 сентября 1918г., умер 7 ноября  2000г. Он прожил 82 года.

У Бориса Заходера множество произведений совсем – совсем разных, непохожих одно на другое. Есть у него стихи и смешные, и грустные, и сердитые. Он очень рано начал писать стихи, ещё до школы. Его любили слушать друзья. Он не дрался, не хулиганил, а всегда читал. Много читал и сам много сочинял о животных. Мечтал стать писателем.

       Кроме того, Борис Заходер – прозаик, т.е. писал рассказы. Он ещё и драматург. Его пьесы идут в детских и кукольных театрах.

       Есть и кинофильмы, созданные по сценариям Заходера. Любимый наш фильм «Мэри Попинс». Он ещё и переводчик: его стараниями ожили и говорят на русском языке герои сказок братьев Гримм, Л. Кэрролла,

 А. Милна и многих других.

       Он всегда понимает тех, кого, казалось бы понять невозможно.

Вот, например, Киску: 

Плачет Киска в коридоре –

У неё

Большое горе:

Злые люди

Бедной киске

Не дают

Украсть сосиски!

Он смотрит на этот случай её глазами, и всё сразу становится непривычным и смешным. Это свойство настоящих писателей – уметь взглянуть на всё не своими глазами.

Смотрят презентацию и выставку книг, слушают учителя

 

 

 

 

Отгадывают загадку

 

 

 

Проводят физминутку для глаз

4. Сообщение темы и цели урока

Задачи:

  • учить определять тему и цели урока;
  • способствовать развитию логического мышления.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Перепутанные буквы

 

ЧЬЯКОЛАПТИШ

 

Птичья школа

 

Сообщение темы и цели урока.

Психологическая подготовка к восприятию темы.

 

- На уроке литературного чтения 

  Мы продолжаем с пернатыми дружбу,

  И этим окажем им  добрую службу.

 

- Мы познакомимся со стихотворением Бориса Заходера «Птичья школа».

 

Девиз урока. "Удивительное рядом, умей видеть и наблюдать”

Собирают название произведения

 

 

 

 

 

Называют тему урока и ставят цели на урок

а) Объявление темы урока. 

Б. Заходер  «Птичья школа»

б) Целеполагание.

Вместе с классом формируем цель: сегодня на уроке мы познакомимся с новым стихотворением, а также будем работать над правильным и выразительным чтением.

 

5.Работа над достижением цели:

Задачи:

  • познакомить со стихотворением  «Птичья школа»;
  • формировать навыки правильного, выразительного, сознательного, беглого чтения; учить соотносить содержание с темой чтения, выделять особенности  стихотворения (интонация, темп чтения, особенности речи);
  • продолжать работу над развитием связной речи учащихся;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

а) Чтение стихотворения учителем

 

б) Проверка первичного восприятия текста

- Какое настроение вызвало это стихотворение Бориса Заходера?

- Какое время года описывает поэт?

- Почему так решили?

- Кого подразумевал поэт в данном стихотворении?

 

в) Чтение стихотворения учащимися

 

г) Выборочное чтение

Зачитать отрывки:

  - Для кого открыта школа?

  - Во сколько начинаются занятия у птенцов?

  - Кто  прилетел учиться?

  - Как  представлен учитель?

   - Какие уроки были у птиц? 

    - Какие оценки получили птенцы

 

Слушают чтение учителя

 

 

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

Читают стихотворение самостоятельно

    (жужжащее чтение)

 

Зачитывают отрывки

 

(Чистописание,           родной язык, чтение, естествознание – окружающий мир и  пение).

 

   6. Динамическая пауза (1 минута)

Задачи:

  • снять умственное напряжение детей;
  • содействовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через двигательную активность.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Почитали? Отдохнем!

 Встанем, глубоко вздохнем!

 Руки в стороны, вперед,

 Влево, вправо поворот.

 3 наклона, прямо встать.

 Руки вниз и вверх поднять.

 Руки плавно опустить,

 Всем улыбки подарить

 И к работе приступить.

Сопровождают слова учителя соответствующими действиями.

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

д) Чтение стихотворения одновременно с аудиофайлом для прослушивания в формате mp3

Б.Заходер «Птичья школа»;

 

- Какую часть стихотворения можно использовать как скороговорку?

(Слетелась птичья детвора:

Воробушки, галчата,

Чижи,

Стрижи,

Щеглята,

Сороки, воронята,

Синицы и скворцы.

 

Щебечут и смеются,

Пищат, галдят, клюются,

Толкаются, дерутся…)

- Кто проговорит скороговорку?

 

Читают стихотворения в группах по частям 

7. Рефлексия (3 минуты)

Задачи:

  • учить самостоятельно подводить итог урока;
  • учить проверять индивидуальное достижение поставленных задач;

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

– Давайте подведем результаты урока. Покажите, пожалуйста, карточки самых удавшихся своих действий на уроке.

 

 

 

 

 

Поднимают карточки результатов

Примерно так: на уроке у меня получилось:

  - слушать

  - рассказывать

   - читать

8. Домашнее задание (1 минута)

Задачи:

  • объявить и записать на доске домашнее задание;
  • разъяснить домашнее задание, тем самым предотвратить возможные затруднения при его выполнении.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

 

1.Подготовить выразительное чтение

( стр.133 - 135).

2.По желанию можно выучить наизусть.

3.Выполнить задания в тетради на стр.78  №1,2.

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 


Полный текст материала Урок литературного чтения по теме Борис Заходер "Птичья школа"; 2 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Левицкая Светлана Степановна  Публикатор
10.03.2016 0 10794 496

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК