Статья: "Устный счет на уроках математики в 5-6 классах. Приемы устного счета"


Одним из важных этапов организации урока математики в 5-6 классах является устный счет.

Данный этап способствует развитию мыслительной деятельности учащихся. Выполнение устных упражнений развивает память, воображение, внимание, наблюдательность,  умение сосредоточиться, способность воспринимать сказанное на слух, речь, точность, быстроту реакции учащихся.

Многие психологи отмечают, что устный счет способствует гармоничному развитию двух полушарий человека.

Использование устных упражнений на уроках математики в 5 – 6 классе преследует следующие цели, стоящие перед учителем при подготовке к уроку:

  1. Повторение изученного материала;  отработка умений и навыков применения знаний по определенной теме на практике.
  2. Пропедевтика нового материала (т.е. система заданий и упражнений для подготовки к изучению нового материала).
  3. Развитие вычислительных умений и навыков.

Понимая важность использования устных упражнений, учитель, работающий в 5 – 6 классе, должен не только грамотно спланировать содержание устной работы, но и форму ее проведения. Устная работа должна быть разнообразной, т.к. она направлена не только на активизацию мыслительной деятельности  учащихся, на развитие интеллектуальных способностей учащихся,  но и на развитие интереса к математике.

Существуют различные формы организации устной работы на уроках математики:

  1. Математический диктант. 5 класс.
  2.  
  1. I слагаемое 28, II слагаемое 57. Найдите сумму этих чисел.
  2. Уменьшаемое 64, вычитаемое 46. Найдите разность этих чисел.
  3. Число 75 увеличьте на 17.
  4. Найдите разность 51 и 38.
  5. Найдите сумму 43 и 49.
  6. Число 81 уменьшите на 24.
  7. I слагаемое 25, а второе на 14 больше. Найдите сумму этих чисел.
  1. Цепочка.

Учитель просит учащихся записать число. Учитель просит изменить данное число при помощи определенного математического действия, запомнить промежуточный результат и выполнить следующее действие, предлагаемое учителем, снова запомнить результат и т.д.

На первых уроках можно разрешать учащимся писать промежуточные результаты, а в дальнейшем попробовать производить операции с промежуточными числами в уме и записать только конечный результат.

  1. Круглые примеры.

Предлагается найти последний пример среди определенного числа примеров, записанных в разнобой. Учащиеся находят результат первого примера, далее им надо найти тот, который начинается с цифры, которая является результатом предыдущего примера и т.д. до тех пор, пока результат последнего примера не совпадет с начальной цифрой первого.

Данную работу можно организовать фронтально и индивидуально.

  1. Ручеек.

На листочке даны примеры по количеству учащихся, сидящих на одном ряду. Решив первый пример, учащийся передает листочек сидящему за ним однокласснику. Тот должен найти ответ следующего по порядку примеру и передать листочек сидящему за ним однокласснику.

  1. Лесенка.

На доске изображена лесенка примеров. Дается определенное время, за которое необходимо подняться на верхнюю ступеньку этой лесенки.

  1. Расшифруй слово или фразу.

Таких заданий очень много в учебниках  Л.Г. Петерсон и Г.В. Дорофеева.

Можно придумать и зашифровать тему урока или фамилию того или иного математика, ученого, которые внесли большой вклад в развитие математики.

  1. Ромашка.

На доске изображены по кругу числа, а в середине или какое-то действие, или круг, разделенный на четыре или две части. В данных частях круга арифметические действия. Это задание направлено не только на отработку вычислительных навыков, но и на развитие внимания учащихся. Учитель поочередно связывает числа, расположенные по кругу, показывая на них указкой, определенными действиями из маленького круга.

  1. Математический марафон.

На доске изображены примеры. Необходимо в уме быстро и правильно найти их результат и записать ответы в тетради.

Через определенное время проверить с классом данное задание и разобрать те задания, которые вызвали трудность.

  1. Восстанови пример.

Учитель предлагает ученикам примеры, в которых пропущены или действия, или один из компонентов. Надо восстановить пропущенную запись.

  1. Математическое лото.

Учащимся выдаются конверты с карточкой, на которой записаны примеры, расположенные в таблице, как в лото.

Данные карточки можно предлагать или каждому ученику, или двум, сидящим на одной парте.

Учащиеся решают примеры и закрывают ответы маленькими карточками, на которых изображены цифры, являющиеся ответами к примерам на карточке.

По команде учителя ученики прекращают работу и переворачивают маленькие карточки. На большой карточке должен получиться рисунок, или какая-нибудь геометрическая фигура.

  1. Найди ошибку.

Эту форму устной работы чаще всего использую при работе над единицами измерения.

Предлагаю ученикам столбик равенств  с метрическими величинами. Ученикам необходимо проверить правильно ли поставлены знаки равно и у себя в тетради отметить это в виде графической записи.

Если ученик согласен с поставленным знаком равно, то он в тетради изображает дугу, размером в две клеточки, если же не согласен, то отрезек, длиной две клеточки.

Например:

Верно ли, что:

5 дм = 50 см                                                   9 км 27 м = 927 м

6 мм = 60 см                                                   65 см = 6 дм 5 см

8 км 78 м = 8780 м                                        369 мм = 3 см 69 мм

3 м 2 см = 302 см                                           973 см = 9 м 73 см

7 см 9 мм = 79 мм                                         5643 м = 5 км 643 м

1 дм 5 мм = 105 мм                                      730 дм = 73 м?

  1. Оглянись назад.

 Учитель предлагает ученикам определенное число и записывает его на доске, например 10,5.

Далее учитель называет какое-то число меньшее или большее, чем данное. Учащиеся устно должны назвать число, которое поможет вернуться к данному числу.

  1. Качели.

Это задание способствует развитию памяти учащихся.

Учитель называет числа, например трехзначные. Учащиеся записывают данные числа наоборот, в обратном порядке, сначала пользуясь записями в тетради, а потом только по памяти.

  1. «Числовые фокусы».

Можно в устные упражнения включать всевозможные числовые фокусы. Данные задания разнообразят урок и привнесут в него новизну.

Например:

«Проблема Гольдбаха».

Живший в 18 веке в России математик Гольдбах открыл удивительную вещь:

каждое четное число ему удавалось представить в виде суммы двух простых чисел

 (включая число «1»).

  • можно предложить 6-тиклассникам при изучении темы «Простые и составные числа» на одном уроке представить в виде суммы простых чисел первые 20 четных чисел; на втором уроке представить в виде суммы простых чисел  числа от 20 до 50.
  1. «Любопытные свойства натуральных чисел».

Возьмем любое число из 4-х цифр (например, 2365) и расставим их сначала в порядке возрастания (2356), затем убывания (6532). Из большего числа вычтем меньшее: 6532 – 2356 = 4176. С полученным числом проделаем то же самое: 7641 – 1467 = 6174. Интересно то, что к этому числу не более чем за 7 шагов мы приходим вышеуказанным способом от любого, взятого наугад четырехзначного числа.

3) 7641 – 1467 = 6174

Пример: 6598.                                                                 Пример: 3582.

  1. 9865 – 5689 = 4176                                                  1) 8532 – 2358 = 6174
  2. 7641 – 1467 = 6174.

Пример: 3198.

  1. 9831 – 1389 =8442
  2. 8442 – 2448 = 5994
  3. 9954 – 4599 = 5355
  4. 5553 – 3555 = 1998
  5. 9981 – 1899 = 8082
  6. 8820 – 288 = 8532
  7. 8532 – 2358 = 6174

Применение различных видов устной работы в основном зависит от творчества учителя.

Какой бы вид работы не выбрал учитель на уроке надо понимать, что устные упражнения способствуют не только развитию математических способностей учащихся, но и развитию вычислительных навыков. Как не странно, учащиеся, которые хорошо считают,  порой лучше и быстрее справляются с заданиями по математике, чем даже те ученики, которые по природе своей имеют лучшие математические способности.

Применяя в организации устной работы в 5-6 классе задания вычислительного характера, учитель тем самым экономит время на вычисления при решении задач, уравнений, неравенств.


Полный текст материала Статья: "Устный счет на уроках математики в 5-6 классах. Приемы устного счета" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Назаревская Светлана Дмитриевна  звезда7696
06.10.2015 1 12125 744

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК