Урок окружающего мира "Как дикие животные готовятся к зиме"; 1 класс
Открытый урок
по окружающему миру
«Как дикие животные готовятся к зиме»
по программе Н.Ф.Виноградовой
Тихомирова Вероника Викторовна
Учитель начальных классов высшей квалификационной категории ГБОУ Гимназии №295
Цели: Создать благоприятную, доброжелательную обстановку для усвоения нового материала средствами ИКТ; развивать мыслительные операции.
Задачи:
обучающие: Рассказать о том, как звери готовятся к зиме при помощи ИКТ; показать связь между жизнью животных и изменениями в неживой природе и в мире растений;
воспитывающие: воспитывать любовь к природе родного края; учить детей, беречь и охранять природу;
развивающие: развивать умение анализировать, обобщать, находить причинно-следственные связи; развивать познавательный интерес при помощи ИКТ;
Оборудование: презентация; запись: Антонио Вивальди из цикла « Времена года»- осень; напечатанный текст, вырезанные силуэты плодов деревьев (для каждого ученика)
Ход урока
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного
Учитель: Закройте глаза. (Звучит музыка А. Вивальди из цикла «Времена года» : «Осень».) Представьте, что мы с вами пришли осенью на берег реки. В лицо нам дует холодный ветер, моросит дождь. Откройте глаза. Перед вами репродукция картины Василия Дмитриевича Поленова «Ранний снег». Рассмотрите, что на ней изображено?
Ответы детей: …
Учитель: Какие же изменения произошли осенью в живой и неживой природе?
Дети: - Стало холодно.
- Дождливо.
- Сыро.
- Ветрено.
- Грязно.
- Листья стали желтыми, коричневыми, оранжевыми…
- С деревьев опали листья.
- Улетели птицы.
- Выпал первый снег…
III. Сообщение тема урока
Учитель: Молодцы! Скоро наступит зима. Все живое готовится к ее приходу. Изменения в неживой природе влияют и на жизнь диких животных. Тема нашего сегодняшнего урока: «Как дикие животные готовятся к зиме». (Тема урока появляется на экране вместе с изображением диких животных, о которых пойдет речь на уроке.)
IV. Работа над новым материалом
Отгадайте загадку, и вы узнаете, кого из этих животных называют «хозяином леса»:
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Дети: Медведь.
Учитель: Правильно. ( Появляется крупная фотография медведя.) Косолапый, Михаил Иванович, Топтыгин – как только ни называют бурого медведя, хозяина наших лесов. К сожалению, леса вырубаются людьми, и там, где раньше вовсю хозяйничал топтыгин, нынче их и след простыл. Но еще остались леса на севере и в глубине нашей Родины, в которых живут эти большие звери.
Медведи живут поодиночке, не перенося общества друг друга. Бурые медведи всеядны. Весной они предпочитают молодую хвою, траву и мелких грызунов. Летом, когда травы грубеют, мишка выбирает растения, посочнее, и ягоды, с удовольствием ест насекомых, и птичьи яйца. Осенью он ест орехи и всевозможные плоды. Если удается - лакомится рыбкой. ( Все перечисленное по очереди появляется на экране.)
Но скоро наступит зима. Что из вышеперечисленного он сможет добыть? Хвоя становится жесткой, грызуны спрячутся глубоко под снегом в норках, ягод, плодов и насекомых в лесу зимой не найдешь, рыба ушла на глубину. ( Все перечисленное по очереди исчезает с экрана.)
Есть медведю зимой нечего! Что же придумала природа? ( Вопрос появляется на экране.) Кто догадался?
Дети: Медведь впадает в спячку!
Учитель: Да, на зиму медведи укладываются спать в берлогу. Зимнюю квартиру опытный медведь находит заранее и обустраивает травой и листьями. Берлогу он может устроить под большим поваленным деревом, кучей веток или в небольшой пещерке в скалах.
Далее один из учеников читает текст на экране:
«Накопив жир, зверь может проспать в берлоге с октября по май». Прочитайте еще раз предложение про себя и скажите мне, что обязательно делает медведь, перед тем как заснуть?
Дети: Накапливает жир.
Учитель: Что он для этого делает?
Дети: Много ест.
Учитель: Да, он усиленно питается летом и всю осень, накапливает жир, а также, он меняют шерсть на более густую, чтобы выжить зимой.
Физкультминутка
Топай мишка,
Хлопай мишка,
Приседай со мной братишка
Руки вверх, вперед и вниз,
Улыбайся и садись.
Отгадайте следующую загадку, и вы узнаете, кому еще не добыть корм зимой и приходится спать с осени до весны:
Остроносый, круглый, колкий,
Нацепил щиты-иголки,
Защитил себя всего.
Уж на что зубасты волки,
А не могут взять его!
Дети: Еж. (Появляется на экране.)
Учитель: Чтобы проспать всю зиму, ежи, как и медведи, накапливают жир. Кого для этого они едят, прочитает на экране…
Ученик: «Едят насекомых, мышей, змей, ящериц, яйца птиц, плоды растений.
Учитель: Зимой ежи спят под снегом в уютном гнездышке, построенном осенью из опавших листьев.
Итак, как ежи готовятся к зиме?
Дети: Нагуливают жир, строят гнезда, готовятся к спячке.
Учитель: Молодцы! Следующая загадка:
Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу,
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу.
Дети: Белка
Учитель: Белку называют лесной хозяюшкой, как вы думаете почему?
Дети: ответы детей.
Учитель: Молодцы! Много знаете. Самое трудное время для белок – зима. Эти грызуны не впадают в спячку. Зимой они питаются летними запасами. Белки очень хлопотливые хозяюшки. В конце лета и всю осенью они делают запасы орехов, ягод, фруктов, грибов, желудей, шишек. Грибы и ягоды они сушат, накалывая их на веточки, а затем прячут их в гнезде или в кладовочке, закапывают в земле. К зиме мех белки становится гуще, меняется и его цвет с рыжего на серый. Кто знает зачем?
Дети: ответы детей.
Учитель: Серую белку хищникам труднее найти среди веток. Также к зиме белки утепляют свои гнезда. В сильные морозы белки по нескольку дней не покидают свои теплые домики. (Тезисы на экране.)
Отгадайте ребус, и вы узнаете, о ком далее мы поговорим.
Дети: Это заяц.
Учитель: Кто знает, как готовятся к зиме зайцы?
Дети: Меняют цвет меха…
Учитель: А зачем зайцам понадобилось менять мех на белый?
Дети: ответы детей.
Учитель: Чтобы их не нашли хищники. Зайцев часто изображают трусливыми, но это не так. Они не трусливые, а осторожные! Трудно им живется в лесу, много врагов. Но длинные уши и чуткий нос заранее предупреждает его об опасности, а быстрые ноги уносят прочь от нее. Помогают уйти от опасности и умение запутывать следы. Теплая шуба защищает зайцев от холода зимой и делает их незаметными на белом снежном ковре. Зимой зайцы питаются корой деревьев и кустов. Почему ни летом, ни осенью заяц не запасает корм?
Дети: Ему это не нужно, он находит корм и зимой.
Физкультминутка
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и ускакал.
Учитель: Разгадайте ребус. О ком мы будем говорить?
Дети: О волке.
Учитель: Как вы думаете, а у волков меняется шерсть на более густую?
Дети: ответы детей.
Учитель: С наступлением зимы добывать пищу становится все сложнее, и волки объединяются в стаи. Вместе зимой легче выжить и можно охотиться не только на мелких животных, но и на северных оленей и лосей. Такую крупную добычу волк сможет добыть только стаей. Волки незаметно окружают стадо животных. Они внезапно бросаются в атаку, стремясь оттеснить от стада какое-нибудь слабое, больное или молодое животное. Для этого приходится иногда по долгу бежать за стадом, а для этого нужна выносливость. Волки уничтожают больных животных, таким образом, другие животные не заразятся.
В стае есть вожак, самый сильный и опытный волк, он поддерживает железную дисциплину в стае. Он руководит охотой, а все остальные животные подчиняются ему.
Следующее животное вы должны угадать, прочитав, как оно готовится к зиме. ( На партах листочки с текстом.)
Дети: читают: «К зиме я тоже меняю шубку на теплую и пушистую. В сказках я самая хитрая. А на самом деле я не хитрее многих других зверей. У меня зоркие глаза, острый слух, а главное – удивительное чутье, которое спасает меня от волков и собак. Питаюсь я мышами и лягушками. Догнать зайца мне трудно. Разве что случайно столкнусь с косым или набреду на зайчонка». Это лиса.
Учитель: Как к зиме готовится лиса?
Дети: Меняет мех
Учитель: Найти еду помогают зоркие глаза, острый слух, удивительное чутье. Выжить зимой помогает то, что лисы умеют запутывать следы, Умеют терпеливо ждать, умеют незаметно подкрасться.
Откройте учебники на стр.68. Мы поговорили о подготовке к зиме разных животных. Посмотрите, о каком животном мы еще не говорили?
Дети: О мышке.
Учитель: А кто знает, как она готовится к зиме?
Дети: Делает запасы.
Учитель: Молодцы!
V. Домашнее задание
Учитель: Нарисуйте, как готовится к зиме одно из животных, о которых мы говорили сегодня.
VI. Итоги урока
Учитель: Урок подходит к концу. Все вы очень хорошо работали, молодцы. Понравился вам урок? Что нового вы узнали на уроке? Вы узнали как трудно зимой живется животным. Мы по возможности должны их подкармливать в это трудное время. Я предлагаю вам помочь белочке. ( Открывается доска с изображением дерева, на котором сидит белка)
Для этого возьмите из конвертов заготовки и разукрасьте ее ( Вырезаны желуди, ягоды, шишки, грибы…)
Работы вывешиваются на доске на ветках дерева, рядом с изображением белки.
VII. Организационный момент
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тихомирова Вероника Викторовна
→ 316Nika 13.10.2015 0 17601 1258 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы