Как научить ребенка переживать неудачи: советы и рекомендации школьного психолога
Вопрос обучения ребенка преодолению собственных неудач сегодня стоит как нельзя остро. В современном мире нужно уметь преодолевать трудности, двигаться вперед для достижения цели, поэтому работу с ребенком следует начинать с формирования мотивации и развития его личностных качеств.
Неудачи ребенка, как правило, связаны либо с его личными убеждениями, что свидетельствует о заниженной самооценке и мотивации, либо с влиянием внешних факторов: гиперопека родителей, непринятие в коллективе сверстников.
С поступлением ребенка в школу к уже существующим факторам возникновения неудачи добавляется новый — оценочный. Плохая отметка способна вызвать негативные эмоции, истерику, отвержение, протест. Учителю следует учитывать этот нюанс при оценке способностей ученика.
Не следует забывать и о том, что смена деятельности с игровой на учебную — своеобразный мини-стресс для ребенка. Грамотно выстроенная работа учителя — это половина успеха.
Значительная роль в обучении школьника преодолению ситуации неудачи отводится родителям. Без плодотворного сотрудничества родителей, учителя и психолога все усилия будут напрасны.
Распределение ролей
Как в любом деле, нужно четко распределить роли между всеми участниками воспитательного процесса. В процессе обучения школьника преодолению и принятию неудач задействованы родители, учитель и школьный психолог. Рассмотрим функции каждого из них в отдельности.
Родители
В процессе обучения формирующейся личности переживанию неудач роль родителей заключается в принятии ребенка, формировании положительной оценки ребенком своей деятельности, развитии сильных качеств личности, повышении уровня самооценки.
Нужно в процессе обучения преодолению ситуации неудачи не подавлять личность ребенка, не унижать его, не ругать и не упрекать. Для ребенка крайне важна поддержка и понимание со стороны мамы и папы. Он должен знать, что по любому вопросу и с любой проблемой может обратиться за помощью к близким людям, не боясь быть отверженным и непонятым.
Нужно искренне радоваться успехам своего первооткрывателя, хвалить его за достижения, пусть и незначительные, в учебе, творчестве, труде.
Учитель
Задача педагога — найти точки соприкосновения с каждым учеником в классе, наладить доверительные отношения со школьниками, использовать индивидуальный подход в работе с каждым подопечным, поддерживать благоприятный психологический климат в классном коллективе, активно сотрудничать с родителями по вопросам обучения и развития каждого воспитанника в отдельности с учетом его личностных особенностей.
Школьный психолог
Психологу отводится роль консультанта и координатора всего процесса. На начальном этапе педагог-психолог проводит изучение личности ребенка, оценку его поведения, уровень учебной мотивации, анализирует детско-родительские отношения в семье. Позднее, по мере формирования сплоченности в школьном коллективе, проводит оценку межличностных отношений в классе.
На основании полученных данных, психолог разрабатывает практические рекомендации по дальнейшей работе учителя с каждым конкретным учащимся, а также проводит индивидуальные консультации для родителей. С психологически уязвимыми детьми педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые занятия по коррекционно-развивающим программам. Программы развития и коррекции умений и навыков составляются с учетом данных психологической диагностики, индивидуальных особенностей личности, характера и степени выраженности проблемы.
Важно привлекать к работе по формированию навыков учащегося родителей. Только в результате совместной деятельности возможно достижение наибольшего результата.
В качестве форм совместной работы с родителями можно использовать:
- Родительские гостиные;
- Творческие мастерские;
- Диалог поколений и другие.
На что стоит обратить внимание
Для определения наличия или отсутствия трудностей в переживании негативных эмоции необходимо периодически наблюдать за поведением ребенка, своевременно подмечать отклонения в поведении, отслеживать негативные деформации в формировании мотивации.
Мотив — основополагающая движущая сила, побуждающая человека к активным действиям для достижения поставленной цели. Для успешного преодоления ситуации неудачи важно доминирование мотивации достижений и отсутствие мотивации избегания.
Мотивация избегания направлена на активное стремление ребенка любыми доступными для него способами избежать ситуации неудачи, оказывая отрицательное влияние на формирование волевых качеств личности.
Мотивация тесно связана с формированием ключевых качеств личности, самооценкой, поведением, межличностным взаимодействием, потому нарушения или отклонения в ее развитии неизбежно приводит к деформации всей личности ребенка.
Самооценка — вторая составляющая успешного усвоения ребенком приемов преодоления негативных эмоций и ситуации неудачи. Формирование положительного отношения к себе и окружающим, своим способностям и достижениям, наличие адекватной «Я-концепции» — залог успеха.
Советы для родителей
Для формирования самооценки несовершеннолетнего, уверенности в своих силах и способностях к противостоянию неудачам родителям следует проявлять к ребенку:
- доверие;
- уважение личности и достоинства;
- честность.
Кроме того, следует придерживаться определенных постулатов:
- помогать только по просьбе ребенка;
- позитивно относится к разрешению возникающих трудностей, демонстрировать варианты разрешения ситуации на собственном примере;
- не сравнивать ребенка с другими;
- воспитывать чувство ответственности за свои дела и поступки.
Об авторе: Коростик Надежда Владимировна, г. Минск, Республика Беларусь, педагог-психолог, образование высшее.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.