Алина Бикеева, 23.10.2014 29

С каким лицом вы заходите в класс, или Про наше учительское выражение лица и выражение души


Несколько лет назад в рамках совместного российско-американского образовательного проекта я много общалась с американскими коллегами. Они отмечали, что их удивило в нашей российской школе, хвалили нас,  рассказывали о себе. Меня как-то сильно задела и врезалась в память одна ремарка, брошенная как бы невзначай американцами. А сказано было примерно следующее: «Российские учителя почти всегда очень строго и серьезно разговаривают с детьми. Они детям не улыбаются. А лица учителей — какие-то мрачные и недовольные».


Обсудить статью (уже 29 коммент.) Опубликовать свой материал

Я услышала это случайно. Американские коллеги разговаривали между собой, и запомнившееся мне суждение не было предназначено для меня или моих российских коллег, но все равно показалось мне особенно обидным. Как-то очень грустно стало. Неужели мы, российские учителя, действительно такие: мрачные, вечно недовольные и неулыбчивые?

Наверное, мы разные, подумалось мне. Разные вообще, и разные — в разных ситуациях. Но с тех пор я задумалась, с каким лицом я вхожу в класс к детям.

Как-то, идя по школьным коридорам после прозвеневшего на урок звонка, я нечаянно подслушала, как одна учительница громко и эмоционально отчитывала своих учеников: «Вы ворвались в класс, как стадо баранов! Вы —неуправляемые!» Я поскорее прошла мимо той двери, за которой учитель «воспитывал» учеников и стала вспоминать своих школьных учителей.

Одна из моих школьных учительниц, заходя в класс с улыбкой, всегда обращалась к нам, ее ученикам, так: «Люди, я пришла к вам! Сегодня соединяем наши интеллектуальные усилия в единую несокрушимую силу и бросаем их на теорему Ферма!» В конце ее традиционной фразы про «соединение наших интеллектуальных усилий в единую несокрушимую силу» звучала какая-либо математическая тема, которую нам предстояло изучать.

А учительница химии, заходя в класс и начиная урок, говорила так: «Здравствуйте, ребята! Ну что ж, начнем химичить знания по органической химии!» Или неорганической, или по таблице Менделеева — не важно, по какой теме именно. Дальше она с улыбкой начинала урок.

Учитель физкультуры, в которого тайно были влюблены почти все девчонки, заходя в спортзал, всегда говорил нам: «Ну что, гудмонинги, в одну шеренгу становись! Начнем работу над вашими мышцами и вашим характером!» «Гудмонингами» (от английского «good morning» — «доброе утро») он нас называл, потому что школа была с углубленным изучением английского языка, часов иностранного всегда было много, и на переменах перед уроками мы часто что-то обсуждали по английскому или просто зубрили слова и тексты.

Еще одна учительница, начиная урок, неизменно нам говорила: «Так, дорогие мои, сегодня у вас встреча с интересными людьми — со мной! И у меня встреча с интересными людьми — с вами! Пусть наши интересы сегодня на уроке совпадут». И мы улыбались друг другу. И мы совпадали.

Коллеги, много раз в день мы с вами заходим в класс к детям и начинаем очередной урок. Мы сеем «разумное, доброе, вечное». Или мы сеем вокруг себя что-то другое?

С каким выражением лица мы заходим в класс? Какими первыми словами обращаемся к детям? Как известно, первые слова — очень важны в жизни человека. Первые слова учителя, начинающего урок, важны для учеников. Эти слова, а еще выражение лица учителя задают тон на весь урок, а, может быть, и на весь учебный день. Какой тон задаем мы — мажорный или минорный? И вообще, что именно мы зададим детям?

Негласная формула учителя, заходящего в класс к детям: «Ну, я вам сейчас задам!»

Разглядывая забавные смайлики в компьютере,  мне пришла на ум такая классификация взрослых:

  • Люди-смайлики, они много улыбаются и позитивно настроены.
  • Люди-хмурики, они постоянно хмурятся и вечно всем недовольны.
  • Люди-ужастики (или ужасники), они наводят ужас на окружающих, но и для них самих все вокруг кажется ужасным.

Просто вопрос: Эй, взрослый, какие рожицы ты корчишь перед людьми тебя окружающими и особенно перед детьми?

Просто призыв: Взрослый, внимание! Выбирай смайлики для своего лица осознанно! Выбирай выражение своего лица ответственно!

Почему ответственно? Потому что в ответ получишь то, что сам являешь миру.

Коллеги, мы заходим в класс к своим ученикам и сразу же превращаемся либо в учителя, либо в мучителя. Мы говорим первые слова и сразу же настраиваем для учеников либо учение, либо мучение. Мы, учителя, устраиваем детям либо попытку чему-то учиться и научиться, либо пытку учиться.  Мы приходим в класс, чтобы сеять сами знаете что, и начинаем либо общаться с детьми, либо просто обмениваться информацией, а, может быть, что-то нервно и крикливо выяснять, предъявлять и требовать.

Мы, учителя, зашли в класс с определенным выражением лица и сказали всего лишь пару фраз, а дети уже уловили наше настроение, расшифровали подтекст нашего речевого сообщения и почувствовали наше к ним отношение. А это все может быть разным. Может быть таким: «Только попробуйте мне пикнуть! Заткнитесь и не возникайте! Чтобы я вас вообще не слышала! А ваше мнение никого не интересует!» Или такое: «Вы пришли сюда учиться и чему-то научиться. Я готова вам в этом помочь! Давайте работать!» Или какое-то другое.

Главное, коллеги, давайте осознаем, что мы с вами несем в учебную аудиторию  настрой и будем нести это осознанно.

Просто призыв: Взрослые, будьте осторожны со словами, а также с выражением своего лица и своей души! И вообще, поосторожней с выражениями!

А теперь, коллеги,  будем рисовать…

Раздаем всем присутствующим педагогам листы с иллюстрацией «Какое лицо вы наденете сегодня?». Задаем взрослым вопрос: «Какое выражение лица видят чаще всего ваши ученики? И какое выражение лицо будут перенимать от вас ваши ученики?».

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
29 valeriamurlakova • 07:41, 07.10.2019
Оно потом так и на работе получается. С каким настроением начальник заходит - такое и у тебя. Только в школе хотя урок с недовольным учителем 45 минут, а на работе все 8 часов, а то и больше
[Материал]
avatar
28 Комментарии • 18:52, 13.03.2019
очень неплохо, но почему-то обязательно надо начинать с комментария американца. Забавно. Сами-то мы лаптём щи хлебаем, а вот американцы! WOW!!!
[Материал]
avatar
27 Комментарии • 09:22, 10.03.2019
Спасибо за напоминание азов педагогической технологии воспитания.
[Материал]
avatar
26 nickf2004 • 19:31, 09.03.2019
Бывает, учитель с улыбкой (после очередного обещания о повышении зарплаты) направляется к классу... А тут подходит завуч и начинает что-то нервно и крикливо выяснять, предъявлять и требовать. Вопрос: с каким "смайликом" он начнет урок?!
[Материал]
avatar
25 Комментарии • 09:41, 09.03.2019
Обычно не пишу комментарии, хотя часто хочется, но на эту статью не смогла удержаться. Со многими комментариями согласна. Все правильно. Но, мне кажется, важны не только слова и выражение лица при встрече с детьми. Важно чтобы все эти замечательные слова произносились не по чье-то рекомендации, должностной инструкции. А шли от сердца, и тогда улыбка будет непременным спутником этих слов. Получится это только у педагога удовлетворенного своей работой, действительно любящего своих учеников. Тогда невозможно будет начать урок по другому.
Дети сразу поймут, что слова просто сказаны, и ничего более за ними нет. Учитель, который еще вчера приходил на урок хмурым, все время распекал за что-то, был всем недовольным (и это было у него в системе), а сегодня пришел и набивается в друзья к ученикам со словами «Так, дорогие мои, сегодня у вас встреча с интересными людьми — со мной! И у меня встреча с интересными людьми — с вами! Пусть наши интересы сегодня на уроке совпадут», я думаю, может вызвать неоднозначную реакцию у учеников. Для того чтобы произносить такую фразу, надо действительно быть для них интересным человеком. А иначе это будет похоже на заигрывание с ними, и может произвести обратный эффект. Еще больше отдалить такого учителя от детей. Я так и вижу уже одного из педагогов моих шестиклассников в этой ситуации.
[Материал]
avatar
24 Комментарии • 23:59, 08.03.2019
В 1973 году в мой первый год работы в музшколе,где коллектив был от 18 до 40 лет,а завучу и директору по 25 и 26,директор на педсовете сказала главную мысль:"Перед тем как войти в школу ,всем надеть УЛЫБКУ,завязать сзади морским узлом,а развязать вечером после выхода из школы"Работали мы с 8 утра до 8 вечера,чаще всего 6 уроков до обеда и 6 после обеда.Нет,это были не дурацкие натянутые улыбки,мы радовались жизни,хотя она была у всех трудной и,самое главное,мы не хотели быть похожими на своих суровых и жестких,мягко сказано,педагогов.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
23 teleguzovagalina • 12:56, 11.08.2017
Как легко читается и проникает в душу! Стараюсь об этом помнить всегда, а ещё на уроках этики с учениками обсуждаем, как по выражению лица понять состояние одноклассника, учителя, родителя, быть внимательными к ситуациям. Всем хорошего настроения и взаимопонимания!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
22 sh25 • 19:27, 14.09.2015
Молодец! Я полностью согласен.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
21 elenakharchenk • 10:38, 05.08.2015
Классная статья, которая заставила меня задуматься. А действительно с каким лицом я вхожу к детям в класс. Я уже 20 лет работаю с детьми и, что греха таить, усталость определенная чувствуется. Сейчас стану выбирать для себя смайлик))))
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
20 Gafjra • 01:59, 16.05.2015
Замечательно, особенно вот эта фраза «Так, дорогие мои, сегодня у вас встреча с интересными людьми — со мной! И у меня встреча с интересными людьми — с вами! Пусть наши интересы сегодня на уроке совпадут». И мы улыбались друг другу. И мы совпадали. Сегодня так и скажу. А своих мл. школьников называю "инопланетянами", мой коллега "лунтиками". Перед построением когда вижу старшеклассников, улыбаюсь и почему то удивляюсь, сама не знаю. Они то же улыбаются, и начинаем урок. Физкультура - это всегда эмоции, где то отличные, а где и не очень.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
19 афродита5496 • 15:49, 10.02.2015
Абсолютно согласна с автором. Прочитав статью, невольно стала анализировать свое выражение лица в разных классах. Пока не идеал. Бесспорно, настрой души учителя влияет на атмосферу в классе, на уроке. Полезно вспомнить притчу о споре ветра с солнцем по поводу того, кто сильнее и мораль ее:добром, лаской, можно добиться гораздо большего, чем насилием. Проверяла на себе, действительно работает в большинстве случаев.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
18 Ласточка434 • 17:29, 09.02.2015
Так, дорогие мои, сегодня у вас встреча с интересными людьми — со мной! И у меня встреча с интересными людьми — с вами! Пусть наши интересы сегодня на уроке совпадут - прелесть! Обязательно опробую такую фразу!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
17 helga15-11 • 16:51, 09.02.2015
Очень интересное наблюдение! Советую всем задуматься! И в жизни тоже выбирайте выражение своих очаровательных лиц!!!!!!!!!!!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
16 smirnowa2015 • 21:34, 19.01.2015
Очень понравилась статья автора. Я с ней согласна на все 100%. Я учитель начальных классов. Много разных приёмов использовала для организации начала урока, но приём улыбки остаётся самым эффективным, особенно для самых маленьких, ведь для них учитель- это вторая мама, а мама всегда улыбается, она добрая. Улыбка заставляет поверить не только вас самих , но и ваших учеников в лучшее, в то, что всё получится, настраивает на позитив.Пусть первыми словами, с которыми вы обратитесь с улыбкой к детям будут слова"Доброе утро! Улыбнитесь, подарите свои улыбки всем".
[Материал]
avatar
15 galiullinaanfisa • 10:45, 13.01.2015
очень поучительная статья, по-больше таких работ
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
14 antonina9629 • 16:41, 12.12.2014
Да, с лицом проблема. Если в школе все хмурятся в основном или просто со строгими выражениями, а ты улыбаешься, просто потому что не хочешь самому себе испортить настроение, то на тебя начинают поглядывать как на недееспособного. причём и дети и учителя.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
13 valzyitseva2012 • 15:12, 07.12.2014
Приятно, что учителя теперь часто задумываются о том, как реагируют на них обучаемые. Я - ЗА!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
12 yuliana2009 • 13:23, 06.12.2014
Прочитано где-то и успешно опробовано. Зайти в класс, посмотреть на детей и сказать про себя "Родненькие вы мои!". Поймать эту теплую волну и не сходить с нее весь урок
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
11 Елена5804 • 15:12, 01.12.2014
Это может пригодиться на МО классных руководителей и учителей - предметников. Спасибо!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
10 SvetlanaPyataeva • 19:06, 24.11.2014
Мне понравилось))) Я говорю своим детям: "Друзья мои, сегодня мы с вами..."
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
9 svetlanapogorelova2014 • 22:47, 18.11.2014
Спасибо! Распечатаю лица и завтра раздам на работе сотрудникам и детям. Опыта в такой работе нет, но попробую на практике.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
8 lirtai47 • 10:06, 18.11.2014
В одной школе более 40 лет....когда-то и я начинала именно с такими учителями!! Берегу в душе такой подарок Судьбы!! Спасибо за встречу с молодостью...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
7 Светлана0089 • 00:18, 13.11.2014
С детьми нельзя быть слишком строгой или очень доброй, должна быть золотая середина.. дети "читают" нас лучше, чем мы их.. они очень быстро понимают на каком уроке, как себя можно вести, что можно себе позволить.. за статью, спасибо! ..написана легко, просто.. но заставляет о многом задуматься и многое вспомнить..
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
6 ма-Лина • 07:22, 04.11.2014
Спасибо очень интересная статья, поучительная. Я так думаю что педагоги делают серьезные лица на уроке для обозначения серьезности момента. На уроках строгого учителя урок проходит эффективней он успевает дать больше информации... и так думают многие. Но вот пример,который заставил меня задуматься... Мой муж мне как-то сказал - что ты постоянно улыбаешься по поводу и без..ты даже по телефону разговариваешь и улыбаешься.. ты выглядишь глупо. Конечно я стала считать это глупой привычкой что-ли.. А недавно одна моя коллега, когда я зашла в учительскую утром и поздоровалась,сказала - вы единственный человек в этой школе, который всегда улыбается ..
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
5 bagarjak • 12:22, 30.10.2014
Стоит задуматься.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
4 dya4ckova • 11:58, 30.10.2014
Действительно, а с каким? Ведь в нашей школьной жизни всякое бывает... Но стараюсь, даже если сильно разозлюсь, потом извиниться перед своими учениками и объяснить, что вывело из равновесия. Что расстроило не конкретно чья-то личность, а чей-то поступок.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 ninapostnikova2014 • 05:48, 30.10.2014
Спасибо!!!!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
2 н@тусеньк@ • 19:59, 29.10.2014
Как же все правильно!!!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
1 технолог9354 • 21:51, 24.10.2014
Интересный, а главное поучительный материал. Стоит задуматься многим учителям. Наверное и мне...
[Материал]