Психологические вопросы в школе

Мы опросили учителей, насколько комфортно им работается с той нагрузкой, что у них есть сейчас. И в этой статье представляем часть полученных ответов.

07.06.2021

Эмоциональный интеллект — это способность осознавать и управлять своими эмоциями, а также взвешенно принимать решения. Люди с развитым эмоциональным интеллектом проживают более счастливую и наполненную жизнь, добиваются больших высот в карьере, самореализации и финансовом благосостоянии, чем те, у кого эмоинтеллект развит слабо. 
 

Сегодняшний мир на 89% состоит из взрослых, которые регулярно сталкиваются с психологическими трудностями в ситуациях, когда нужно твердо заявить окружающим о своих желаниях, вовремя сказать «нет», решительно начать реализацию своих проектов или даже просто без стыда и мыслей «что обо мне подумают» попросить помощи. Все это — последствия нарушения личных границ в детстве

Везде, где оказывается рядом двое или более людей, возникают трения и обиды. Конечно, большинство из нас стремится избежать конфликта. Но это иной раз бывает совсем не так просто. Что же делать?

Самыми любимыми особенностями  у меня как психолога значатся синдромы "Незнайки" и "Буратино". Конечно, никаких  синдромов и в помине нет, но не путайте с синдромом  дефицита внимания и т.п.  Названия не случайны.

Кроме призвания и большого летнего отпуска (мы говорили о них в статье 12 плюсов работы учителем), есть причины о которых, я уверена, вы даже не догадывались.

В школьном коридоре во время урока тихо только относительно. Пройдите от двери кабинета до двери: в одном классе спокойным ровным голосом объясняют материал, в другом слышится шум и возня ребят. От чего зависит уважение к учителю? Почему с одним могут пойти на открытый конфликт, а другому достаточно сделать паузу, и это будет сигналом не шуметь?

Наша жизнь подчинена обеспечению собственной безопасности и добыванию ресурсов. Для удовлетворения этих потребностей у человека есть разные инструменты, один из — эмоции. Эмоции — это состояния организма, которые помогают человеку  реагировать на происходящее. Мир нейтрален. Человек раскрашивает свою жизнь разными «красками» (или эмоциями) сам в зависимости от значимости, которую накладывает на событие.    

Ответ у доски — ситуация, знакомая каждому школьнику. Только ведут себя дети в этой ситуации по-разному. Для одних выйти на всеобщее обозрение несложно и даже приятно. Им нравится внимание окружающих к собственной особе. Они прекрасно отвечают на вопросы учителя, даже не обладая знаниями по предмету. Другие испытывают дискомфорт и небольшое волнение, с которым легко справляются без посторонней помощи. А некоторые, услышав свою фамилию, ощущают растерянность и ужас. Они теряются, путаются в словах и, в конце концов, напрочь забывают выученный материал. Что же делать, если ребенок отказывается отвечать у доски?

Перечислить все поводы для детской ненависти к походам в школу крайне затруднительно. Но главные из них заслуживают рассмотрения как педагогами, так и родителями, ибо в воспитании ребенка участвуют обе стороны. Почему дети не хотят ходить в школу?

Неудачи подстерегают человека на протяжении всей жизни, поэтому навыки преодоления трудных ситуаций следует прививать, начиная с самого раннего детства. Ребенок в большей степени подвержен влиянию внешних и внутренних факторов, порождающих неудачу, эмоционально неустойчив и психологически не готов к преодолению трудностей, поэтому крайне важно научить его безболезненно переживать неудачи, а для этого необходимо наладить работу по взаимодействию между ребенком, педагогом и родителями. Как научить ребенка переживать неудачи не причинив ему вреда, вы узнаете из этой статьи. 

Гиперопека — это избыточная, необоснованно завышенная опека детей. Уже сравнительно взрослым ребятам не позволяют решать самостоятельно даже самые простые вопросы, связанные с ним самим: что надеть, во что играть, с кем дружить и так далее. Взрослые жестко контролируют своего ребенка, руководствуясь различными, часто благими, намерениями, но гиперопека в семейном воспитании приводит, к сожалению, к серьезным проблемам в дальнейшей жизни.

С приходом в школу меняется образ жизни детей, их обязанности и задачи. Меняется и их психология. Происходит переход от игровой деятельности к учебной, от наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Меняется система личностных взаимоотношений: если раньше дети просто играли, то теперь от них требуется внимание, родители и учителя хотят, чтобы они получали и могли применить знания, оценивают их. Дети учатся контролировать свое внимание, волю, поведение. 

Младший школьный возраст — интереснейшая пора, которую многие психологи называют «вершинкой детства». Ребенок еще сохраняет многие детские черты, такие как непосредственность и легкомыслие, но стремительно меняются ценности и интересы. Самое главное — меняется логика мышления ребенка. Кризис младшего школьного возраста формирует осознание своего «социального Я». И все негативные выводы, установки, сформировавшиеся особенности взаимоотношений не пройдут бесследно, а могут определять все дальнейшее поведение человека.

В начальной школе между детьми часто возникают конфликты. Младшие школьники не умеют уступать друг другу, делиться своими вещами, находить правильные пути решения ссор. Поэтому учителю начальных классов необходимо уделять много внимания обучению школьников приемам детской дипломатии, предложив им разнообразные занятия на тему «Учимся договариваться». 

В пятом классе происходит переход из младшего в среднее школьное звено. Для ребенка это — тяжелое время, в течение которого он постоянно находится под действием стрессообразующих факторов. Это ухудшает адаптацию к  новым условиям — больше предметов, незнакомые учителя, огромный объем знаний. Чтобы определить, насколько ребенок адаптирован к школе, в конце первого семестра проводится диагностика. Адаптация пятиклассников к школе во многом определяет дальнейшие успехи учащихся. 

Дезадаптация школьников, как правило, развивается при поступлении в первый класс или при переходе из начальной в среднюю школу. Она связана с тем, что дети не могут быстро перестроиться к новым условиям жизни, и это проявляется в снижении мотивации к обучению, плохом поведении, проблемами в общении со сверстниками и переживаниями. В нашей статье мы расскажем о четырех видах дезадаптации школьников, связанной с переходом с одной ступени обучения на другую.

Несмотря на то, что медицина не стоит на месте и в наше время способы лечения заболеваний совершенствуются, наблюдается тенденция возврата к нетрадиционным методам терапии. Одним из таких методов является иппотерапия — это лечение и реабилитация различных заболеваний через общения человека и лошади.

В наше время в западных странах практически у каждого второго человека есть свой личный психолог, в том числе и у детей. Так почему же в России это не так распространено? До сих пор у наших людей мнение, что если обратится к психологу то это означает автоматическое признание себя душевнобольным. А некоторые родители думают, что если найти психолога для своего ребенка, то остальные смогут допустить мысль о его неполноценности.  Так почему же не нужно бояться отводить ребенка к психологу?

Мы, учителя и родители, часто сталкивались с детьми, устраивающими истерики, быстро выходящими из себя. Мы называем таких детей невоспитанными, трудными, манипуляторами, считая, что они намеренно так ведут себя, чтобы добиваться своего. А про родителей таких детей мы говорим, что они не умеют воспитывать своих детей, что это плохие родители. Как же все обстоит на самом деле? + Отзыв о книге "Взрывной ребенок".



1-20 21-32