Формы и методы работы социального педагога по антинаркотическому воспитанию школьников
Каждый современный человек знает, что такое наркомания, какой вред наносят наркотики здоровью человека и кто такой наркоман. Сегодня по телевидению можно увидеть шокирующие кадры разрушающего действия наркотиков: жуткие «ломки» наркомана, чудовищные язвы на теле наркозависимых, больных детей, чьи родители употребляют наркотики. В различных печатных СМИ, в Интернете публикуется множество статей о вреде наркотиков, пишутся научные статьи, авторы которых пытаются выявить суть данной проблемы, изучить ее причины с медицинской, социальной, психологической точек зрения. В школах учителя, социальные педагоги, психологи проводят работу по антинаркотическому воспитанию школьников.
Но эти знания, эти реальные картины ужасных последствий употребления наркотических веществ, к сожалению, не способствуют уменьшению числа людей, употребляющих наркотики, и число наркоманов растет с каждым годом.
Почему так происходит? Отчего наши дети, зная о страшных последствиях наркомании, встают на этот путь? И как мы, социальные педагоги, должны строить свою работу по антинаркотическому воспитанию среди школьников?
Нет надобности убеждать кого-то в том, что от педагога во многом зависит формирование личности ребенка, что учитель, как и семья, стоит у истоков нравственного благополучия школьника. Поэтому работа по антинаркотическому воспитанию является важнейшей задачей, стоящей перед педагогами. В ее решении важную роль играет грамотность учителя и глубокое знание данной проблемы.
Существенным фактором распространения наркомании среди подростков является психологическая неустойчивость ребенка. Зачастую подростки не готовы твердо и решительно сказать «Нет!» на предложение попробовать то или иное наркотическое средство. Поэтому усилия педагогов должны быть в первую очередь направлены в сторону утверждения в личности психической устойчивости, а именно: подготовить ребенка к ситуации, когда ему необходимо будет сделать выбор. Педагог должен учить подростка анализировать свои поступки, развивать в ребенке индивидуальное начало, уметь избегать негативного влияния со стороны других людей, самому решать свои проблемы. А это возможно лишь в том случае, когда подросток имеет активную жизненную позицию, осознанное отношение к окружающему миру.
Поэтому следующей задачей педагога становится работа по стимулированию у подростка активной жизненной позиции. Согласитесь, элементарная скука, отсутствие каких-либо интересов, отсутствие мотивации к учебе, к спорту или к другому роду деятельности, становится тем зловещим фактором, когда улица увлекает подростка. В данном случае задачей педагога становится необходимость обратить внимание на развитие у ребенка познавательных интересов, на воспитание духовно-нравственных ориентиров.
Следует мотивировать ученика на достижение определенных целей, помочь подростку в самоопределении
В решении данных задач педагогу помогают разнообразные формы проведения занятий. Например, занятия, построенные в форме дискуссии, на которых школьники, обсуждая проблему, учатся анализировать, обобщать различные точки зрения, отстаивать свое мнение, делать выводы. Большим успехом у школьников пользуются уроки-тренинги, построенные на ролевых играх. Например, проиграть ситуацию, когда вам предложили попробовать наркотик. Разнообразные психологические тестовые опросы, анкетирование, беседы-диалоги, видеоуроки помогают школьникам лучше узнать себя, правильно самоопределиться.
По мнению многих специалистов, наркомания во многом связана с депрессией. Ранее считалось, что депрессия — удел взрослых людей, но исследования последних лет показывают, что этот недуг может возникать в любом возрасте. Современная действительность требует от ребенка повышенного интеллектуального, эмоционального, психологического уровня развития, нежели это было еще 15-20 лет назад. Чтобы достичь успеха или, как принято говорить в современном обществе, «быть успешным», ребенок должен гораздо больше знать, уметь и быть лучшим. И не секрет, что многие дети не выдерживают эту гонку.
Помимо этого, факторами, влияющими на развитие у детей депрессивных состояний, являются причины социально обусловленные, такие, как материальное неравенство, неблагоприятный психологический климат в семье, хамство окружающих, нетерпимость друг к другу, несправедливость и т.д. Ну и, конечно, стоит отметить влияние средств массовой информации и Интернета на неокрепшие души наших детей.
В связи с этим важной составляющей в работе учителя по антинаркотическому воспитанию является работа с семьей. К сожалению, реалии последних лет не оставляют современным родителям много времени на общение с детьми. В беседах с родителями учитель обращает их внимание на то, что они должны больше времени уделять своему ребенку. Необходимо быть чутким и внимательным по отношению к детям. Главное — стать для них самым близким другом и единомышленником. Ребенок должен знать, что родителям небезразличны его стремления, переживания, его внутренний мир.
Эффективным направлением в работе с семьей по предупреждению наркомании среди школьников являются мероприятия, в которых участвуют и дети и родители. Дни здоровья, различные акции, например, по сбору макулатуры, совместное проведение календарных праздников — все это, безусловно, сближает детей и родителей.
Немаловажную роль играет оказание помощи родителям в формировании благоприятного климата в семье. Профилактические беседы должны информировать родителей о возрастных психологических особенностях ребенка, что необходимо сделать для того, чтобы уберечь ребенка от наркотиков, какие изменения в характере и поведении подростка должны их насторожить, что делать, если есть подозрение, что ребенок употребляет наркотики. Такие встречи проходят более плодотворно, когда на них приглашаются специалисты: детские наркологи, психиатры, сотрудники отделов по борьбе с распространением наркотиков, инспектора по делам несовершеннолетних и др.
Тесное сотрудничество социального педагога с работниками социальных служб, с инспекцией по делам несовершеннолетних позволяют осуществлять педагогическое просвещение родителей, привлекать их к активному участию в воспитательном процессе.
В этом учебном году наша гимназия тесно сотрудничала со специалистами из Областного Центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями. Психолог и врач выступили с лекциями-беседами перед старшеклассниками, провели круглые столы с показом и обсуждением фильма, приняли участие в родительских собраниях с последующим анкетированием среди подростков и родителей. Большое внимание уделялось проблеме наркозависимости и умению избегать негативного влияния со стороны других людей.
Еще одной эффективной формой работы с родителями является наглядная информация: информационные стенды, памятки родителям, буклеты. Все это помогает в работе по антинаркотическому воспитанию учащихся.
Проблема наркотиков из года в год становится все острее. Появляются новые виды наркотических веществ, доступность наркотиков стала невероятной, молодеет число наркоманов. Поэтому каждый современный ребенок так или иначе рано или поздно сталкивается с подобными вопросами. Предотвратить это мы не можем, а вот научить ребенка сознательному выбору, возможно, самому главному выбору в своей жизни, — первоочередная задача учителя.
Литература:
- Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними / под ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2003. — 384 с.
- Система педагогического управления профилактикой наркомании в образовательных учреждениях / под ред. Е.Е. Тонкова. — Белгород: Отчий край, 2001. — 296 с.
- Школа без наркотиков: Книга педагогов для родителей / под ред. Л.М. Шипицыной. — СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2002. — 160 с.
Фото: Денис Гиряев.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.