Вследствие этого главная цель современной системы образования заключается в формировании личности, способной к познанию сложности быстро изменяющегося мира, к быстрой адаптации в нем.
Поэтому достижение этой цели включает в себя решение следующих задач:
- Формирование умений работать с информацией;
- Развитие проективной, конструктивной и прогностической силы ума (технологичности образования);
- Воспитание духовности как ценностного отношения к достижению человеческой культуры, в том числе и к самому образованию;
- Развитие способности в сложных социальных и межличностных ситуациях принять самостоятельное решение, основанное на анализе и осмысленном выборе.
Применительно к иностранному языку как учебному предмету образовательная ситуация изменилась вдвойне. Наше государство становится все больше открытым, входя на правах партнера в мировое сообщество. Благодаря расширению и качественному изменению характера международных связей все больше осуществляется интернационализация всех сфер жизни нашего общества, появляется действительная потребность в людях, владеющих иностранным языком. При этом и сами люди начинают испытывать настоятельную потребность в овладении тем или иным иностранным языком, связывая это с возможностями лучшего трудоустройства, с другими жизненно важными ценностями. Таким образом, иностранный язык (ИЯ) становится реально востребуемым в практической и интеллектуальной деятельности человека. Он становится действенным фактором социально – экономического, научно – технического и общекультурного прогресса. Это повышает статус ИЯ как учебного предмета.
В законе об образовании также отмечается, что учебному предмету «ИЯ» отводится существенная роль в решении важной задачи, стоящей перед современной школой, а именно: обеспечение условий для формирования у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности школьника в систему мировой и национальной культур.
Изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
В общеобразовательной средней школе решение этих задач зависит от формирования универсальных компетенций (под компетентностью понимается способность самостоятельной деятельности учащихся на основе полученных знаний, умений и их использование в практической деятельности и повседневной жизни).
Поскольку достижение целей обучения иностранному языку в школе определяется содержанием, которым должны овладеть учащиеся, и технологией обучения (принципами, методами, средствами и организацией обучения). Само учение школьников осуществляется, как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельной деятельности. По П.И. Пидкасистому самостоятельная деятельность - «деятельность, предполагающая их максимальную активность по отношению к предмету деятельности», в нашем случае, к иностранному языку, к освоению материалу, что обеспечивает его прочное усвоение».
Следовательно, важно создать такие педагогические условия, при которых учащиеся «выходят навстречу знаниям», ибо получаемое в готовом виде часто скользит мимо сознания и не оседает в памяти.
Помимо того, что самостоятельная деятельность вызывает активность учащихся, она обладает еще одним важным достоинством: она носит индивидуализированный характер. Каждый учащийся использует источник информации в зависимости от своих потребностей и возможностей. Он работает в своем темпе и проектирует, планирует свою деятельность, чтобы прийти к нужному результату.
В научных работах Пидкасистого П.И., Буряка В.К., Жаровой Л.В. по-разному определяют признаки познавательной самостоятельности учащихся или соответствующей ей СУД, реализуемой при общем руководстве со стороны учителя в разных формах организации с использованием различных источников знаний и получением определенного результата»:
- непосредственное личное выполнение умственных и физических действий;
- целеустремленность в работе: целенаправленность деятельности; осознание цели, смысла и содержания работы; личностный смысл деятельности;
- инициативность: собственные побуждения учащегося; стремление в различных ситуациях действовать самому; максимум инициативы;
- собственные усилия учащегося: готовность к труду и преодолению трудностей; умственные и физические усилия; волевые усилия; максимальное распределение и напряжение сил, активность;
- творческий характер деятельности: активность умственных действий; собственная мысль учащихся; проблемный характер деятельности; внесение в выполняемую работу чего–то нового к воспроизводимому образцу; установление новых для себя фактов; поиск новых, наиболее рациональных способов выполнения задания; самостоятельность суждений и выводов; принятие собственных решений; со стороны учителя отсутствие точных разъяснений и контроля в открытой форме; анализ результатов в процессе активных умственных действий;
- отсутствие непосредственного педагогического руководства; выполнение работы без помощи, но под наблюдением учителя и без его вмешательства;
- обособление во времени, по форме деятельности: выделение специального времени для работы; выполнение работы индивидуально или по группам.
Каким же образом следует повернуть учащихся к источникам информации, чтобы в ходе СУД они могли использовать их оптимальным образом? Рассмотрим памятки как средство самостоятельного овладения иностранным языком и его методикой одновременно.
В памятках в форме советов предлагаются рациональные приемы овладения иностранным языком. Не учитель поучает, а учащимся даются полученные из опыта, объективно существующие оптимальные правила учебного труда в отношении иностранного языка. Они подсказывают учащимся самый верный и надежный путь овладения основными видами речевой деятельности, новыми организационными формами, упражнениями. Количество памяток не должно быть большим, но они охватывают все существенные стороны образовательного процесса. Обучающие и воспитывающие начала в них тесно переплетаются.
Может возникнуть вопрос: как обстоит дело с контролем выполнения рекомендаций, содержащихся в памятках? Памятки рассчитаны на способность учащихся сознательно, управлять своей волей и эмоциями, и одновременно они воспитывают эту способность. Нужно только обратить внимание на памятку, а дальше она уже сама «напомнит о себе», ибо, следуя ей, учащиеся на деле убедятся в ее пользе. Поэтому, непосредственная обратная связь несовместима с памяткой. На памятку возлагается «стратегическая роль» формирования субъекта учения, ответственно и заинтересованно осуществляющего его на основе осмысленных им приемов учебного труда.
Особая значимость применения памяток для формирования у учащихся приемов учения объясняется спецификой предмета «иностранный язык». Так, например, одной из основ является коммуникативно – деятельностный подход к обучению иностранному языку, который «строится таким образом, что учащийся является не только «объектом» обучения (тем, на кого воздействует образовательный процесс), но и выступает «субъектом» обучения (в качестве организатора свое учебной деятельности). Отсюда, вытекает важная задача управления процессом учения извне, а также рационального «самоуправления» в процессе этой деятельности. А, именно, в овладении учащимися приемами СУД и мыслительными операциями (анализом, синтезом, обобщением и т.д.). Это проявляется в осознании мотивов, целей, приемов учения, в осознании самого себя как субъекта учебной деятельности».
- На уроках иностранного языка учащиеся усваивают не столько знания, как это происходит на других уроках, сколько вырабатывают умения и использование в практической иноязычной речевой деятельности. Поэтому эти приемы не могут быть перенесены на урок иностранного языка без соответствующей коррекции, а многие приемы учения должны быть сформированы заново.
- Овладевать иностранным языком приходится в отсутствии языковой среды при ограниченном количестве часов в школе, когда на одного ученика приходится в среднем 1 – 2 минуты говорения за весь урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в том случае, если ученик будет обучен работать самостоятельно все 40 минут урока и продуктивно организовывать работу над языком дома.
- В школе закладывается только основа практического владения иностранным языком, на которой может строиться дальнейшее освоение учащимися языка в объеме, необходимом им для профессиональной работы, пополнения знаний в сфере личных интересов и т.д. Для того, чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания иностранного языка школа должна вооружить учащихся рациональными приемами СУД над языком, который требует ежедневной тренировки. Для того, чтобы ученик после окончания школы мог использовать иностранный язык в качестве средства удовлетворения его профессиональных или личных интересов, он должен еще в школе быть обучен приемам СУД над языком.
Можно выделить следующие условия для формирования приемов СУД у учащихся:
- Включение самостоятельной учебной деятельности на всех уроках;
- Постепенное нарастание степени трудности самостоятельной учебной деятельности учащихся совершается по трем направлениям:
- путем увеличения объема заданий и длительности работ учащихся;
- путем усложнения содержания заданий, а вместе с этим мыслительных операций и приемов работ, которые необходимы для его решения;
- путем изменения способов инструктажа и постепенное его уменьшение со стороны учителя.
- Увеличение степени самостоятельности учащихся при выполнении учебного задания.
Таким образом, знание памятки еще не означает формирование самостоятельной учебной деятельности. Овладение происходит во время тренировки, т.е. в процессе неоднократного выполнения задания. При этом очень важно, чтобы ученик с самого первого раза осваивал правильный и наиболее рациональный способ выполнения упражнения или задания. Программа овладения обеспечивается, с одной стороны, знанием памятки, а с другой – постоянным контролем со стороны учителя, который осуществляется путем беседы, словесного отчета, наблюдения (способов, используемых наиболее часто). При отсутствии должного контроля за процессом формирования самостоятельной учебной деятельности резко снижается эффективность работы с памятками. Памятка задает направление и последовательность подготовки заданий по формированию речевых компетенций (аудированию, говорению, чтению и письму).
Итак, памятка является одним из средств формирования речевых компетенций и направлена на:
- развитие практической деятельности и осознанного включения в разнообразные виды деятельности по образованию и самообразованию на основе требований, предъявляемых учителями, родителями, учащимися
- создание условий для возможности осознанного выбора содержания образования и организации познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами ребенка;
- воспитание чувства сопричастности к малой родине и к культуре страны изучаемого языка;
- включение в позитивную созидательную деятельность, оказывающую влияние на социокультурное развитие региона.
Список литературы
1. Методические рекомендации /для студентов по использованию памяток как средства формирования приемов учебной деятельности при изучении иностранного языка/. – Липецк, 1985.- 24с.
2. Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.: Просв., 1991.-287 с.
3. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык.5-9 классы. (М.:Просвещение,2010)
Коминова Светлана Юрьевна,
МОУ"СОШ №21",
учитель иностранного языка
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.