ОсиповаТ.А.,Щурова С.Г.,Мархель Э.Э,
28.11.2013 0
Факультативные занятия как средство успешной социализации учащихся с ОВЗ
Актуальной проблемой современного российского общества является социализация детей с нарушениями в развитии. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно – развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия для получения образования. Основной задачей специальной (коррекционной) школы – интернат является социально – бытовая, социально – нормативная и социально – трудовая адаптация учащихся с последующей интеграцией их в общество.
Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду в современных условиях.
Социальные изменения в обществе повлияли на содержание трудового обучения и вызвали необходимость корректировки трудового обучения, с целью реализации вопросов трудовой адаптации выпускников специальных школ.
Какие же корректировки можно внести, чтобы модифицировать ту систему отношений с миром, в которую включается или будет включаться ребенок за стенами школы? Как возможно готовить детей к активной социальной жизни уже в стенах школы, как моделировать социальные отношения?
Мы считаем, что социальная адаптация и подготовка к успешной интеграции воспитанников эффективно может осуществляться не только на занятиях по профессионально – трудовой подготовке, но путем вовлечения детей в факультативные занятия.
Наличие этих качеств позволяет предполагать, что подросток не будут беспомощным в таких сферах, как профессиональная деятельность, бытовое самообслуживание, семейная жизнь. Успешность самореализации и жизни возможна, когда человек любит и умеет трудиться. (1,13)
Факультативные занятия – это форма учебной работы, состоящая в развитии способностей и интересов учащихся.
В нашей школе разработаны и апробируются программы факультативных занятий:
Программы имеют высокую практическую значимость, учитываются индивидуально – типичные особенности учащихся.
Для успешной реализации программ факультативных курсов созданы необходимые условия: квалификационные педагоги, оборудованные мастерские, оборудование и инструменты, специально отведенное время для проведения занятий.
Цель факультативных занятий - расширение кругозора, углубление знаний учащихся в избранных ими областях знаний и воспитание у них определенных навыков самостоятельной работы.
Социальная адаптация не возможно без полноценного включения индивидуума в общество, в существующую систему отношений в обществе. Образовательное учреждение выступает той средой, где происходит формирование потенциала ребенка, актуализация заложенных в них природой способностей и задатков. На факультативные занятия накладывается определенная важность, именно здесь в условиях особой организации учебной работы (отличной от урока, и от внеклассной работы) возможно создание благоприятной развивающей среды.
Используя исследования Зайцевой Н.В., Зайцева Д.В. приведенные в работе «Из опыта развития творческого потенциала нетипичных детей», выделим структурные компоненты, необходимые для создания коррекционно – развивающей среды на факультативных занятиях. (2;5)
Деятельность, организованная на факультативных занятиях дает широкую возможность организации продуктивного взаимодействия взрослого и ребенка, основанного на принципах творческого сотрудничества. Для успешности взаимодействия необходимо применение педагогических технологий характеризующихся следующим образом: по ориентации на личностные структуры; по характеру содержания; по организационным формам - групповая и индивидуальная; по подходу к ребенку - как педагогика сотрудничества.
Эффективность реализации задач успешной социализации во многом зависит от уровня квалификации и профессионализма учителей профессионально- трудового обучения. Опираясь на учения и исследования ученых-дефектологов по данной проблеме (Дульнев Г.М., Ковалева Е.А., Мирский С.Л., Патроскеев В.Г. и др.), можно сделать вывод, что успех обеспечивается, прежде всего, грамотным подходом педагога к организации учебно-трудового процесса на основе глубокого знания психологии школьников с нарушением интеллекта. Использование коррекционных приёмов по активизации трудового обучения, индивидуальный и дифференцированный подходы к воспитанникам, внедрение в практику работы элементов инновационных педагогических технологий, тренингов, проведение внеклассной и кружковой работы, мероприятий профориентационной направленности, социальной диагностики, постоянное изучение динамики развития позволяет достичь поставленных целей обучения. (3;13)
Опытом работы делится руководитель факультативного курса «Декоративно-прикладное искусство» Щурова С.Г.
Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого, перед школой встает ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности.
Учитывая данные факторы, была составлена программа факультативного курса «Декоративно-прикладное искусство» для учащихся 8-9 классов. Цель курса заключается в создании предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества, посредством знакомства с различными видами рукоделия.
Обучение учащихся по программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
Общеизвестно, что учащиеся с ОВЗ положительно относятся к трудовой деятельности, в процессе которой они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллектив¬ные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов, элементы которого успешно применяются на факультативных занятиях. (5;34)
Работа по методу проектов: формирует выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы; вырабатывает умения ставить близкие и далекие цели; самостоятельно планировать работу; применять необходимые знания и умения в новых условиях. (6; 124)
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои, специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую или индивидуальную, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль и заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.
Так как наши дети не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. На занятиях факультатива мы совместно с учениками в процессе обсуждения определяем тему проекта, ставим цели и задачи предстоящей работы, выбираем направления работы.
На этапе разработки проекта учащиеся осваивают основные операции по изготовлению данного изделия. Учатся работать с журналами мод, рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают сумму затрат с ценой изделия такого же типа, которое продается на рынке, определяют, удалось ли сэкономить семейный бюджет, знакомятся с торговыми точками города, в которых можно реализовать продукты своего труда.
В ходе выполнения практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контроля качества работы.
Творческие проекты, выполненные учащимися на занятиях факультатива, были представлены в конкурсах регионального, межрегионального и всероссийского уровня:
Свой опыт работы по факультативному курсу «Художественная обработка древесины» представит Мархель Э.Э.
Мы считает, что главным направлением социализации учащихся с ОВЗ, является воспитание у учащихся интересов и склонностей к столярному делу с учётом их потенциальных возможностей на основе коррекционного характера обучения. Многолетняя практика показывает, что при соблюдении единства известных принципов специального (коррекционного) образования: педагогического оптимизма, коррекционно-компенсирующей направленности и деятельного подхода при обучении и воспитании, а также реализации дифференцированного и индивидуального подхода, можно достичь определённых результатов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель факультативного курса: формирование системы знаний и практических умений по обработке древесины и резьбе по дереву.
Задачи:
В решении поставленных задач используется практико-ориентированный подход. Он позволяет использовать активные методы обучения и воспитания на различных этапах педагогического процесса. В ходе обучения используется широкий спектр активных дидактических методов: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, эвристический и другие.
Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к труду - это важнейшая составляющая комплекса мероприятий, направленных на формирование целостной личности, обладающей качествами, необходимыми для успешной интеграции в социально-экономическую жизнь общества. Положительных сдвигов в подготовке к труду детей данной категории можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое.
Актуальность этой программы состоит в том, что выполнение данного вида работ требует минимального использования инструмента – нож, стамеска, отходы древесины, а изделия из дерева с использованием разных видов резьбы пользуется спросом. Хочется отметить, что инструменты по возможности учащиеся изготавливают самостоятельно, а впоследствии по окончанию курса, школы забирают с собой для дальнейшей работы в домашних условия.
Задачи системы факультативной работы следующие:
Вся программа разделена на 5 видов художественной резьбы: контурная, геометрическая, плоскорельефная, рельефная, объемная.
Вырезая сначала простые элементы, а затем, создавая все более сложные композиции, каждый учащийся вырабатывает свой определенный неповторимый подчерк. На занятиях в полной мере проявляется индивидуальность, что особенно важно в условия конкурентности рынка труда.
От момента задумки изделия до конечного результата учащиеся под руководством педагога проходят несколько этапов:
Не менее важно развивать у учащихся познавательные компоненты трудовой деятельности: умение действовать по плану, организованно, точно и аккуратно контролировать и корректировать свои действия, адекватно применять ранее усвоенные знания, умения, навыки, формировать ценные черты личности: трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, инициативность и другие, важные в социальном отношении качества (4;24)
Невозможно успешно обучать учащихся, если учащийся сам не видит своих результатов.
Работы учащихся неоднократно удостоены наград на различных конкурсах детского художественного творчества:
Введение в процесс образования факультативных занятий в коррекционной школе открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.
Наличие факультативных курсов в школе, позволяет, во-первых, создать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ученика фон усвоения различных направлений образования и, во-вторых, предметно ориентировать его в таких областях деятельности, которые будут содействовать определению его жизненных планов, что позволит учащемуся самоопределиться, расширить социальное пространство и как следствие социально адаптироваться в обществе.
Библиографический список
1.Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. Дефектология. – 1986. - №6.
2. Зайцева Н.В., Зайцев Д.В. Из опыта развития творческого потенциала нетипичных детей //Педагогика, 2006, № 5 , с. 11-17
3.Корнеева Е.Н. Взгляд на социализацию с точки зрения возрастной психологии // Ярославский педагогический вестник. 1996. № 2. С.17-23.
4. Мачихина В. Ф. Организационно - педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/ В. Ф. Мачихина // Дефектология. - 1992.- №4 – С.24-26
5. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. Дефектология. – 1986. - №1.
6. Сасова И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя.- Москва: Издательский центр Вентана –Граф.- 2008-с.294
7. Старобина Е.М., Агрба М.В.. Организационно – методические основы профессиональной подготовки лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии: Методические рекомендации. Спб., 1997
8. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. – Москва: Издательство НЦ ЭНАС.- 2003
Главная цель трудовой адаптации – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и труду в современных условиях.
Социальные изменения в обществе повлияли на содержание трудового обучения и вызвали необходимость корректировки трудового обучения, с целью реализации вопросов трудовой адаптации выпускников специальных школ.
Какие же корректировки можно внести, чтобы модифицировать ту систему отношений с миром, в которую включается или будет включаться ребенок за стенами школы? Как возможно готовить детей к активной социальной жизни уже в стенах школы, как моделировать социальные отношения?
Мы считаем, что социальная адаптация и подготовка к успешной интеграции воспитанников эффективно может осуществляться не только на занятиях по профессионально – трудовой подготовке, но путем вовлечения детей в факультативные занятия.
Роль факультативных занятий в социальной адаптации воспитанников с ОВЗ
Выпускник подготовлен к успешному вхождению в самостоятельную жизнь, если он внутренне готов к самообеспечению на основе труда; правильно выстраивает свои отношения с окружающими его людьми, что обеспечивает продуктивность его социальных контактов; имеет соответствующую его возможностям жизненную перспективу.Наличие этих качеств позволяет предполагать, что подросток не будут беспомощным в таких сферах, как профессиональная деятельность, бытовое самообслуживание, семейная жизнь. Успешность самореализации и жизни возможна, когда человек любит и умеет трудиться. (1,13)
Факультативные занятия – это форма учебной работы, состоящая в развитии способностей и интересов учащихся.
В нашей школе разработаны и апробируются программы факультативных занятий:
- Декоративно-прикладное искусство.
- Художественная обработка древесины.
Программы имеют высокую практическую значимость, учитываются индивидуально – типичные особенности учащихся.
Для успешной реализации программ факультативных курсов созданы необходимые условия: квалификационные педагоги, оборудованные мастерские, оборудование и инструменты, специально отведенное время для проведения занятий.
Цель факультативных занятий - расширение кругозора, углубление знаний учащихся в избранных ими областях знаний и воспитание у них определенных навыков самостоятельной работы.
Социальная адаптация не возможно без полноценного включения индивидуума в общество, в существующую систему отношений в обществе. Образовательное учреждение выступает той средой, где происходит формирование потенциала ребенка, актуализация заложенных в них природой способностей и задатков. На факультативные занятия накладывается определенная важность, именно здесь в условиях особой организации учебной работы (отличной от урока, и от внеклассной работы) возможно создание благоприятной развивающей среды.
Используя исследования Зайцевой Н.В., Зайцева Д.В. приведенные в работе «Из опыта развития творческого потенциала нетипичных детей», выделим структурные компоненты, необходимые для создания коррекционно – развивающей среды на факультативных занятиях. (2;5)
- Мотивационно – целевой компонент представлен рядом конкретных задач: обеспечение положительной мотивации и потребности к деятельности, стремление к приобретению общих и специальных знаний и умений, осознание потребностей, целей, задач.
- Содержательный компонент включает именно совокупность знаний, умений, навыков общеобразовательного характера, а так же полученных на уроках трудового обучения. Этот компонент включает три основных направления: познавательное, практическое, творческое.
- Операционно – деятельностный компонент основан на комплексе умений и навыков организации своей деятельности. Он включает способы действий, операций, а также формы практической деятельности. Данный компонент отражает возможности учащихся в создании чего- то нового и направлен на самоопределение и самовыражение в деятельности.
- Рефлексивно – оценочный компонент включает внутренние процессы осмысления и самоанализа, самооценки собственной деятельности и ее результаты. Основной задачей этого компонента является определение достигнутого уровня сформированности свойств и качеств личности, знаний, умений, навыков.
Деятельность, организованная на факультативных занятиях дает широкую возможность организации продуктивного взаимодействия взрослого и ребенка, основанного на принципах творческого сотрудничества. Для успешности взаимодействия необходимо применение педагогических технологий характеризующихся следующим образом: по ориентации на личностные структуры; по характеру содержания; по организационным формам - групповая и индивидуальная; по подходу к ребенку - как педагогика сотрудничества.
Эффективность реализации задач успешной социализации во многом зависит от уровня квалификации и профессионализма учителей профессионально- трудового обучения. Опираясь на учения и исследования ученых-дефектологов по данной проблеме (Дульнев Г.М., Ковалева Е.А., Мирский С.Л., Патроскеев В.Г. и др.), можно сделать вывод, что успех обеспечивается, прежде всего, грамотным подходом педагога к организации учебно-трудового процесса на основе глубокого знания психологии школьников с нарушением интеллекта. Использование коррекционных приёмов по активизации трудового обучения, индивидуальный и дифференцированный подходы к воспитанникам, внедрение в практику работы элементов инновационных педагогических технологий, тренингов, проведение внеклассной и кружковой работы, мероприятий профориентационной направленности, социальной диагностики, постоянное изучение динамики развития позволяет достичь поставленных целей обучения. (3;13)
Опытом работы делится руководитель факультативного курса «Декоративно-прикладное искусство» Щурова С.Г.
Многочисленные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) школ не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современных социально-экономических условиях. Исходя из этого, перед школой встает ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентно способным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности.
Учитывая данные факторы, была составлена программа факультативного курса «Декоративно-прикладное искусство» для учащихся 8-9 классов. Цель курса заключается в создании предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества, посредством знакомства с различными видами рукоделия.
Обучение учащихся по программе способствует адаптации учащихся к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям, подготовке к самостоятельной жизни в современном мире, профессиональному самоопределению.
Общеизвестно, что учащиеся с ОВЗ положительно относятся к трудовой деятельности, в процессе которой они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение разнообразных методов и приемов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллектив¬ные способы обучения и проектные методики в определенной степени позволяют решить проблемы учебной мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Обучая детей труду, всех одинаково учить нельзя. Необходим индивидуальный и дифференцированный подход, учет возможностей и реальных условий развития каждого ребенка. Такую возможность предоставляет метод проектов, элементы которого успешно применяются на факультативных занятиях. (5;34)
Работа по методу проектов: формирует выработку у учащихся четкого механизма понимания профессионально – трудовой проблемы; вырабатывает умения ставить близкие и далекие цели; самостоятельно планировать работу; применять необходимые знания и умения в новых условиях. (6; 124)
Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои, специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности учащихся и на коллективную деятельность учащихся – парную, групповую или индивидуальную, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка деятельности. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль и заключается не только в подаче готовых знаний учащимся, но и создании психолого-педагогических ситуаций во время учебного процесса для активизации познавательно-поисковой деятельности, в выработке алгоритма деятельности от задумки до конечного результата.
Так как наши дети не всегда могут самостоятельно выбрать тему, определить цели и задачи предстоящей работы, то помощь учителя в этом необходима. На занятиях факультатива мы совместно с учениками в процессе обсуждения определяем тему проекта, ставим цели и задачи предстоящей работы, выбираем направления работы.
На этапе разработки проекта учащиеся осваивают основные операции по изготовлению данного изделия. Учатся работать с журналами мод, рассчитывают себестоимость изделия, сравнивают сумму затрат с ценой изделия такого же типа, которое продается на рынке, определяют, удалось ли сэкономить семейный бюджет, знакомятся с торговыми точками города, в которых можно реализовать продукты своего труда.
В ходе выполнения практической части проекта воплощается идея проекта в конкретном изделии с соблюдением технологии, контроля качества работы.
Творческие проекты, выполненные учащимися на занятиях факультатива, были представлены в конкурсах регионального, межрегионального и всероссийского уровня:
- Конкурс детского декоративно-прикладного и изобразительного искусства «Золотой и серебряный росток».
- 2011, 2010 год – участие в зональном этапе конкурса.
- 2009 год – дипломом за 3 место в зональном туре конкурса, диплом лауреата конкурса.
- Межрегиональный конкурс-фестиваль детского ДПТ «Пасхальное яйцо-2011», организованный негосударственным образовательным учреждением Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Детский центр образования «Пересвет».
- Всероссийский конкурс ДПТ «Семья – ковчег спасения» демографической программы «Святость материнства».
Свой опыт работы по факультативному курсу «Художественная обработка древесины» представит Мархель Э.Э.
Мы считает, что главным направлением социализации учащихся с ОВЗ, является воспитание у учащихся интересов и склонностей к столярному делу с учётом их потенциальных возможностей на основе коррекционного характера обучения. Многолетняя практика показывает, что при соблюдении единства известных принципов специального (коррекционного) образования: педагогического оптимизма, коррекционно-компенсирующей направленности и деятельного подхода при обучении и воспитании, а также реализации дифференцированного и индивидуального подхода, можно достичь определённых результатов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель факультативного курса: формирование системы знаний и практических умений по обработке древесины и резьбе по дереву.
Задачи:
- научить учащихся различным приемам работы с древесиной;
- овладеть приемами работы с основными инструментами по резьбе;
- развивать способность самостоятельно создавать изделия;
- воспитывать оценочное отношение учащихся к своим работам и работам сверстников.
В решении поставленных задач используется практико-ориентированный подход. Он позволяет использовать активные методы обучения и воспитания на различных этапах педагогического процесса. В ходе обучения используется широкий спектр активных дидактических методов: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый, эвристический и другие.
Подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к труду - это важнейшая составляющая комплекса мероприятий, направленных на формирование целостной личности, обладающей качествами, необходимыми для успешной интеграции в социально-экономическую жизнь общества. Положительных сдвигов в подготовке к труду детей данной категории можно достичь только при положительном отношении ребенка к тому, что предлагает взрослый, если ребенок принимает предложение взрослого как собственное, как необходимое.
Актуальность этой программы состоит в том, что выполнение данного вида работ требует минимального использования инструмента – нож, стамеска, отходы древесины, а изделия из дерева с использованием разных видов резьбы пользуется спросом. Хочется отметить, что инструменты по возможности учащиеся изготавливают самостоятельно, а впоследствии по окончанию курса, школы забирают с собой для дальнейшей работы в домашних условия.
Задачи системы факультативной работы следующие:
- обеспечить максимально возможную для данного ребенка самостоятельность в выполнении изделия;
- выработать положительное отношение к посильным видам труда, умение выполнять несложные виды этого труда;
- сформировать привычку и положительную установку к определенному виду труда в течение установленного времени (5-6 часов в день) в специальном цехе или мастерской;
- выработать твердые навыки выполнения ряда операций в том виде труда, которому ребенок обучался в школе;
- по индивидуальным возможностям каждого научить переключаться с выполнения одной знакомой операции на другую, выполнять несколько взаимосвязанных операций последовательно.
Вся программа разделена на 5 видов художественной резьбы: контурная, геометрическая, плоскорельефная, рельефная, объемная.
Вырезая сначала простые элементы, а затем, создавая все более сложные композиции, каждый учащийся вырабатывает свой определенный неповторимый подчерк. На занятиях в полной мере проявляется индивидуальность, что особенно важно в условия конкурентности рынка труда.
От момента задумки изделия до конечного результата учащиеся под руководством педагога проходят несколько этапов:
- поисковый (выбор изделия, планирование деятельности, сбор и изучение информации)
- конструкторский (поиск оптимального решения задачи, выбор технологии изготовления, экономическая оценка)
- технологический (подбор необходимых инструментов, материалов; выполнение запланированных технологических операций, контроль качества)
- заключительный (анализ процесса и результатов выполнения проектов).
Не менее важно развивать у учащихся познавательные компоненты трудовой деятельности: умение действовать по плану, организованно, точно и аккуратно контролировать и корректировать свои действия, адекватно применять ранее усвоенные знания, умения, навыки, формировать ценные черты личности: трудолюбие, коллективизм, самостоятельность, дисциплинированность, настойчивость, инициативность и другие, важные в социальном отношении качества (4;24)
Невозможно успешно обучать учащихся, если учащийся сам не видит своих результатов.
Работы учащихся неоднократно удостоены наград на различных конкурсах детского художественного творчества:
- в конкурсе «Золотой и серебряный росток» среди коррекционных школ
- в городских выставках декоративно – прикладного и технического творчества в номинации «Рельефная резьба»
- в краевом конкурсе «Чудесное превращение дерева».
- Межрегиональный конкурс – фестиваль детского творчества "Пасхальное яйцо 2011". Организаторы конкурса – Негосударственное образовательное учреждение Свято-Троицкой Сергиевой Лавры «Детский центр образования «Пересвет» при содействии Московской Православной Духовной Академии, Сергиево-Посадского отделения Союза Художников России.
- Четвертый Международный творческий Фестиваль детей с ограниченными возможностями "Шаг навстречу!"
Введение в процесс образования факультативных занятий в коррекционной школе открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.
Наличие факультативных курсов в школе, позволяет, во-первых, создать широкий общекультурный, эмоционально значимый для ученика фон усвоения различных направлений образования и, во-вторых, предметно ориентировать его в таких областях деятельности, которые будут содействовать определению его жизненных планов, что позволит учащемуся самоопределиться, расширить социальное пространство и как следствие социально адаптироваться в обществе.
Библиографический список
1.Гнатюк А.А. Подготовленность выпускников вспомогательной школы к профессиональному труду. Дефектология. – 1986. - №6.
2. Зайцева Н.В., Зайцев Д.В. Из опыта развития творческого потенциала нетипичных детей //Педагогика, 2006, № 5 , с. 11-17
3.Корнеева Е.Н. Взгляд на социализацию с точки зрения возрастной психологии // Ярославский педагогический вестник. 1996. № 2. С.17-23.
4. Мачихина В. Ф. Организационно - педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/ В. Ф. Мачихина // Дефектология. - 1992.- №4 – С.24-26
5. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. Дефектология. – 1986. - №1.
6. Сасова И.А. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников: пособие для учителя.- Москва: Издательский центр Вентана –Граф.- 2008-с.294
7. Старобина Е.М., Агрба М.В.. Организационно – методические основы профессиональной подготовки лиц с нарушениями в интеллектуальном развитии: Методические рекомендации. Спб., 1997
8. Щербакова А.М. Воспитание ребенка с нарушениями развития. – Москва: Издательство НЦ ЭНАС.- 2003
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.