Дарья Викторовна Соколовская, 05.05.2014 37

Семь типов современных учителей. Кто вы: нигилист, мэтр или...?


Все учителя разные: кто-то усиленно готовится к урокам, составляя конспекты, а кто-то импровизирует. Кто-то работает строго по методике и знает на неделю вперед, кого он спросит, а кто-то составляет индивидуальные траектории для учеников. В статье автор приводит семь основных типов современных российских учителей. К какому типу относитесь вы?


Обсудить статью (уже 37 коммент.) Опубликовать свой материал
  • Учитель «Все и ни о чем»

Вдохновенный, увлекающийся, знающий море всего и ничего определённого. На уроке может рассказывать о чём угодно, а после уроков дети должны либо с репетитором, либо с родителями, либо сами до ночи делать уроки. Но, однако, любúм — за бесшабашность, за оценки, которые ни с того ни с сего вылетают из рога изобилия, поднимая одного, веселя другого, порождая ложную уверенность у третьего. Его ученики шумят на уроках и в жизни, получают вкус к знанию вообще, но не способны к строгой систематической работе, любят что-либо "отчебучивать" и боготворят своего кумира.

  • «Учитель-педант»

Всё раз и навсегда разобрано по полочкам. Кого спросить — записано, с кем поговорить — помечено, что задать — продумано и изложено. Строг и справедлив. К новым веяниям относится спокойно. Всё новое всегда конспектирует. Пользуется авторитетом, спокоен, деловит, ответственен. Даёт детям только точные знания. Поддерживает ровные и строгие отношения с родителями учащихся. К собраниям готовится так же, как и к урокам: точно, ответственно, объективно.

  • «Учитель-творец»

Знает детей, готовит из них участников конкурсов по предмету, вместе с ними допоздна задерживается в школе, привлекая к своему предмету. Если на урок к учителю приходят проверяющие, ребята всей душой болеют за любимого учителя и стараются быть на высоте. Он любит из библиотеки, с курсов повышения квалификации привозить профессиональные новшества и использовать их в работе. Каждый год составляет новый конспект урока, с удовольствием ходит с детьми на экскурсии и в походы, организовывает научную, поисковую, проектную деятельность учащихся.

  • «Учитель-мученик»

О, как он ежедневно и ежевечернее страдает, думая о том, что необходимо подготовиться к урокам, что завтра 5 уроков, что нужно быть интересным, что надобно помнить, где что задано, где кого спросить. Но наслоившаяся усталость так и клонит ко сну. Телевизор и чаёк журчат так тепло и приветливо… Жизнь проходит, пролетает, и ничего никогда не будет, и, сомкнув очи, он засыпает. Наутро идёт в школу, пытаясь что-то вспомнить и мучительно боясь, что придут проверять, а урок будет сырой и тягучий, а он где-то в глубине мозга будет молча пришёптывать себе, что вот, мол, возьмусь, подготовлюсь, потрясу всех, стану сильным, новым, и всё будет хорошо. И найду, наконец, другую работу и начну получать не пособие по безработице, а настоящую зарплату.

  • «Учитель-Мэтр»

Для каждой параллели составляет авторскую образовательную программу, тесты, терминологический диктант, обучающие игры; разрабатывает систему технических средств, средств наглядности: готовит презентации уроков, предметно-значимые проекты, создаёт собственную систему мотивации к его предмету даже те, кто не хочет учиться, относятся с почтением. Хорошей оценкой у него гордятся. Выпускники запоминают его на всю жизнь.

  • «Учитель-нигилист»

Образная речь, организация учебного процесса в основном через самостоятельный поиск информации учащимися. Много задаёт, не пользуется школьным учебником, брезглив по отношению к неуспевающим, на педсоветах требует наказать, отчислить, изменить политику государства. Планов не сдаёт, от классного руководства отказывается вплоть до увольнения. Родителям желчно сообщает о недостатках и проступках их чад, о достоинствах говорит вяло и всегда повторяет забитую истину, что на «5» знает Бог, на «4» — он, а вы, господа, должны радоваться «3». Игнорирует коллективные праздничные события. Родители стараются, чтобы их ребёнок попал к нему в класс, потому что знания даёт, нарушать дисциплину не разрешает, и дети, которые у него учатся, как-то подтягиваются, становятся серьёзнее и строже.

  • «Учитель-нарцисс»

На уроках похож на дирижёра или певца: постоянно вслушивается в тембр своего голоса, следит за своими позами. Умеет всех поддержать, но только словом. Не отягощает свой малопросвещённый ум раздумьями о методическом сопровождении предмета, забывает ставить оценки, любит объяснять новый материал — это даёт ему возможность громко и якобы взволнованно поговорить. Труд педагога ему тошен.

Вот мы и рассмотрели типы современных учителей. Узнаете ли себя и своих коллег? К какому типу относитесь вы?

Об авторе: Дарья Викторовна Соколовская , учитель английского языка, г. Томск.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
37 kuzkin_d • 19:22, 20.02.2016
А если совместить все эти типыучителей в одно целое, то получится изумительный педагог!)
Очень жаль, что таких безумно мало((
Но они точно есть!)
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
36 ikoryukov • 22:29, 22.01.2016
Может, для учителей английского языка это и подойдёт... А так, все мы мэтры по чуть-чуть... 7 типов всех не охватят... Да и типы у вас уж очень ограниченные...
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
35 Savlar • 14:51, 25.09.2015
И все типы оставляют в душе грустный осадок. Что нужно современному обществу? Что нужно детям?(про учителя речь не идёт) Порой, это настолько противоположные требования. Ходить в походы, тратить личное время на детей - это в духе советской системы. Никто это время не оплачивает. (Только не напоминайте про "качество труда в баллах" и аттестацию!)
Большинство учителей вынуждены жить бедно, но по совести. Хорошо ли это? Справедливо? Живём, стараемся делать своё дело - и те и другие.
Как ни назови, как ни классифицируй, толку от этого нет.
Уважение к профессии и достойная оплата труда, без ненужных дифирамбов и громких эпитетов, сделают реформу, которую поддержат и творцы и педанты.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
34 Fobius • 03:47, 25.09.2015
Да всего понемногу, и в зависимости от того нравится тема лично мне, или нет, если не нравится, то и вдохновение из себя найти сложно)))
Да и если нет настроения, или депресняк, или ещё чего, бывает урок просто сачкуешь, это не правильно конечно, но всякое в жизни бывает, но если нравится и в теме, часто шучу, пытаюсь как-то увлечь внимание, даже может где-то развеселить, преподать не стандартно, что конечно сказывается на дисциплине, ибо учитель-комик, это не совсем учитель, но какую бы методику в училище не применял, на контрольной никто ничего не знает... азначит нужно сделать так, что бы процесс обучения прошёл не вымучено, но часто и так... например, дали новый предмет читать, надо учить, а времени часто нет... не уроки а мучения и для них и для меня)) нужно время)
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
33 Кангизеруша • 12:26, 05.05.2015
Мне кажется, что те учителя, которые не нашли свой "шаблон", должны радоваться. Учитель должен быть оригинальным, а не подходить под шаблон. Что касается "мэтра" - это отдельная статья. Вот в нем-то и сочетается все, что так надо ученикам. От творчества до нигилизма.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
32 Gafjra • 07:37, 05.05.2015
Учитель-артист. Как только не умудришься, чтобы привлечь внимание.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
31 gresko • 08:16, 08.04.2015
Нигилист))
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
30 spiridon-yuri • 20:13, 23.03.2015
Это, как я понял,типы учителей с точки зрения автора статьи. Но учитель многолик и универсален,и в этом изюминка нашей интереснейшей профессии! Я, например,не согласен с "Учитель-мученик" - лучше "Учитель-лентяй". А у "Учителя-нарцисса" не обязательно "малопросвещенный ум". По этой типологии самым современным учителем является "Учитель-нигилист":(цитата)... организация учебного процесса в основном через самостоятельный поиск информации учащимися... - как раз в духе требований.
[Материал]
avatar
Во мне есть всего понемногу!!!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
28 natney • 04:22, 15.02.2015
Современная система образования вынуждает быть всех педантами, такое количество бумажек, что и уроки вести некогда
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
27 okuznets2013 • 23:12, 14.02.2015
Спасибо за расшифровку типов современных учителей. Но что делать, если ты и к олимпиадам детей готовишь («Учитель-творец») , и по полочкам всё разложено («Учитель-педант»), и готовишь к уроку презентации, проекты, мотивацию ( «Учитель-Мэтр»). Кто я тогда? Интересно! Стараюсь всю душу вкладывать в учебный процесс и во внеурочную деятельность. Спасибо за статью!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
26 zakholga • 20:15, 11.02.2015
Интересный взгляд на учителя. заставляет взглянуть на себя со стороны.В некоторых случаях очень точных. но, мне кажется, что большинство учителей скорее сочетание каких-то типов.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
25 Иринка0708 • 20:50, 07.02.2015
Спасибо. очень интересная и познавательная статья. С удовольствием ее прочитала. Конечно, со стороны виднее, каким учителем я являюсь, но я отнесла себя к типу: учитель -творец. Возможно, это мое субъективное мнение.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
24 oksana-motova • 23:13, 30.01.2015
с интересом прочитала про все типы учителей и пришла к выводу, что я учитель-творец. Именно из-за таких учителей дети не торопятся домой из школы
[Материал]
avatar
23 smirnowa2015 • 16:10, 25.01.2015
Интересная классификация, для себя выделила большую принадлежность к "учителю-творцу", но есть и признаки из других классификаций. Мне , кажется, что современный учитель - собирательный образ из разных классификаций.Спасибо за интересный материал.Стоит задуматься .
[Материал]
avatar
22 Ira15 • 15:36, 11.01.2015
Нескромно надеюсь, что я - "учитель-творец", но боюсь, что иногда бываю учителем «Все и ни о чем». Спасибо за возможность дать себе оценку и своим коллегам.
[Материал]
avatar
21 Ольга)))4809 • 11:43, 09.01.2015
Как то уж очень категорично подобраны типы.Нет золотой середины.Мне кажется современные учителя скорей собирательный тип из каждого представленного,просто где то больше,где-то меньше,но всё же таких ярких представителей надо ещё и поискать.Несколько представленный типов учителей,таких как мне кажется "Всё и не о чём","Учитель - мученик","Учитель Нигилист" и " Учитель -нарцисс" если и бывают,то на долго не задерживаются в стенах школ. А вообще материал интересный,есть над чем подумать.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
20 Volkodaewa2014 • 11:38, 29.12.2014
Спасибо за интересную, содержательную информацию Многое стало понятно и для себя.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
19 IvLena1849 • 16:42, 18.11.2014
Интересная статья. Заставляет задуматься а кто ты? Хотя я думаю в жизни не все так однозначно.Но читая статью улыбалась, вспомнила своих учителей
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
18 badjinaverohka • 17:33, 17.11.2014
Очень, очень интересно!!! Очень правдиво!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
16 Marysh • 13:45, 30.09.2014
Да, статья полезная, заставляет задуматься. Конечно необходимо опрашивать других о себе, но я определила для себя, что я учитель-творец!!! Спасибо))
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
15 vogatiy • 14:21, 31.08.2014
Думаю, подогнать всё многообразие учителей под шаблон - задача сложная)) Ведь многие из нас хотя бы раз в жизни были "мучениками", бывали и "творцами", а иногда и продолжателями дела Базарова)) Спасибо за статью, было интересно)
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
14 НадеждаРиддер • 14:10, 31.07.2014
Ой, я, наверное, мученик!)))))))))) Вернее - мученица.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
13 [Материал] Анонимно • 23:32, 03.07.2014
Прочитав статью, расстроилась, что не подхожу под шаблоны... Но комментарии коллег успокоили: в мире не все потеряно, если педагог не предсказуем!
<Перенесен комментарий ВК Веры Негатиной>
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
12 [Материал] Анонимно • 23:31, 03.07.2014
НАШЛА СЕБЯ)) СПАСИБО!!!!
<Перенесен комментарий ВК от Светланы Олейниковой>
[Материал]
avatar
11 Кангизеруша • 19:32, 03.07.2014
Забавная статья! Но я себя "не нашла". Это хорошо или плохо?
[Материал]
avatar
10 vadim1966 • 19:03, 03.07.2014
Интересная статья. С юмором. Себя нашел...но не обрадовался
[Материал]
avatar
9 atschool • 22:54, 07.05.2014
Учитель, по-моему, должен обладать многим из перечисленного
[Материал]
avatar
8 vlasik • 19:17, 07.05.2014
Хороший учитель должен обладать актёрским мастерством и быть хорошим психологом, иначе ничего не получится. Проработав в школе достаточно долго, могу с уверенностью сказать: истинная, а не показная любовь к детям, умение заглянуть в их душу, заинтересовать их своим предметом - вот составляющие успеха любого учителя, а примерять себя к какому-то типу - напрасная трата времени: учитель должен сочетать в себе черты всех типов, кроме, разумеется, "учителя - мученика".
[Материал]
avatar
7 NePsix • 18:38, 07.05.2014
Вот интересный момент: почти любая классификация в социальных науках в строгом смысле разбиением на классы считаться не будет (т.к. часто, как здесь, не выполняется одно из основных условий - подмножества должны покрывать все классифицируемое множество и не пересекаться). Но при этом всем нам (имею в виду людей вообще, я не исключение) до одури хочется примерить на себя какое-нибудь очередное Прокрустово ложе. Результаты при этом закономерные - констатация несовпадений с разной степенью эмоциональности, но ведь все равно сравниваем. И констатируем.
[Материал]
avatar
6 nakon59 • 17:31, 03.05.2014
Интересно, к какому типу Дарья Викторовна относит себя? Я придерживаюсь мнения коллег и считаю, что нет в нашей среде ни одного типа в чистом виде. Наверное, это все же теория. А на практике, т.е. в учительской жизни, существует некоторая смесь. А вот здесь http://jumi-jumi12.narod.ru/uchitelia.html есть еще нечто "позитивное" и не очень.... Но по той же теме.
[Материал]
avatar
5 anna_strelets • 19:53, 01.05.2014
не нашла свой образ здесь. наверное, я смесь))))
[Материал]
avatar
4 лингвист5975 • 21:40, 30.04.2014
Прочитала статью с интересом. Постаралась посмотреть со стороны на себя, подумала о коллегах. И в себе, и в других нашла черты из разных типов, не смогла вспомнить никого, кто бы в чистом виде подходил под характеристику одного типа. И это порадовало, а то как-то уж слишком схематично получается.
[Материал]
avatar
2 Трудовик45 • 09:15, 30.04.2014
Интересная классификация, но как правило в чистом виде такого учителя найти не реально. Всё равно что то присутствует и из других миров.

А я бы ещё добавил Учитель - актёр. Человек, который входя в класс, забывает свои проблемы и личные трудности.
И приходя конечно подготовленным к уроку умеет в каждом классе провести
его не одинаково, учитывает настроение, подготовку класса, состояние конкретного Васи, или Тани. Умеет заглянуть в глаза ребёнку и увидеть обратную связь. Умеет разговаривать с детьми и нести знания не напрягаясь и передавать их входя в образы и уровень развития своих учеников.
[Материал]
avatar
3 alsergast • 11:54, 30.04.2014
...А я бы ещё добавил Учитель - актёр. Человек, который входя в класс, забывает свои проблемы и личные трудности.
А по-моему, это само собой разумеющееся: любой учитель должен забывать о своих проблемах и личных трудностях на время урока. Ведь они, как страх в гимнастике/акробатике - сковывают, не давая работать в полную силу (а иногда и попросту всё губят).
[Материал]
avatar
Прочитала статью: я какой-то микс из разных типов, и это меня радует, потому что каждый тип в чистом виде какой-то неполноценный. Интересно!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
17 anna256820 • 09:06, 11.11.2014
Спасибо! Очень интересно!
[Материал]