Проблема профессионального роста учителей музыки в общеобразовательной школе
Традиционно система образования ориентировалась на знания как на цель обучения. По сумме полученных выпускниками знаний оценивалась работа педагогического коллектива школы. Преобразования общества в целом и школы в частности обусловили изменение требований к ученику. «Выпускник знающий» перестал соответствовать запросам социума. Возник спрос на «Выпускника умеющего, творческого», имеющего соответствующие ценностные ориентации, выпускника, который может брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, умеет извлекать пользу из опыта, критически относится к явлениям природы и общества.
Поэтому основным направлением работы в школе теперь считают развитие профессиональной компетентности учителя, который способен умело организовать деятельность учеников, передать обучающимся определенную сумму знаний для активного действия.
Исходя из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:
- Работа в методических объединениях, творческих или проблемных группах (школьного и городского уровней).
- Инновационная деятельность педагога.
- Участие в конкурсах профессионального мастерства, мастер-классах, форумах, фестивалях и т.п.
- Обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
- Аттестация педагогов, повышение квалификации.
- Развитие профессиональной компетентности через активные формы работы с педагогами.
Данные направления реализует методическая служба школы, в состав которой входит:
- педагогический совет
- методический совет
- школьные методические объединения — кафедры
- проблемные группы
- служба информационного обеспечения школы
- социально-психологическая служба.
Как правило, музыка ведется только до 6 класса по 1 часу в неделю, поэтому учитель музыки в школе работает один. Из-за этого возникают определенные методические трудности — недостаток обмена опытом, недостаток в обсуждении возникающих проблем, недостаток обмена фонохрестоматийным и нотным материалом.
Как же организовать профессиональный рост учителя музыки? Как помочь педагогу уйти от традиционной схемы урока? Как преодолеть стереотипные взгляды коллег: «Да что вам? У вас тетрадей нет, ЕНТ не сдавать. Попели, порадовались и разбежались…»? А ведь на уроках музыки работает душа ребенка, эмоции, поэтому и память сама запоминает песни и композиторов. Ребенок учится легче, потому что идет учение с увлечением!
Автор статьи на уроке
Можно выделить два пути осуществления профессионального развития учителя:
- посредством самообразования, т.е. собственного желания, постановки цели, задач, последовательного приближения к этой цели через определенные действия;
- за счет осознанного, обязательно добровольного участия учителя в организованных школой мероприятиях, т.е. фактора влияния окружающей профессиональной среды на мотивацию учителя и его желание профессионально развиваться и расти.
Отсюда вытекает необходимость мотивации педагогов и создания благоприятных условий для их педагогического роста.
Диагностика, проведенная руководителем и психологической службой нашей школы в рамках изучения вопроса мотивации профессионального развития педагогов и профилактики профвыгорания, позволила определить приемы и методы, способствующие повышению мотивации профессионального развития учителей, а также выстроить модель руководства мотивацией профессионального развития педагогов. Данная модель будет реализована при условии создания определенной среды, обеспечивающей атмосферу вдохновения и желания продуктивно работать. В качестве приоритетных направлений создания мотивационной среды можно выделить следующие:
- формирование устойчивой мотивации профессионального развития (акцент на ценностно-мотивационные аспекты профессиональной деятельности и потребность в саморазвитии педагога);
- психологическое сопровождение профессионального развития педагогов;
- обновление и развитие системы повышения квалификации педагогов и обучения их в образовательном учреждении;
- силение индивидуальной и дифференцированной работы с педагогом, планирование его профессиональной карьеры.
От качества работы учителя зависит и качество обучения учащихся. Анализ результатов образовательной деятельности непосредственно определяется уровнем профессионализма педагогов. Ученики нашей школы на протяжении многих лет показывают стабильные результаты в вокальных конкурсах различных уровней (школьные, городские, международные). Об этом свидетельствуют дипломы и грамоты.
В современных условиях только активная жизненная позиция, повышение профессионального мастерства помогает педагогу обеспечить одно из главнейших прав обучающихся — право на качественное образование.
Хочется еще раз вернуться к самообразованию учителя, как к наиболее доступному источнику знаний. И здесь очень важно, чтобы этот процесс не стал формальным, чтобы педагог имел возможность прямого общения с коллегами, музыкантами, с научными работниками, преподавателями, разработчиками школьных программ, имел возможность для внедрения инновационных методов, адаптировать к уроку музыки активные формы работы с детьми, чтобы помочь себе и другим коллегам четко сбалансировать звучание музыки и ее обсуждение, пение и работу над унисоном звучания и т.д. При этом важно, чтоб учитель осознавал, что профессиональное развитие — это активное качественное преобразование учителем своего внутреннего мира, внутренняя детерминация активности учителя, приводящая к принципиально новому способу профессиональной жизнедеятельности [2, с.49].
Фактором профессионального развития является внутренняя среда личности, ее активность, потребность в самореализации. Объектом профессионального развития и формой реализации творческого потенциала человека в профессиональном труде являются интегральные характеристики его личности: профессиональная направленность, профессиональная компетентность и эмоциональная (поведенческая) гибкость [3, с.3-4].
Одним из наиболее значимых профессиональных качеств педагога является профессионализм.
В большинстве исследований, профессионализм педагога описывается через профессиональную компетентность. Под профессиональной компетентностью В.Д. Симоненко понимает «интегральную характеристику деловых и личностных качеств специалистов, отражающую уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений» [4, с. 19-20].
Профессиональная компетентность включает, по мнению Л.М. Митиной, знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Или, иными словами, под профессиональной компетентностью понимается гармоничное сочетание элементов деятельностной и коммуникативной (культура общения, навыки социального поведения) подструктур [3, c.4].
А.К. Маркова выделяет следующие блоки профессиональной компетентности учителя:
- профессиональные (объективно необходимые) психологические и педагогические знания;
- профессиональные (объективно необходимые) педагогические умения;
- профессиональные психологические позиции, установки учителя, требуемые от него профессией;
- личностные особенности, обеспечивающие овладение учителем профессиональными знаниями и умениями.
Знания и умения педагога выступают объективными характеристиками его работы, а психологические позиции и личностные особенности — субъективными характеристиками самого педагога [5, с.5-8].
Г.М. Коджаспирова называет важным профессиональным качеством, необходимым педагогам, профессиональное самосознание. Под профессиональным самосознанием автор понимает осознание педагогом себя в составляющих педагогического труда в системе своей профессиональной деятельности, в системе педагогического общения, результатов, особенностей своей учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами педагогических явлений, определений путем дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся в рефлексивный уровень педагогических способностей [6, с. 136].
Успешная педагогическая деятельность возможна только при наличии специальной подготовки и знаний. Путем проведения анализа ситуаций, педагог осознает сущность возникающих проблем. Только имеющий специальную подготовку педагог может найти новые пути и способы решения педагогических вопросов.
Важным требованием к профессиональному развитию педагога является его профессиональное саморазвитие. Педагог должен стремиться к постоянному совершенствованию как личностных качеств, так и профессиональных. Обычно движущей силой профессионального самообразования выступает потребность в самосовершенствовании.
Одним из наиболее распространенных способов профессионального развития является повышение квалификации.
Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний. В результате повышения квалификации педагог овладевает новыми методами решения профессиональных задач, повышает свой профессиональный уровень, что особенно важно в постоянно меняющихся условиях и требованиях общества.
В концепции профессионального развития учителя, разработанной Л.М. Митиной основными характеристиками, необходимыми педагогу являются педагогическая компетентность, эмоциональная гибкость и педагогическая направленность.
При рассмотрении педагогической компетентности Л.М. Митина выделяет задачу формирования у педагога способности отстаивать свою позицию, создание конструктивного отношения к конфликтам.
Под эмоциональной гибкостью автор понимает эмоциональную поддержку учащегося, эмоциональную устойчивость, отзывчивость.
В педагогической направленности выделяются 3 составляющие: направленность на ученика, направленность на ребенка, направленность на все более глубокое изучение преподаваемого предмета [3, с. 4].
По утверждению М.В. Гамезо «педагогическая направленность как устойчивая система мотивов определяет поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду, но прежде всего к ребенку (направленность на него, принятие личности ребенка).» [7, с.407].
Для успешной педагогической деятельности специалист должен обладать такими профессиональными навыками как профессиональная готовность, педагогическая компетентность, профессиональное самосознание, готовность к педагогической деятельности, педагогическое общение, профессиональное саморазвитие, стремление к повышению квалификации. А также должен осознавать и усваивать представления современного общества о предъявляемых к нему требованиях, стремиться к постоянному профессиональному развитию и саморазвитию, к обеспечению высокого уровня обучения учащимся. В процессе профессионального развития педагог реализуется в системе образовательной среды.
Без стремления к выполнению данных требований педагог не может быть в полной мере профессионалом в своей деятельности.
В процессе профессионального развития педагог достигает большего успеха в своей деятельности, его работа становится более высокоэффективной, повышается уровень его профессионализма.
Учитывая перечисленные требования, педагог может работать более организованно, может ориентироваться сам и ориентировать учащихся на современные установки общества.
Предъявляемые требования предопределяют высокоэффективную работу педагога в условиях современной образовательной системы.
Личность учителя развивается и формируется в системе общественных отношений, в зависимости от духовных и материальных условий его жизни и деятельности, но прежде всего - в процессе педагогической деятельности и педагогического общения. Каждая из сфер труда учителя предъявляет особые требования к его личностным качествам; успешность педагогической деятельности во многом обусловлена уровнем развития определенных личностных качеств.
Список личностных свойств учителя весьма значителен:
- вдумчивость,
- вежливость,
- взыскательность,
- внимательность,
- воспитанность,
- впечатлительность,
- выдержка и самообладание,
- гибкость поведения,
- гражданственность,
- гуманность,
- деловитость,
- дисциплинированность,
- доброжелательность,
- добросовестность,
- доброта,
- идейная убежденность,
- инициативность,
- искренность,
- коллективизм,
- критичность,
- логичность,
- любовь к детям,
- наблюдательность,
- настойчивость,
- общительность,
- организованность,
- ответственность,
- отзывчивость,
- патриотизм,
- педагогическая эрудиция,
- политическая сознательность,
- порядочность,
- правдивость,
- предусмотрительность,
- принципиальность,
- самокритичность,
- самостоятельность,
- скромность,
- смелость,
- сообразительность,
- справедливость,
- стремление к самосовершенствованию,
- тактичность,
- чувство нового,
- чувство собственного достоинства,
- чуткость, эмоциональность [16;92-95].
Гармония в структуре личности учителя достигается не на основе равномерного и пропорционального развития всех качеств, а прежде всего за счет максимального развития тех способностей, которые создают преобладающую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности педагога. Исследователи психологии труда учителя практически единодушны в том, что основным в формировании структуры личности учителя является педагогическая направленность его деятельности. Именно педагогическая направленность как устойчивая система мотивов определяет поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду, но прежде всего к ребенку (направленность на него, принятие личности ребенка). По утверждению Л.М. Митиной, отсутствие этого профессионально значимого качества личности у учителя приводит к тому, что индивидуально-психологическое содержание ребенка обезличивается... И, наоборот, учитель, направленный на ребенка, всегда ориентирован на уникальную неповторимость каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей, и прежде всего нравственной сферы.
Хотелось бы с этой высокой трибуны обратиться к учителям музыки общеобразовательных школ. Только от нас самих зависит то, как сложатся наши отношения с коллективом педагогов и учеников. Только от нас зависит их отношение к нашему любимому предмету «Музыке».
Успехов вам, уважаемые коллеги!
Список литературы:
- Повышение квалификации и профессиональная переподготовка руководящих и педагогических кадров учреждений профессионального образования на основе сетевого взаимодействия: учебно-методическое пособие под редакцией И.П. Пастуховой. - Ярославль: издательство ЯГТУ, 2009.
- Митина Л.М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения // Вестник образования России. 2005. №7.
- Психологическое сопровождение выбора профессии/Научно-методическое пособие под редакцией доктора психологических наук Митиной Л. М.. М.: Издательство «Флинта»,1998.
- Общая и профессиональная педагогика: Учебное пособие для студентов, обучающихся по специальности «Профессиональное обучение»: В 2-х книгах / Под редакцией Симоненко В.Д., Ретивых М.В. - Брянск: Издательство Брянского государственного университета, 2003. - Книга1.
- Маркова А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1993. (Психологическая наука — школе).
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь: Для студентов высших и средних педагогических учебных заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
Об авторе: Плешакова Татьяна Борисовна.
Фото: Екатерина Пашкова, учитель музыки и самопознания, Государственное учреждение "Средняя школа - гимназия № 9" г. Актобе, Казахстан.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.