Развитие образного мышления воспитанников литературно-поэтических студий и кружков. Часть 1
Введение
Основная направленность работы студии — развитие навыков образной (письменной) речи у воспитанников, учащихся и слушателей. Для реализации данного направления Л.Ю. Вальченко была разработана экспериментальная учебная программа, в которой значительное место отводится проблеме развития креативного мышления на занятиях у воспитанников, которые переходят из младшего школьного звена в среднее школьное звено (3-5 классы).
В своей деятельности Вальченко Л.Ю. опирается на экспериментальные программы по литературному чтению и литературно-образовательные курсы для младших школьников Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, Г.С. Троицкой, Л.Е. Стрельцовой, Н.Д. Тамарченко, О.А. Баранник. Эти литературно-образовательные программы рассматривают литературу как явление искусства, главное внимание в них уделяется развитию эстетической культуры читателя. Основной формой занятия считается сократический диалог. Предлагаемые методические приемы способствуют развитию у детей навыка исследовательской деятельности и рассчитаны на творческий подход к решению проблемы.
Опираясь на вышеперечисленные педагогические методики, в 2003 году в литературной студии им. Б. Балтера началась работа с экспериментальной группой детей (3 класс) по специальной программе. У педагога была возможность проследить развитие конвергентного и дивергентного мышления у детей в течение трех лет, что требовало постепенного изменения форм и методов учебной деятельности, разработки соответствующего дидактического материала.
В данной работе представлены отдельные типы упражнений и творческих лабораторных работ, направленных на развитие образного мышления, на формирование навыка и умения видеть литературный штамп и упражнения, которые помогают ребенку овладеть "художественным языком", умением видеть предмет и ситуацию с разных точек зрения, умением сочинять собственные произведения, то есть упражнения, которые способствуют развитию письменной креативной речи.
Большинство воспитанников-выпускников студии выбирают филологическое образование. Фамилии выпускников студии можно встретить на страницах российских, украинских и крымских литературных альманахов, журналов и в местной периодике.
Высокая результативность работы в формировании знаний, умений и профессиональных навыков в литературно-поэтическом направлении, разработанная система методических приемов (набор упражнений, лабораторных работ и т.п.), эффективные средства обучения (пособие, карточки), реализация принципов развития креативности позволяют считать педагогическую проблему, поднятую в данной работе, методически интересной руководителям литературных студий и кружков, работающих с детьми переходной возрастной группы.
Цели, задачи и основные направления учебно-воспитательной деятельности литературной студии им. Б. Балтера
Целевая направленность работы литературной студии является единой для воспитанников всех возрастов. В нее, кроме тех положений, которые носят профессиональный характер (такие, как развитие творческого потенциала ребенка, формирование художественного вкуса, воспитание интереса к классической литературе и т.п.), введены те положения, которые считаются важными для каждого воспитанника вне зависимости от возраста. Это, прежде всего:
- способствовать формированию у ребенка чувства личной ответственности за языковое богатство своего народа;
- помочь воспитаннику увидеть связь между "языковой картиной" отдельной личности и его культурным уровнем, между "языковой картиной" народа и его духовным здоровьем;
- формировать устойчивое толерантное отношение к этническим соседям и их национальным культурам;
- помочь приобрести опыт открытого сотрудничества и обмена творческими идеями в рамках межэтнических связей.
Профессиональные задачи литературной студии носят традиционный характер:
- Способствовать развитию образного мышления ребенка.
- Научить ребенка работать со словом:
- уметь отбирать нужный лексический материал для построения художественного образа;
- уметь стилистически правильно строить предложение;
- иметь понятие о художественной достоверности произведения;
- знать историческое и семантическое значение славянских слов, особенно ключевых в художественном тексте, научить ребенка искать истоки слова, пользоваться словарями разного назначения;
- воспитывать в ребенке стремление к контролю за выражением собственных мыслей, простоте и ясности собственной разговорной речи, без речевых "сорняков".
- Сформировать основные литературоведческие понятия:
- сформировать понятие о художественном образе;
- сформировать понятие о художественных средствах (метафора, эпитет, сравнение, метонимия, гипербола и пр.);
- изучить, что такое ритм в литературном произведении;
- познакомиться с современными системами стихосложения;
- научить чувствовать взаимосвязь между художественным образом и тем, какие художественные средства и ритмический рисунок он требует для своего изображения, то есть освоить азы "художника слова".
Духовно-нравственные задачи литературной студии можно определить следующими положениями:
- Показать ребенку, как художественное слово воздействует на сознание народа (формирует его сознание).
- Воспитать глубокую ответственность за те слова и идеи, которые воспитанник несет в мир.
- Помочь ребенку сформировать правильную здоровую систему ценностей.
- Развить любовь к русской классической литературе и ее духовным ценностям.
- Научить видеть в каждом человеке своеобразие и единственность, помочь осознать, что из отдельных людей складывается нация и что сам ребенок является частью этой нации.
- Помочь формированию чувства любви к своей Родине.
- Посетить места, связанные с духовной культурой Крыма.
8. Помочь ребенку увидеть в духовном опыте одного человека духовный опыт нации, научить отражать этот опыт художественно.
Особое внимание в учебной программе литературной студии
им. писателя Б. Балтера уделяется следующим направлениям:
- развитию навыков и способов креативной (письменной) речи у детей младшего школьного возраста (воспитанников), среднего (учащихся) и старшего (слушателей) школьного возраста;
- изучению слова не только как рабочего инструмента (введение в литературоведение, введение в теорию литературы), но как основы сознания (введение в курс языкознания, элементарная структурная лингвистика, элементарный сравнительный языковой анализ), как информационной единицы и пр.;
- мультикультурному воспитанию детей в контексте многонационального общества Республики Крым.
Каждое из этих направлений довольно обширно и не может быть определено рамками данной работы. Поэтому внутри первого направления мы выберем достаточно узкий и проблемный педагогический аспект, решение которого будет методически интересно руководителям литературных студий и кружков.
Обозначим эту педагогическую проблему следующим образом: развитие креативного мышления на занятиях литературной студии у детей, которые переходят из младшего школьного звена в среднее.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.