05.12.2014 1

Методы обучения, стимулирующие творческую активность воспитанников 5 класса. Часть 3


По мере взросления у творческих детей низкая самооценка приобретает еще одно качество — самокритичность. Ребенок видит свои ошибки в творческих работах, сравнивает свои работы, как правило, не с литературными образцами, а с работами своих одногодок и видит слабые места.


Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал

В конце четвертого в начале пятого класса у воспитанников начинает формироваться предметная и социальная рефлексия. Формируется личное отношение к изучаемому предмету, формируется коллектив — литературная студия как общность, формируется представление о ценности и значимости для ребенка его участия в работе студии, в связи с этим складывается иное отношение к выполняемым заданиям: не как к домашнему заданию, предлагаемому преподавателем, а как к личной потребности (впервые дети приносят летние работы, написанные без просьбы преподавателя), впервые они отказываются от родительской помощи. Меняется отношение к посещению занятий:

  • появляется стремление не пропускать занятия;
  • воспитанники студии приводят на занятия своих друзей, чье мнение для них становится значимым;
  • "заражают" своим отношением одноклассников;
  • дети начинают больше писать.

Поэтому меняются система занятий и методы работы с детьми этого возраста. Вводятся индивидуальные часы.

Ребенок развивает в себе качества исследователя художественного текста, накапливает опыт критика и теперь может оценивать свою работу как редактор.

С развитием литературно-исследовательского опыта основной задачей становится развитие творческой (писательской) деятельности ребенка, развитие навыков и способов креативной (письменной) речи, креативного мышления. Об этом свидетельствует большое количество творческих работ, написанных воспитанниками самостоятельно во время летних каникул.

Один из методов, помогающих сделать скачок в развитии креативного мышления, — это объединение на занятиях разновозрастных воспитанников (5 класс и 9 класс).

Для этого преподаватель использует такой вид учебной деятельности, как творческая лабораторная работа.

Творческая лаборатория — это новая форма работы с воспитанниками 5 классов.

В творческие лаборатории для пятиклассников входят задания, которые развивают литературно-критическое и образное мышление. Это, прежде всего, практические работы со штампами в художественных текстах поэтов и писателей разных периодов, литературное редактирование и разнообразные упражнения, направленные на развитие креативного мышления. Не менее важными являются и упражнения, способствующие формированию умения анализировать и различать виды художественных текстов, узнавать некоторые жанры словесного творчества, отличать литературные произведения от нелитературных и фольклорных, обсуждать (сравнивать и оценивать) различные истолкования произведений и их элементов, используя анализ текста как критерий адекватности его прочтения.

Развивающие задания для воспитанников 5 класса. Творческие лаборатории

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 1

Тема. Использование тропов как специального изобразительно-выразительного средства языка для создания художественных образов осеннего состояния природы.

На этом занятии присутствуют дети разных возрастных групп: от 5 до 9 классов.

Все задания, как правило, даются на развитие дивергентного мышления. Частью такого занятия (это для 5-классников впервые) является работа с литературными штампами.

Задание 1.  Быстро, не раздумывая, назвать первые три метафоры или эпитета к слову осень.

Зачастую дети называют: золотая, холодная, унылая, тоскливая, грустная.

Задание 2. Девятиклассникам предлагается прокомментировать работу младших воспитанников (младшим очень важно мнение их старших товарищей).

Так впервые пятиклассники знакомятся с понятием литературный штамп. Совместно пытаются понять, что в окружающей нас жизни можно назвать штампом (не только в литературе). Совместно формулируется литературоведческое определение понятия литературный штамп.

Задание 3. Пятиклассникам предлагается найти литературные штампы в небольших четверостишьях, заранее подготовленных старшими воспитанниками, и отредактировать их. Работу оценивают и исправляют девятиклассники.

Когда пятиклассники справляются с этой работой, они выполняют следующее задание совместно с учащимися старшей группы. Это задание сближает в творческом поиске учащихся разных возрастов.     

Задание 4. Используя метафору, нарисовать образ осенних деревьев или осенних листьев.

На столе учителя стоит букет из осенних листьев разных пород деревьев. Воспитанникам предлагается выбрать осенние листья, те, которые им очень нравятся, и те, которые вызывают у них негативные эмоции, и придумать 5 положительных и 5 отрицательных метафор или эпитетов, создающих образ осенних листьев. Воспитанники работают 10-15 минут.

Затем начинается обсуждение рожденных фантазией образов. На таких занятиях создаются шедевры: "листья солнечными зайчиками смеялись на деревьях", "в золототканые платки обернулись строгие дерева", "желтой смертью выглянула из мертвых прожилок листа осень".

Ребенок имеет право на защиту созданных им образов, право доказать их жизненность, правомерность. Поэтому после прочтения выполненного задания воспитанник доказывает художественную состоятельность своего видения предмета. В конце занятия ребята выбирают победителя "малого литературного конкурса".

Домашнее задание.  Написать стихотворение на тему "Осень" или создать образ человека-осени, человека-осеннего листа.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 2

Тема. Литературный штамп и литературное редактирование

Задание 1. Определить степень самостоятельности и самобытности метафор в авторских текстах. Подчеркнуть литературные штампы. 

Заря разожгла на востоке костер (Л. Лашков)

А заря-то какая, заря, словно на небе зажжен костер… (Л. Татьяничева)

В полях костер дожгла заря (М.Селезнев)

Костром горит по вечерам закат (А. Клещенко)

Закат костром сгорел в реке (В.Кулагин)

Пусть пальмы сбрасывают шубы в костер заката (В.Журавлев)

Заря не зажгла свой костер (И.Швец)

Задание 2. Придумать по 2 эпитета, сравнения и метафоры со знаком "плюс" и со знаком "минус" к слову заря (закат).

Задание 3. Прочитайте текст. Найдите в нем штампы. Сделайте литературную правку текста.

Пришла весна. Солнце стало теплее. Пробилась первая травка. Деревья расправили свои мерзлые ветви; жарче, жарче побежала, запела в них зеленая кровь. Почки налились, запахли пряной смолой и талым снегом.

ТВОРЧЕСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ № 3

Тема. Литературный штамп и творческое перевоплощение

Задание 1. Определите, который из двух текстов художественный, докажите свою точку зрения.

Задание 2. Определите, где дневниковая запись о растении, его описание, сделанное Л.Н. Толстым, а где отрывок из повести "Хаджи Мурат". Докажите свою точку зрения.

Задание 3. Определите вкус, запах, цвет и настроение следующих слов: солнце, море, загар, урок, учитель, гости.

Задание 4. Определите степень самобытности художественных образов, их самостоятельность. Подчеркните штампы.

Задание 5. Найдите в тексте штампы. Отредактируйте текст так, как если бы вы смотрели на описываемое в тексте событие глазами солнца, класса (помещения), гостей, учеников, часов, пчелки, влетевшей в класс…

Первые дни июня. Солнце уже горячее, но еще не огненное. Море – золотое, слегка загорелое, рвется в запыленные окна класса. Идет занятие у воспитанников литературной студии. Учитель и ученики заняты важной работой. А за окном – лето!

Общие методические рекомендации по работе с воспитанниками 5 класса

Данную работу нельзя  считать завершенной без упоминания еще об одной психологической особенности у детей переходного возраста. Это увеличение концентрации внимания. Как правило, если ребенок увлечен, он не чувствует времени. Поэтому иногда приходится менять весь ход занятия.

Нельзя прерывать творческий поиск ребенка переменой. Он сам найдет время для отдыха. Поэтому перемены носят произвольный характер, они рождаются из возникающей внутренней потребности ребенка.

Иногда вместо 45 минут индивидуальное занятие длится 1,5 часа, и ребенок не хочет уходить, он наслаждается творческим процессом.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 натали2333 • 17:30, 13.12.2014
Я согласна с автором статьи в том,что с развитием литературно-исследовательского опыта основной задачей становится развитие творческой деятельности ребенка, развитие навыков креативного мышления. Это сейчас очень актуально!
[Материал]