05.12.2014 0

Развитие креативного мышления на занятиях литературной студии. Особенности работы с детьми младшего школьного возраста. Часть 2


Формирование дивергентного мышления у детей младшей и средней группы имеет совершенно разную психологическую мотивацию, и поэтому преподаватель должен использовать разные психолого-педагогические методы. Это является крайне важным для продуктивной работы с детьми данных возрастных категорий.


Обсудить статью Опубликовать свой материал

Введение в методическую проблему

Дети младшего школьного возраста, как правило, боятся предлагать новации. Они предлагают то, что хорошо знают, то, что одобрит преподаватель, для них важен авторитет преподавателя.

Поэтому методическая задача в работе с данной категорией воспитанников заключается в том, чтобы научить ребенка самостоятельному мышлению, развить качества исследователя, то есть когнитивные свойства ума. Решение этой задачи невозможно, если ребенок не будет смотреть на литературу как на вид искусства, самостоятельно открывая законы рождения художественного текста, единицы его сложения (ритм, рифма, звукопись) и проявляя себя в качестве автора произведений в стихах и прозе.

Методы обучения, стимулирующие творческую активность детей 3 классов

Продолжительность занятий с воспитанниками 1-3 классов — один академический час, обучение групповое.

Структура учебного занятия и основная форма обучения — диалог.

Диалог сократический, диалог как поиск основной мысли текста. Ребенок должен научиться доказывать собственную точку зрения на примере художественного текста. В результате диалога формируются первые понятия о функции художественного текста (дразнилки, страшилки, скороговорки), ребенок должен исходя из текста доказать разницу между авторским и фольклорным текстом, должен уметь увидеть смысловую адекватность слова и текста в целом. Исходя из художественного текста, сделать вывод о звукоподражательной функции слова, о звукописи, должен научиться видеть и выделять концевые созвучия строк, определять их роль в поэтическом тексте, выделять звукопись, метр, длину строки, особенности записи текста.

Диалог, таким образом, формирует у детей не только логическое и образное мышление, но развивает способности к рефлексивному мышлению, то есть учит сравнивать различные варианты поступков героев и моделировать их в своем воображении.

Преподаватель не предлагает детям готовую трактовку, он лишь направляет видение ребенка на "внутреннее устройство мира художественного произведения". Ребенок самостоятельно находит приемы работы с художественным текстом, овладевает на практике литературоведческими понятиями как инструментом анализа, инструментом, помогающим толкованию смысла художественного произведения.

На этом этапе обучения ребенка интеллектуальной самостоятельности необходимо создать атмосферу глубочайшего доверия, максимально свободную от всякой критики и оценки. Преподаватель должен постараться создать на занятии атмосферу такого интеллектуального простора, чтобы ребенок не боялся задавать вопрос, в котором он не уверен, не боялся высказать собственные идеи. Все оригинальные идеи должны находить поддержку у преподавателя. Ребенку необходимо чувствовать, что, хотя учитель не протягивает ему руку для интеллектуальной опоры, но всегда является защитником его идей. Одновременно у ребенка всегда должна оставаться возможность отказаться от своей точки зрения в процессе диалога, если он увидел, что она не верна.

Критика преподавателем идей ребенка, неуважение к исследовательской   деятельности воспитанника может погасить следующий этап в развитии младших школьников. Этот этап можно назвать "творческий взрыв". То есть накопление теоретических знаний приводит, как правило, к творческому взрыву — авторским работам детей.

Дети начинают писать сами ("А можно мы напишем…").

С этого этапа на каждом занятии отводится время для творческих лабораторий. Воспитанникам предлагаются специальные упражнения для развития творческого мышления.

Типы упражнений, используемые для развития креативного мышления воспитанников 3 класса

Задание по изучению жанров словесного творчества. Детям читаются литературные скороговорки. Определяется жанр.

Задание: написать стихотворение в рамках жанра. Героев скороговорки мы должны услышать, то есть в скороговорке должна присутствовать звукопись.

Работы воспитанников литературной студии:

Веселые мышата шуршали в камышах,

Веселые мышата смеялись, сделав шаг.

Мышата так шуршали, что шум стоял большой.

И шума, испугавшись, они ушли домой.

Болотина М. (3 класс)

Гаврил Гаврилович Говорил говорил:

"Гаврил Гаврилович Говорил".

Лукина Н. (3 класс)

Задание по изучению жанров словесного творчества. Преподаватель читает небылицы и перевертыши. Ребёнок, опираясь на художественный текст, должен доказать, почему такие стихи называют небылицами, определить жанр. Детям предлагается зачин стихотворения:

Чепуха, чепуха!

Это просто враки!

Задание: написать стихотворение, не выходя за рамки жанра.

Работы воспитанников литературной студии:

ЧЕПУХА

Чепуха, чепуха!

Это просто враки!

Лошади пасутся там,

Где леса во мраке.

Чепуха, чепуха!

Это просто враки!

Белка влезла в огород

И украла маки.

Чепуха, чепуха!

Это просто враки!

Кот  поехал на базар,

А в упряжке раки!

Дятлова Вероника (3 класс)

Лингвистическое задание. Расшифровать текст. По какому принципу он зашифрован? Что помогло вам его расшифровать?

СнаВе

слеПо гидолх, лодхоных нейд лашпри навес. ВеСтит и регет соцелн. ГутБе, чатжур сёвелые чейруки. Ан тапролинах запокалась наязелё варат. ТятЛе мойдо с гаю цытип. В квесрах, карпах гомно дейлю. АКк рохошо детьси доп чалуми плотёго лнцасо!

Лингвистическое задание. Написать шуточное стихотворение, используя в нем слова, в состав которых входит цифра: один (два, три или пять и т.д.).

Работы воспитанников литературной студии:

СОРОК СОРОК

Сорок сорок на ветках сидели,

Сорок дней не пили, не ели,

Ждали, когда приползет к ним сама

Самая вкусная в мире еда.

В это время сороконожка,

Выпив кефира, съев яблок немножко,

Зонтик взяла и пошла погулять,

Мир посмотреть, себя показать.

В шесть сорок к ней пришла sms:

"На дереве ждет ее муж – Геркулес,

Где сорок сорок на ветках сидят,

Сорок дней не пьют, не едят

И ждут, когда приползет к ним сама

Самая вкусная в мире еда".

В луже ближайшей сороконожка

Вымыла сорок блестящих калошек.

И побежала скорей к муженьку,

Который ждал на заветном суку.

Сорок сорок увидали еду,

Которая вверх ползет по суку,

И стали спорить, которые ножки

Кто получит от сороконожки.

Ссора до драки чуть не дошла:

"Куда же делась наша еда?

В прятки играет с нами она?"

Еда тихонько ползла по коре

И с мужем скрылась в древесной дыре.

Смородинцева Маша (4 класс)

 

ОДИНОКИЙ ГОСПОДИН

Очень грустный господин,

Он живет совсем один

На проспекте Бородин.

В холодину господин

Ходит в дальний магазин.

Одинаково берет

Кислый клюквенный компот,

А вот взял бы шоколадку,

Раздарил бы их ребяткам,

Одинокий господин

Стал бы явно не один.

Винокурова Даша (4 класс)

 

СТОГЛАВЫЙ ДРАКОН

Жил на свете стоглавый дракон.

В день съедал стог сена он.

Постояв, ложился спать

На стоместную кровать.

Спал столетие,

Жил в сторожке.

В гости он ходил к стоножке —

Сто цветов принес в лукошке.

Столяр строил ему дом,

Чтобы жил он в доме том,

Приглашал к себе друзей

На столетний юбилей.

Швайко Наташа (4 класс)

Лингвистическое задание. Попробуйте, не пытаясь перевести каждое отдельное слово, передать общий смысл сказки. Подумайте, как это получается, что отдельные слова непонятны, а общий смысл понятен. Придумайте свою историю с необычными словами или на непонятном языке. Читаем текст лингвистической сказки Людмилы Петрушевской.

ПУСЬКИ БЯТЫЕ

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

 — Калушата, калушаточки! Бутявка!

Калушата присяпали и бутявку стрямкали.

И подудонились.

А Калушата волит:

 — Оее, оее! Бутявка-то некузявая!

Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.

А Калуша волит:

 — Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

 — Калушата подудонились! Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

Ритмические упражнения. Прочитать стихи в числах. Определить, где грустные стихи, а где весёлые, где марш, а где считалочка. Объяснить, как вы догадались о настроении в стихах и что вам помогло. 

 

Упражнение на развитие ассоциативных связей. Написать художественный текст (рассказ, эссе, легенду) по опорным словам. Детям предлагаются опорные (ключевые) слова. Они должны определить их вкус, запах, цвет, настроение и затем только приступить к основной работе. Это упражнение могут выполнять дети всех возрастных уровней.

Сравните этот вид лабораторной работы, выполненный одной и той же воспитанницей в конце 3 класса и в начале 5 класса. Обратите внимание, как меняется образное видение ребенка.

 

Задание по изучению жанров словесного творчества. Читаем детям стихотворение Олега Григорьева "Повар". Выясняем, почему так называется стихотворение, что произошло с предметами, как еще можно перепутать предметы или действия персонажей стихотворения. Определяем жанр.

Задание: написать стихотворение в рамках данного жанра. 

Задание на звукопись и звукоподражание. Внимательно прочитайте стихотворение. Придумайте пропущенные слова-звукоподражания и вставьте их вместо черточек. Сравните с теми словами, которые нужно было вставить. (Порядок слов перепутан: туп-туп! триль-трюль! ой-ой! ква-ква! пой-пой! прыг-прыг! триль-трюль! кра-кра! хлюп-хлюп! тирль-тюрль! стой-стой! пой-пой! уль-буль! брык-брык!)

Задание на построение сюжета. Восстановить пропущенные звенья истории в строгом соответствии с формулой сказки и ее ритмом. На какую народную сказку похожа эта история. Обосновать. 

Затем Володя, охотник и собачка налетают на лисичку, потом на зайца и, наконец, на медведя.

Сказка заканчивается так:

И Володя с той поры
Не катается с горы.

 

Задание на построение сюжета. Дописать недостающие строчки. Определить, как "цепляется" слово за слово, а предложение за предложение.

Задание на построение образа. Воспитанникам предлагаются стихотворения Саши Черного "Зеленые стихи" и Эммы Мошковской "Кислые стихи".

Задание: дописать недостающие слова, обратив внимание на название стихотворения. Если на место пропусков мы поставим другие слова (горький, соленый, красный, черный), станет ли лучше от этого стихотворение? Попробуйте сами написать такое же стихотворение.

ОРАНЖЕВАЯ РАДОСТЬ

Оранжевая рыбка в веселом колпаке
Живет в далеком море на самой глубине,
Смешит рыбят и рыбок веселой чешуей,
Оранжевой искристой клоунской игрой.
С оранжевыми рыбками оранжевое танго
Танцует на закате оранжевого дня.
Оранжевое море в оранжевую фанту
Мгновенно превратилось оранжево горя,
И, бликами сверкая на солнце золотистом,
Пленит своим весельем оранжевых рыбят.
И весело всем с рыбкой на дне морском живется,
Недаром эта рыбка клоуном зовется.
Сенина Екатерина (4 класс)

БЕСКОНЕЧНОЕ ЗЕЛЕНОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ

Зеленый пескарик,
Зеленый пескарик,
Где же нашел ты
Зеленый фонарик?
Может, в зеленой
Пучине морской?
Может, в зеленой
Ракушке речной?
Где же пескарик?
Где же пескарик?
Вот незадача:
Пропал и фонарик!
Вдруг возвратился
Зеленый пескарик
Рядом с ним новый,
Зеленый фонарик!
Зеленые рыбки
Сбежались к нему:
"Зеленый пескарик,
Зеленый пескарик,
Где же нашел ты
Зеленый фонарик?
Может в зеленой
Пучине морской?
Может в зеленой
Ракушке речной?"
Где же пескарик?…
(И так далее…)

Винокурова Дарья (4 класс)

Общие методические рекомендации по работе с детьми 1-3 классов

Что нельзя делать на занятиях с текстами детей младшей группы:

1. Нельзя критиковать творческие тексты детей.

2. Нельзя "улучшать" их.

3. Нельзя изменять их.

Почему?

1. Не развито чувство самокритики, можно легко погасить творческую активность. Ребенок еще не может выполнять редакторскую работу.

2. Кроме этого, первые творческие работы не всегда написаны самостоятельно, часто ребенку помогают родители. А родители для ребенка – авторитет. И низко оценивая свою работу, ребенок высоко оценивает родительскую часть работы.

Так происходит накопление первого литературно-исследовательского опыта и первого творческого потенциала. Они сопровождаются низкой самооценкой, поиском утверждения своего творчества со стороны преподавателя, родителей. Важную роль на данном этапе играет поощрение.

Читать далее >>>

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?