Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы. Примеры
Свою задачу как учителя я вижу в том, чтобы подготовить человека думающего и чувствующего, способного не просто получать знания, но и использовать их в жизни, умеющего жить в социуме, обладающего внутренней культурой. Считаю, что должна обучить учащихся навыкам самостоятельного исследования, добывания знаний, умению творчески мыслить, решать возникающие проблемы.
Не сразу, постепенно я пришла к уроку совместного творчества с учениками, на котором каждый учащийся чувствует себя комфортно, имеет возможность высказывать свое мнение по изучаемой проблеме, проявить собственные возможности, интересы, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Как мне удается повысить эффективность и качество учебного процесса, активизировать учащихся, не выходя за рамки традиционной классно-урочной системы и используя при этом новые подходы в обучении? Этим опытом я делюсь сегодня со своими коллегами.
Для меня, как для учителя, главная проблема состояла в том, что средства, методы и приемы, позволяющие мне добиться успеха, должны были основываться на знаниях возрастных, психологических, индивидуальных качеств ребенка. В результате осмысления пятилетнего опыта работы по активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы выделила 3 компонента урока, которые, на мой взгляд, имеют приоритетное значение:
- мотивационный компонент;
- содержательный компонент;
- оценочно-аналитический компонент.
Кратко представлю приемы активизации мыслительной деятельности учащихся в рамках каждого компонента.
Мотивационный компонент
Мотивация ученической деятельности.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. Продумывая специальные задания и вопросы, пытаюсь формировать мотив познавательной деятельности. У ребят должен возникнуть интерес к теме.
Например:
Тема урока: «Деловые бумаги» (9 класс). После объявления темы задаю следующие вопросы:
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Кому приходилось работать с деловыми бумагами?
- Какие трудности у вас возникли?
- Где могут пригодиться нам знания по этой теме?
Тема урока: «Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему». Урок начинаю с чтения стихотворения Э. Асадова «О рыжей дворняге». Затем задаю вопросы.
- Были ли в вашей жизни ситуации, когда вас предавали? Что вы чувствовали?
- Хотелось бы вам оказаться в роли хозяина собаки? Почему?
- Были ли вы когда-нибудь в этой роли?
- О чем вам хотелось бы поговорить при встрече с этим хозяином?
При помощи таких вопросов ребята становятся активными участниками ситуации, описанной в стихотворении. Равнодушных глаз нет, каждый «примеряет» на себя определенную роль. Написание сочинения становится более осознанным.
Тема урока: «Поэзия ВОв». Урок начинается с отрывка из песни «Священная война» на стихи В. Лебедева-Кумача.
- Знакома ли вам эта песня? В связи с чем?
- Как вы думаете, когда она была создана? (Уже на третий день ВОв была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом. Песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны).
- Представьте себя на том вокзале. Что вы почувствовали, услышав эту песню?
- О чем сегодня пойдет речь на уроке? Нужно ли говорить об этих событиях сегодня? Почему? Что вам известно о ВОв?
Урок. Увлеченно ребята работают с дневниковыми записями писателей, литературных героев. Работу в начале урока организую следующим образом:
- Очень давно, в классе шестом, я начала вести личный дневник. Становилось легче, когда всеми своими переживаниями и размышлениями я делилась с этим безмолвным другом.
- Интересно, есть ли среди присутствующих те, кто тоже пережил подобное ощущение?
- Какое значение имеет для вас личный дневник?
- Предлагаю вам сегодня заглянуть в один из таких дневников. Что вы можете рассказать о человеке, который сделал в личном дневнике такую запись:
«Как меня все достали… Опять не дали уснуть всю ночь. Ругались. Сначала у себя в спальне, потом в столовой. Мама кричала как сумасшедшая. Может, они думают, что я глухой? Интересно, сколько стоит автомат? Мне бы в школе он пригодился» (А. Геласимов «Нежный возраст»).
Такая организация работы позволяет выявить субъектный опыт учащихся и содействует установлению в сознании ребенка прочных и устойчивых связей между ранее накопленным и новым опытом деятельности.
Информация воспринимается более осознанно. Понимая значимость изучаемого материала, учащиеся проявляют к нему особое отношение, работают вдумчиво и внимательно, без принуждения.
Целеполагание также является, на мой взгляд, мощным механизмом, включающим ребенка в деятельность как субъекта. На своих уроках я практикую создание проблемных ситуаций, при разрешении которых учащиеся не только формулируют новую тему, но и осознанно ставят цели.
Пример. Тема урока: «Назывные предложения». В данном тексте ребятам предлагается выделить грамматические основы и определить вид односоставных предложений.
С утра в саду поют скворцы. Весна. Совсем тепло. Иду, и на душе моей светло.
Без особого труда ребята находят основы, определяют вид односоставных предложений, которые они уже изучили. При работе с назывным предложением у них возникают вопросы. Появляется потребность узнать. Вслед за темой звучит цель.
Нередко возникают ситуации, когда, опираясь на поставленные учащимися цели, я вынуждена кардинально менять тему занятия. Так, планируя урок в 9 классе по теме «Морфология», я отвела разминке 15 минут. Анализируя эпиграмму А.С. Пушкина, многие ребята не смогли определить, к какой части речи относится слово КЮХЕЛЬБЕКЕРНО. Озвучивая цели урока, они отметили, что хотели бы больше узнать о категории состояния. Основное внимание на данном уроке было уделено именно этой части речи. Учитель должен быть готов гибко перестроить учебную деятельность школьников в зависимости от целей урока.
Содержательный компонент
Содержание учебного материала на уроке.
Не секрет, что ни одна из программ по русскому языку для старших классов не ориентирована на сдачу ЕГЭ. Поэтому приходится постоянно искать новые эффективные формы работы на уроке. После некоторых поисков я остановилась на разработке лингвистических разминок, которые успешно использую не только для повторения пройденного материала, но и для активизации мыслительной деятельности учащихся. Такая работа вызывает живой интерес ребят к языку, позволяет дополнить и углубить их знания, умения и навыки. Излюбленными лингвистическими разминками моих учащихся стали такие, как «Веселые диктанты», «Фразеологические загадки», «Грамотный покупатель», «Вакансия диктора», «Шпионы», «Третий лишний», «Смысловой ряд», «Языковые каноны», «Лексические уравнения» и другие.
Ни одна из программ по русскому языку для старших классов не ориентирована на сдачу ЕГЭ
Особо значимыми считаю разминки, которые включают в себя задания сразу по нескольким разделам языка. Учащиеся активно включаются в работу со словарями, уточняют лексическое значение слов. После проверки обязательно провожу рефлексию. Ребята видят результат, обнаруживают пробелы в знаниях.
Оценочно-аналитический компонент
Творческие домашние работы.
Большое внимание уделяю домашней работе, следя за тем, чтобы дети не заучивали тексты механически, а создавали продукт собственных размышлений. В учебниках таких заданий нет. Мне важно, чтобы при выполнении домашнего задания ребята заглянули за страницы учебника, проявили себя как личность, через приобретенные знания, «прочувствовали» материал. Поэтому в своей практике применяю творческие домашние задания.
Например:
- Составить текст, используя в нем как можно больше фразеологических оборотов.
- Составить текст только из односоставных предложений («Мое утро», «Настроение», «Однажды»)
- Составить объявление, используя не менее 10 слов с двойной согласной.
- Вспомнить пословицы (песни, названия книг, фильмов), где упоминаются числительные. Определить у таких числительных разряд и выделить в них орфограммы.
В работе с биографией писателя, с литературным произведением особенно важны письменные задания творческого характера. Такие задания носят проблемный характер и ориентируют на творческую переработку содержательной информации.
- Интервью с писателем.
- Выставка, посвященная… (Ребята сами определяют, какой будет такая выставка: вещи, фото, предметы, произведения. Составляют презентации или проекты, рассказывают о своей выставке, почему они решили акцентировать внимание именно на этих реалиях).
- Репортаж (Например, учащиеся готовят сообщение о событиях, которые произошли в доме Фамусова на балу. Такое задание помогает «погрузиться» в эпоху Грибоедова, тщательно перечитать текст).
- Письма от имени героев произведения. (Например, письмо Онегина Ленскому накануне дуэли или Печорина к Грушницкому, предсмертное письмо Лизы Эрасту и т.п). Огромный плюс такой работы в том, что учащиеся буквально «вживаются» в образ литературного героя, более активно работают с текстом).
- Символическое изображение героя (Ребята изображают героя в виде символа и дают свой комментарий. Например, Соня Мармеладова — свеча, домашний очаг, солнце. Онегин — закрытые двери, зеркало, маска).
- Портрет души героя.
- Герб (литературного направления, дома какой-нибудь семьи).
Вместе с изображением необходим письменный комментарий. Такая работа помогает более глубоко осмыслить текст, выразить свое понимание.
Мой опыт показал, что такая домашняя работа привлекает ученика, активизирует его учение, а обучающая деятельность учителя, опираясь на опыт и интересы учащихся, на их устремления и запросы, значительно способствует совершенствованию учебного процесса.
Высшей оценкой работы учителя является, прежде всего, оценка из уст ребенка. В конце учебного года мои выпускники пишут сочинение на тему «Преимущества и недостатки уроков русского языка и литературы». Отзывы об уроках самые разные:
«Именно в общении на уроках литературы понимаешь то, что ты, читая, пропустил, что не понял», «Мне нравится учиться», «На уроки «тянет», «Урок пролетает незаметно, на одном дыхании…» Звучат в работах и советы, как сделать уроки более эффективными.
А это значит, что останавливаться на достигнутом еще рано. И снова продолжается мое восхождение к вершинам педагогического мастерства, точка в котором никогда не может быть поставлена.
Об авторе: Мелентьева Наталия Николаевна, учитель русского языка и литературы, стаж 24 года, первая категория., МБОУ "СОШ №14 с УИОП" г. Балахна, Россия. Фото: Марина Учеватова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.