МБОУ «Межшкольный учебный комбинат №1» — образовательное учреждение, являющееся первой ступенькой профессионального образования. Наш бесконечный опытный путь развития образования имеет неплохие наработки: дети получали качественное общее образование в школах и допрофессиональную или начально-профессиональную подготовку в школьных учебных комбинатах. Это и надо продолжать развивать, технически оснащать современными средствами.
Но в последние годы наметились тенденции негативного плана, обозначим лишь некоторые из них. Нет заявок от школ на допрофессиональное обучение, а профили обучения часто создаются не под реальные запросы детей.
Профилизация образования не может быть поголовная и мгновенная, срочная и обязательная. Как и любое дело, это нужно делать разумно и неформально, не лишь бы отчитаться первыми. Нельзя, чтобы учителя и дети оказались заложниками профильного обучения, когда есть сильный учитель данного предмета и в результате есть профиль. Неважно, всем ли ученикам подходит он, главное у учителя есть нагрузка.
А ведь процесс профилизации идет уже не один год. И уже очевидно, что поголовная профилизация с ориентацией на вуз обострила ситуацию с кадрами на производстве.
Недавно мы гордились выпускниками, поступившими в вуз, а теперь будем отчитываться, сколько человек пошли работать. Да, в наше время не нужно так много бухгалтеров, юристов и экономистов. Но и нельзя в XXI веке утверждать, что не нужно знать основы этих профессий. Такие взгляды, претворенные в жизнь, повлекут падение интеллектуального, культурного уровня многих. Маргинальный слой общества увеличится. Вряд ли это в интересах нашего общества.
Кстати, сомнительно, что для социально-экономического развития республики Татарстан нужны только разнорабочие. На стр.4 Постановления Кабинета Министров № 245 от 18.04.2008 года «Об утверждении Республиканской программы популяризации рабочих и инженерных профессий» отмечено, что «в ряде регионов Нижнекамском, Елабужском районах и городе Набережные Челны, в которых реализуются масштабные проекты в сфере нефтепереработки и автомобилестроении, ожидается дефицит высококвалифицированных кадров». В наш век, когда общество переживает информационный бум, когда в стратегических целях к наиболее перспективным отраслям научно-технического развития относят и грамотную работу с информацией, защитой информации и делопроизводство, как можно искусственно сокращать обучение в экономической сфере, в сфере оформления документации. Как показывают наши конкурсы, анкетирования, наиболее уязвимые места — это простейшие финансовые расчеты и написание заявлений.
Нам говорят, что экономисты сейчас не нужны, нужно перестраиваться на другие профили. А мы экономистов и не готовим. В этой сфере много специализаций, например продавец. А они востребованы. Все программы данного направления представляют собой законченный цикл теоретических и практических знаний, необходимых для жизненного опыта и отстаивания своих гражданских прав. А плохо ли получить основы бизнес-образования по направлениям:
- управление качеством,
- экологический менеджмент,
- страховое дело,
- психология труда и предпринимательства.
Последнее направление носит интегрированный характер: бизнес и психология. У нас есть психолого-педагогический профиль. Ученики — не только будущие родители, которым полезно знать основы возрастной психологии, но и будущие работники, для успешной социализации которых полезно знать психологию деловых отношений. Мы психологов не готовим. Мы готовим обучающихся к дальнейшей успешной адаптации и функционированию в обществе с помощью более полного профессионально ориентированного информирования о восстребованности высококвалифицированных рабочих и кадров среднего звена, о необходимости многоступенчатого и непрерывного образования. Что и требуется нашей экономике, стране.
Кстати, как показало мониторинговое исследование обязательного образования Р18А, наши дети не столь социализированы. Задачей исследования было оценить, обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми им для жизни.
В исследовании Р18А российские учащиеся показали низкий уровень применения полученных в школе знаний в ситуациях, отличных от учебных, взятых из реальной жизни. А именно: в умении эффективно и грамотно, с опорой на полученные в школе знания и умения решать практические, социальные личностно-значимые проблемы, проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения. Впереди России оказались большинство участвовавших в исследовании Р18А стран.
Поэтому мы должны сохранять наши профили и, конечно же, создавать новые. Мы должны расширяться. И самое главное, мы должны активно продолжать то, ради чего и были созданы 35 лет назад: профессиональную ориентацию школьников и допрофессиональную подготовку. А нужды производственников будут реально учитываться только тогда, когда они станут вкладывать (как раньше) средства в оснащение специальностей таких образовательных учреждений, как наш, например. Тогда они смогут повлиять на объемы, направления подготовки рабочих кадров, на качество подготовки. А сейчас мы вынуждены уходить от допрофессиональной подготовки к малополезным в этом плане элективным курсам. Так что необходим комплекс мер, которые затрагивают не только сферу образования. Что же можем мы?
В соответствии с методической темой района «Создание образовательного пространства образовательных систем района, обеспечивающих сохранение, развитие и эффективное использование педагогического потенциала» мы должны осуществить задачи современной школы: выявить запросы детей, создать мобильный учебный план, привести его в соответствие с запросами учеников.
Весь педагогический коллектив школы должны создавать познавательную ситуацию, обеспечивать информационную полноту и дать ученику возможность учиться в соответствии с его возможностями. Отсутствие достаточной и достоверной информации при организации профильного обучения может говорить о недалекости, недальновидности и просто умышленном замалчивании фактов или о несистемной работе в сфере профориентации. По данным анкетирования дети искренне заинтересованы в обучении сразу в нескольких профилях, только им «жаль, что физически это невозможно». Наши специальности у них востребованы. Но не все старшеклассники приходят к нам.
Многие школы с готовностью дали бы и детей, и часы на обучение у нас, да новый БУП не позволяет: технологии — нет; по элективным курсам до сих пор не продумано финансирование, количество обучающихся в группе, да и навыки за столь короткое время не приобретешь, и документ не получишь.
Выпускники хотят и должны получать по итогам обучения справки и свидетельства допрофессиональной подготовки с указанием объемов полученных профессиональных знаний и умений и возможность дальнейшего обучения в учреждениях начального профессионального образования, среднего и высшего.
Для этого необходимо предусмотреть получение достаточного количества часов на обучение. Поэтому при формировании школьного учебного плана в мае в направлении обучающихся на элективные курсы надо прописывать желаемую сферу деятельности или направление (например, социальное, экономическое, медицинское, автодело, электрорадиотехнологию, психологию, педагогику, дизайн). А название курса будет определяться или уточняться в дальнейшем при опросе детей в сентябре, когда учитель МУК-1 проведет социометрическое исследование группы, определит реальный на данный момент образовательный запрос поступивших обучающихся. Если ученик пожелает обучаться по профилю МУК-1 в течение двух-трех лет (9-10-11 классы), то при успешном прохождении программы, он получит соответствующий документ.
Многие не могут рассчитывать на поддержку семьи. Получение основ профессии и профессии во время обучения в школе — это социальная защита и реальная занятость молодежи. МУКи являются начальным звеном (фундаментом) в цепочке профессионального становления: МУК-НПО-СПО-вуз-предприятие.
Чтобы образовательное пространство стало созидательным, творческим для выявления талантливых и потенциально одаренных детей и учителей, надо не формально, а тщательно продумав, действовать, внимательно и индивидуально. Показывать и рассказывать, как надежен постепенный, ступенчатый профессиональный рост и в гуманитарных, и технических областях, не отдавая предпочтения ни одной из них, то есть объективно. А молодые люди должны будут самостоятельно, осознанно выбрать свой путь, имея как можно более полную информацию и о себе, своих склонностях, возможностях, профпригодности. Ведь любое переобучение, при неправильном выборе профессии, дорого стоит и экономике страны, и человеку.
МУК-1 — полноправный участник образовательного процесса, в котором школьники, приходя в другой социум, с условиями, приближенными к профессиональной среде, познают азы каких-либо специальностей, основы профессиональной этики. У нас проводится огромная воспитательная работа, о чем вас информируют кураторы.
Потенциал у наших педагогов есть: энтузиазм — есть, высокая квалификация — есть, надеюсь, у нас будет и возможность — эффективно использовать этот потенциал.
Преподаватели МУК-1 — высококвалифицированные (1 категория и высшая) специалисты, имеют стремление к профессиональному совершенствованию, подготовлены к работе по программам повышенного уровня и освоению новых профилей. В рамках своих педагогических концепций работают над методическими темами. Это опытные практики и исследователи.
Помимо умения преподавать, умения формировать мировоззрение, преподаватели учебного комбината занимаются и профессиональным просвещением. В разных возрастных группах профессионально-ориентационная работа реализуется по-своему.
В младших классах учителю легко заметить сообразительность, психомоторику (точность, быстроту движений, реакцию, координацию и т.д.) каждого ученика. Эти данные учитель использует как профориентационный элемент и при общении с родителями на собраниях, тем самым организуя связь учебного комбината с семьей. Родителей мы знакомим со специальностями, о которых напоминают те темы, которые изучаются в данном классе.
Уровень и количество профинформации от класса к классу постоянно увеличивается и расширяется. Например, в 5 классе учащимся даются общие понятия о профессии, такие как: название профессии, что делают люди данной профессии и какими инструментами они пользуются в работе, какая польза от их труда нашему обществу. Им также разъясняется, что такое профессиональная ориентация.
В 6-7 классах уже рассказывают о содержании труда по данной профессии, о том в какой отрасли работают люди этой профессии, о предметах и орудиях труда, о выпускаемой продукции, рассказывают о перспективах.
Для учащихся 8-9 классов, кроме упомянутых сведений, необходимой является такая информация: условия труда, какими специальными знаниями и умениями, навыками должны владеть, гигиеническая характеристика профессии, психофизиологические требования.
Исходя из идеи предварительного самоопределения, учащиеся должны пройти через серию курсов по выбору. Наш учебный комбинат фактически ресурсный центр практико-ориентированных элективных курсов. Помимо этого мы обучаем учащихся основам многих профессий. И поэтому учебный комбинат является звеном в цепочке непрерывного образования «школа-МУК-СПО-ВУЗ». И вообще, профильное образование предполагает профессиональную среду. И начальной точкой отсчета пребывания в профессиональной среде как раз является учебный комбинат.
В ходе решения второй задачи мы выявили основные направления деятельности педагога по организации профессионального самоопределения учащихся. К ним можно отнести психологическое консультирование, психологическую диагностику, просветительскую деятельность, профессионально-ориентированные тренинги, организацию профильных классов в условиях МУК, разработку элективных курсов (80 элективных курсов), проведение профориентационной работы, организацию конкурсов.
Нужно отметить, что при проведении учителями Межшкольного комбината психолого-педагогической поддержки учащихся, выполняются следующие условия:
- учет индивидуальных характеристик;
- знание возрастных особенностей;
- учет потребностно-мотивационной сферы при выборе профессии;
- оказание своевременной помощи и поддержки.
Эти условия напрямую связаны с диагностикой направленности личности учащихся, поскольку осуществление индивидуального подхода позволяет учителям качественно проводить данную работу.
В МУКе Московского района в ходе работы по профессиональному самоопределению проводится диагностика учащихся, начиная с девятого класса. Учащиеся оформляют свои портфолио, в которых отражаются:
- учебная деятельность,
- достижения,
- научно-исследовательская деятельность,
- общественно-значимая деятельность,
- результаты диагностики.
На каждого учащегося составляется индивидуальный учебный план на будущий год обучения, в котором отмечается, куда ребенок хочет поступать, какие у него склонности и способности, рекомендации родителей, учителей, и на основе данного плана строится работа с каждым учеником.
С 9 класса начинается предпофильная подготовка учащихся. Проводится диагностика склонностей и способностей учащихся, на основе которой формируются, утверждаются и комплектуются профильные классы( психолого-педагогический, экономический, профиль «Основы медицинских знаний», «Дизайн интерьера», профиль «Электрорадиотехнологии»).
Обучение на любом профиле МУК позволяет сосредотачивать внимание старшеклассников на формировании профессионально важных качеств в каждом данном виде профессиональной деятельности, анализе, оценке и коррекции профессиональных планов, ознакомлении со способами самоподготовки.
Согласно данным традиционно проводимого у нас анкетирования, ребятам нравиться учиться у нас и они получают возможность проявить себя. свои силы в родственной или в другой специальности;
Например, создавая экономический профиль, школа обращает внимание на изучение экономики как науки, а профиль в нашем учебном комбинате ставит целью научить, как открыть свое дело, оформить документы малого бизнеса.
Таким образом, можно сделать вывод, что недальновидно ограничивать детей изучением только общеобразовательных предметов. Сейчас человеку, чтобы предъявить и реализовать на конкурентном рынке свой неповторимый потенциал, уникальное сочетание способностей, навыков, умений, требуются дополнительные усилия и знания. Основам этих знаний мы и обучаем в Межшкольном учебном комбинате Московского района. Вот уже в течение 30 лет МУК-1 является многопрофильным образовательным учреждением и в системе общего образования остается одной из эффективных форм организации допрофессиональной подготовки, трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников. Вроде бы все известно. Но в условиях массового перехода к профильному обучению, школы открывают различные профили и оставляют большое количество детей у себя. И мы вновь вынуждены напомнить об очевидном: учебные комбинаты максимально способствуют социальной адаптации учащихся к жизни в обществе на основе осознанного выбора профессии, и наш потенциал школы должны активно использовать. Так как выпускник, вооруженный только фундаментальными знаниями, в реальной жизни будет долго идти к успеху. Целостное представление о смысле получаемых знаний не формируется без практико-ориентированной направленности образования.
Каждый год сотни тысяч юношей и девушек, завершивших школьное обучение, начинают искать применение своим силам и способностям «во взрослой жизни». При этом, как свидетельствует статистика, большая часть молодых людей сталкивается с серьезными проблемами, связанными с выбором профессии, профиля дальнейшего образования, последующим трудоустройством, и причины не только в «закрытости» рынка труда для молодых и неопытных, но и в том, что подавляющая часть старшеклассников имеет весьма приблизительные представления о современном рынке труда, существующих профессиях, оказываются не в состоянии соотнести, предъявляемые той или иной сферой профессиональной деятельности требования, со своей индивидуальностью.
Подготовка учащихся к обоснованному выбору профессии — важная психолого-педагогическая задача нашего образовательного учреждения, так как предполагает системный и личностно — ориентированный подход к подготовке учащихся как будущих специалистов. В содержание этой деятельности входит: выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных профнамерений и их динамики; определение социальных установок и помощь в их формировании; определение мотивации выбора и ее структуры; осуществление пофподбора; определение степени соответствия «профиля личности» и профессиональных требований; внесение корректив в профнамерение учащихся.
Таким образом можно сделать вывод, что недальновидно ограничивать детей изучением только общеобразовательных предметов. Сейчас человеку, чтобы предъявить и реализовать на конкурентном рынке свой неповторимый потенциал, уникальное сочетание способностей, навыков, умений, требуются дополнительные усилия и знания. Основам этих знаний мы и обучаем в Межшкольном учебном комбинате Московского района. Вот уже в течение 30 лет МУК-1 является многопрофильным образовательным учреждением и в системе общего образования остается одной из эффективных форм организации допрофессиональной подготовки, трудового воспитания и профессиональной ориентации школьников. Вроде бы все известно. Но в условиях массового перехода к профильному обучению, школы открывают различные профили и оставляют большое количество детей у себя. И мы вновь вынуждены напомнить об очевидном: учебные комбинаты максимально способствуют социальной адаптации учащихся к жизни в обществе на основе осознанного выбора профессии, и наш потенциал школы должны активно использовать. Так как выпускник, вооруженный только фундаментальными знаниями, в реальной жизни будет долго идти к успеху. Целостное представление о смысле получаемых знаний не формируется без практико-ориентированной направленности образования.
Об авторе: Об авторе: Тукубаева Ильсияр Амировна, зам. директора по УВР, учитель технологии, МБОУ «МУК-1», город Казань.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.