Юрий Спиридонов, 02.03.2015 3

Система школьного образования Словакии. А как у них?


Словацкая республика (столица — Братислава) совсем недавно появилась на карте Европы. Образование Словакии связано с политическими процессами, захватившими Центральную Европу в конце 80 – начале 90-х гг прошлого века. Эта маленькая страна (население — 5 млн) возникла в 1992 г. в результате разделения бывшей Чехословакии. Тем не менее система образования своими корнями уходит в позднее Средневековье.


Обсудить статью (уже 3 коммент.) Опубликовать свой материал

И это касается не только церковных школ, где воспитывался будущий клир и дети аристократии. Возникновение первых светских школ — сегодня бы мы их назвали средними — относится к XIV веку, их появление связано с развитием городов. Но основы системы начального и среднего образования сложились во времена существования Австро-Венгерской монархии.

Высшее образование выпускники средневековых школ получали за границей: в Праге, Вене, Болонье, Падуе, Кракове и т.д.

Первая высшая школа (Academia Istripolitana) была основана в Братиславе в 1465 г., но просуществовала она всего 30 лет. Закрытие Академии связано с тем, что Словакия, в то время часть Венгерского королевства, была включена в империю Габсбургов.

Современная история словацкой школы начинается в 1918 г. вместе с возникновением Чехословакии.

Система современного школьного образования Словакии

Как и во всей Европе, среднее образование в Словакии представлено государственными, частными и церковными школами. Независимо от принадлежности обучение в школах осуществляется по единой схеме и с одинаковым набором обязательных предметов:

  • основная школа-девятилетка;
  • гимназия, средняя (профессиональная) школа;
  • высшая школа.

Основная школа

Обучение начинается с шести лет. Основная школа складывается из двух ступеней. Первая ступень — начальная школа (1–5 классы), вторая ступень — 6–9 классы. Здесь необходимо отметить, что после окончания начальной школы, дети могут не только продолжить образование в основной школе, но и перейти в восьмилетние гимназии.

 

Урок в государственной школе небольшого села Нитрьянске Рудно

Урок в государственной школе небольшого села Нитрьянске Рудно

В начально школе дети изучают стандартный набор предметов:

  • математика;
  • словацкий язык;
  • иностранный язык (по выбору);
  • начальные основы (1–2 классы) всеобщих знаний;
  • природоведение (3-4 классы);
  • краеведение (3–4 классы);
  • музыка;
  • этика (в церковных школах –религиозное воспитание);
  • изобразительное искусство;
  • физкультура.

В начальной школе у детей 4 – 5 уроков в день.

На второй ступени изучаются

  • математика;
  • словацкий язык;
  • иностранный язык (по выбору);
  • физика;
  • химия;
  • природоведение;
  • география;
  • история;
  • изобразительное искусство (рисование, лепка и т. п.);
  • обществоведение (Občianska náuka);
  • этика (в церковных школах – религиозное воспитание);
  • уроки труда;
  • физкультура.

По окончании основной школы ученики могут продолжить образование в гимназиях, в средних профессиональных учебных заведениях, включая школы искусств, или в системе профессиональных училищ, которые не дают среднего образования.

Учебный день начинается в 8 часов и обычно состоит из 6–7 уроков по 45 мин. Но практически во всех школах и гимназиях (исключение составляют очень небольшие деревенские школы) после уроков работают различные кружки и факультативы.

Успеваемость оценивается по 5-бальной системе, но, в отличие от российской, высшим балом является «единица», а худшим — «пятерка».

Обучение в основной школе завершается государственным экзаменом по иностранному языку и математике и только успешная сдача этих экзаменов обеспечивает детям право поступления в гимназию или среднюю профессиональную школу.

Гимназии

Урок в частной гимназии, Братислава

Урок в частной гимназии, Братислава

Завершение среднего образования происходит в гимназиях или средних профессиональных учебных заведениях. Помимо деления на государственные, частные и церковные, они отличаются и по продолжительности обучения. Существуют гимназии-восьмилетки, куда учащиеся приходят после окончания начальной школы, и гимназии-четырехлетки, в которые принимаются учащиеся после завершения девятилетнего обучения. Основной задачей гимназического обучения является подготовка учащихся к получению высшего образования. Именно поэтому отбор в гимназии довольно строг.

Учебный процесс в гимназиях аналогичен с обучением в основной школе. Но к одному иностранному языку добавляется обязательное изучение второго. Гимназии могут отличаться друг от друга по направленности. Большой популярностью пользуются билигвальные (двуязычные) гимназии, где наряду с родным языком обучением проходит и на иностранных (в основном на английском, немецком и французском). Есть гимназии с гуманитарным, IT или математическимуклоном.Обучение завершается выпускными экзаменами/тестами, количество и содержание которых кроме обязательных предметов (математика, словацкий язык, литература, один из иностранных языков, история) дополняются предметами, отвечающими специализации гимназии.

Выпускные экзамены

Выпускники четырехлетней государственной гимназии

Выпускники четырехлетней государственной гимназии

Выпускные экзамены проводят предметные экзаменационные комиссии, состоящие из трех педагогов, двух собственных и одного из другой школы, который является председателем. Последний назначается краевым —Словакия административно состоит из 8 краев — отделом наробраза из числа кандидатов, предлагаемых каждой школой.

Экзамены проходят в два этапа — в марте и мае. Примерно в середине марта (дни проведения экзамена меняется каждый год) сдаются 3 экзамена: по словацкому, включая литературу, и иностранным языкам и математике. Но здесь одна тонкость, экзамен по математике сдают только те учащиеся, которые ее выбрали в качестве профилирующего предмета.

Экзамен по словацкому и иностранному языкам состоит из двух частей: тестов и написания сочинения. Вопросы к тестам и темы сочинений разрабатываются в течение года специальными комиссиями, большую часть которых составляют практикующие педагоги, меньшую часть — методисты, ученые педагоги и представители Министерства образования.

Темы сочинения выбираются из множества предложенных членами комиссии по жребию. Экзамен по математике состоит из теста, включающего теоретическую и практическую (решение задач) части.

В мае Министерство образования назначает три даты начала экзаменов, каждая школа выбирает наиболее подходящую для себя. Экзамены сдаются по 4 предметам:

  • словацкий язык и литература (устный);
  • иностранный язык (устный);
  • два предмета по выбору учащегося (устно), включая второй иностранный язык.

Те, кто ранее сдавал математику, выбирают один предмет.

Финансирование

Оговоримся сразу, что система финансирования основной и средней школы ради простоты изложения дана очень схематично. Образование в основной школе является обязательным и бесплатным. Более высокая ступень (среднее специальное и высшее образование) является платной. Но и здесь есть одно исключение, в государственных гимназиях, дающих полное среднее образование, обучение бесплатно.

Несмотря на существование разных по юридическому статусу школ — государственных, частных и церковных — все они в той или иной мере финансируются государством (60%) и местными органами власти (40%). С единственным отличием. Частные и церковные школы имеют то преимущество, что могут финансироваться и из других источников. Это могут быть учредители школы, частные и корпоративные лица, родители и общественные организации. Помощь может быть как финансовой, так и в виде материальных даров.

Средства расходуются на покрытие содержания школьных зданий, столовых, приобретение учебных и наглядных пособий, необходимого оборудования для кабинетов, компьютерной и аудиовизуальной техники, части учебников и зарплаты учителей, воспитателей и школьного персонала.

Зарплаты учителей

Система оплаты труда учителей ничем не отличается от общеевропейских стандартов. Хотя уровень зарплат в Словакии оставляет желать лучшего. Сумма оплаты зависит от педагогического стажа, квалификации (бакалавр, магистр и наличие т.н. кредитов) и научной степени (доктор, кандидат наук, доктор наук). В среднем зарплата учителей основной школы колеблется от 500 до 833 евро, в зависимости от стажа и квалификации. Учителя средних школ получают чуть больше — от 540 до 860 евро. Учитывая, что средняя зарплата специалистов с высшим образованием в Словакии составляет чуть больше 1000 евро, видно, насколько труд учителей недооценен.

Педагоги же со средним образованием зарабатывают еще меньше: их средняя зарплата колеблется на уровне 350 – 560 евро.

Причем все приведенные цифры даны без вычетов налогов, социальных платежей и медицинской страховки.

В частных и церковных школах педагоги и педперсонал зарабатывает ненамного больше: в среднем в таких школах зарплата превышает на 10 – 15% зарплату педагогов госшкол.

Нагрузка же на учителей очень велика. Кроме обычной подготовки к урокам, преподаватели средних школ несут огромную административную нагрузку в виде составления огромного количества различной административной и педагогической отчетности, которая, как и в России, носит нередко бюрократический характер.

Высшее и среднее специальное образование

При поступлении в средние специальные учебные заведения абитуриенты сдают обязательные экзамены по словацкому языку и литературе и математике (тесты, письменная работа, устный экзамен). Наряду с этим обязательным экзаменационным набором каждое учебное заведение исходя из специфики, добавляет еще один профилирующий предмет (например, физика, естествознание, иностранный язык, творческие туры и т. д.).

В вузы экзамены сдаются по той же схеме, что и в средние специальные учебные заведения и независимо от избранной программы обучения (бакалавр, магистр). Список экзаменационных предметов, период и конкретные даты проведения вступительных экзаменов вузы публикуют не позднее марта каждого года.

Фотографии предоставлены автором.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
1 ElenG • 16:52, 02.03.2015
Спасибо за рассказ о системе школьного образования в Словакии. С большим интересом познакомилась с материалом. Как поняла из статьи, родной язык и литература изучаются одним блоком, раз экзамен проводится по словацкому языку и литературе? Мне, как филологу, интересно узнать, как организован такой экзамен, который проводится в устной форме.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 [Материал] Анонимно • 14:19, 05.03.2015
Уважаемая ElenG! Вы совершенно правильно поняли, что экзамены сдаются одним блоком – и по языку, и литературе. Но хотел бы отметить весьма существенное отличие экзаменов в Словакии. Дело в том, что выпускные экзамены по любому предмету, не только по языку и литературе, разделены на две части: письменную и устную.Письменный экзамен, в свою очередь, также состоит из двух частей: тестов, включающих вопросы по языку и литературе, и собственно сочинения. Экзамен проходит в один день в марте, как раз в эти дни. Устный экзамен проходит в мае каждого года. И еще одна особенность словацкой и вообще европейских школ. Экзамены в творческие вузы и факультеты (журналистика, театральные, архитектура и т. п.) также складываются из двух частей. В феврале-марте абитуриенты проходят творческие конкурсы в избранные им вузы, т. е. еще до сдачи выпускных экзаменов, а вступительные по общеобразовательным предметам проходят в мае-июне, после окончания школы.Согласитесь, в такой системе есть свое рациональное зерно. В случае неуспеха на творческом конкурсе, у выпускников еще остается время для подачи документов в иной вуз.
С уважением, Ю. Спиридонов
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
3 ElenG • 14:40, 05.03.2015
Спасибо за разъяснения. Согласна с Вами, что такая форма сдачи экзаменов даёт выпускникам сделать выбор в случае неудачи во время творческого конкурса.
[Материал]