Елена Мизерная, 21.08.2015 2

Как технология продуктивного чтения помогает развивать читательский интерес младших школьников?


Дети на вопрос «Любите ли вы читать?» почти всегда отвечают: «Да», но вот на вопрос «Чем вы занимаетесь в свободное время?» отвечают по-разному: играю, смотрю телевизор, гуляю. И только некоторые ребята отвечают: «Читаю книги».  Почему? Я считаю, что в начальной школе необходимо сформировать ребенка — грамотного читателя, у которого есть привычка к чтению, он знает книги, умеет их самостоятельно выбирать. Этого от нас требует стандарт, этого же ждут от нас родители. В чем заключается суть технологии продуктивного чтения проф. Н. Светловской?


Обсудить статью (уже 2 коммент.) Опубликовать свой материал

Можем ли мы позволить себе учить детей так, как когда-то учили нас? «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра», — так говорил Джон Дьюи, американский философ и педагог рубежа XIX-XX вв. Это высказывание не потеряло актуальность и сегодня.

Из всех предметов, преподаваемых в школе, нельзя выделить какой-то один, назвав его главным. Каждый предмет нужен и важен по-своему. Но давайте вспомним такую детскую игрушку, как пирамидка. Если сложить пирамидку правильно, нанизывая детали на стержень, она будет очень крепкой, но если этот стержень убрать, пирамидка рассыпается. Стержнем в школьном образовании служит чтение. Если в начальной школе ученик не научится беглому и осознанному чтению, вряд ли он сможет достичь успехов в дальнейшем образовании.

На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 года в Москве, Президент РФ В. Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей страны, наблюдается кризис российской культуры и литературы.

Часто можно услышать, что современные дети не любят читать. А что говорят сами дети по этому поводу? Об этом я спросила самих детей. Детям 2 класса задавалось 2 вопроса.

  • Любите ли вы читать?
  • Чем вы занимаетесь в свободное время?

Я думаю, что предмет литературное чтение можно считать опорой духовной жизни общества. Почему так привлекательны для меня уроки литературного чтения? Наверное, потому, что я сама очень люблю читать, а также, потому, что каждый ребенок на этом уроке может проявить себя со своими эмоциями, своим пониманием мира.

Этому способствует технология продуктивного чтения, основоположником которой стала профессор Н. Светловская. Когда я познакомилась с этой технологией и начала ее изучать, я поняла, что некоторые приемы, описанные в ней, я уже применяю на своих уроках.

"Технология продуктивного чтения — это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору" (доктора пед. наук Е.В. Бунеева и О.В. Чиндилова).

  • Цель технологии — формирование читательской компетенции младших школьников.
  • Средства — приемы понимания и анализа текста.
  • Этапы — работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.

Достигая эту цель, я с первых уроков формирую технику чтения, знакомлю детей с приемами понимания и анализа текста; ввожу ребят через литературу в мир человеческих отношений, развиваю речь учащихся.

Урок с использованием технологии продуктивного чтения существенно отличается от традиционного урока. Мне хочется подробнее рассказать о том, как я использую эту технологию.

Этапы

Традиционный урок

Технология продуктивного чтения

До чтения

Учитель знакомит с автором и заголовком произведения.

Прогнозирование содержания текста по названию или иллюстрации.

Возникает мотивация к чтению.

На этапе до чтения мы с ребятами прогнозируем содержание текста. По названию, фамилии автора, иллюстрациям, опираясь на личный читательский опыт, обучающиеся предполагают тему и жанр произведения, ставят цели своей работы на уроке.

Приведу пример урока литературного чтения во 2 классе «Татарская народная сказка «Три сестры».

— Как вы думаете, а кто будет героями сказки? (Три сестры или сестры).

 — А кто такие сестры? (близкие люди, родственники, друзья).

Давайте посмотрим в словарь и уточним значения слова «сестра». (Сестра — дочь тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).

А теперь, рассмотрите иллюстрацию и предположите, почему в сказке появились эти животные? (Это домашние животные. Это помощники сестер. В этих животных превращаются сестры.)

На уроке в этот момент прозвучала реплика одной ученицы «Давайте уже скорее читать». И я поняла, что на данном этапе цель достигнута: интерес возник, появилась мотивация к чтению произведения.

Во время чтения

Учитель или хорошо читающие дети читают текст, а остальные ученики слушают.

Ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем развитие событий.

Возникает читательская интерпретация.

Следующий этап работы с текстом во время чтения. Мы знакомимся с текстом по-разному: я предлагаю детям самостоятельно прочитать произведение, прослушать его запись или читаю сама. Иногда мы читаем часть текста, предполагаем дальнейшее развитие событий, а затем возвращаемся к тексту и узнаем авторский замысел.

Такой прием я использовала, при изучении рассказа В. Осеевой «Сыновья» во 2 классе. Мы не дочитали последний абзац, и я задала детям вопрос: «Как вы думаете, что ответил старик?». И дети говорили:

«Для каждой мамы ее ребенок самый лучший».

«Все сыновья хороши, но третий лучше».

А потом мы прочитали ответ старика «А где же они? Я только одного сына вижу».

На этом этапе возникла читательская интерпретация, Мы вели разговор с автором, а потом написали синквейн, в котором дети описывали себя по отношению к своей маме. Это заставило их задуматься, на месте какого из сыновей они могли бы оказаться.

После чтения

Беседа о прочитанном.

Коррекция выдвинутых предположений, уточнение позиции автора.

Возникает удовлетворение от чтения и понимания текста.

 

Технология продуктивного чтения предполагает обязательное перечитывание текста на этапе работы после чтения. Предлагаю вам снова фрагмент урока в 4 классе, на котором мы работали со стихотворением Бальмонта «У чудищ». После прочтения стихотворения проводится беседа.

— Бывал ли герой в избушке Бабы-Яги раньше? Какие строчки это подтверждают? (Да, там все как прежде).

— Испугался ли наш герой гнева Бабы-Яги? Почему? (Был в шапке невидимке).

— Почему Бальмонт называет Бабу-Ягу Ведьмой? (Потому, что она ведает секреты).

—Что за бусы стянул у нее наш герой? (Автор употребил слово бусы, имея в виду секреты ведьмы).

— А почему именно 2 нитки бус? (Одна нитка символизирует секреты реального мира, а другая — нереального).

— Зачем он, рискуя своей жизнью, старается украсть тайны мира у чудищ? (Потому, что человеку всегда было интересно узнавать устройство мира, объяснить явления природы, тайну жизни, познать неизведанное).

На этом уроке у детей формировались умения работать со справочным материалом, в котором дети узнали о том кто такая Баба-Яга, где она живет и т.д., понимать замысел автора, делать выводы, высказывать предположения.

У детей возникает понимание текста, удовлетворение от процесса чтения.

Этот этап позволяет выполнить творческие задания: нарисуй словесный портрет героя, расскажи, что бы ты сделал на его месте, перескажи от имени какого-то персонажа, придумай продолжение истории.

Очень легко работать с детьми, которые уже любят читать. Но как бы мне ни хотелось, в классе есть дети, у которых чтение не вызывает интереса. Это связано и с их здоровьем, и с семейными обстоятельствами. Но это тоже мои ученики и, для того, чтобы включить их в работу, я использую яркие образы.

Это может быть фрагмент мультфильма или красочные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений или интересная биография писателя, кукла, управляемая учителем или памятник героям сказки. Главное — заинтересовать ребят, вовлечь всех их в круговорот событий на уроке.

В воспитании любви к книге положительную роль играют незначи­тельные, на первый взгляд, моменты. Например, в нашем классе есть полка с книгами, которые ребята свободно берут, читая их на ежеурочных пятиминутках чтения. На этой полке постоянно появляются новые книги из домашних библиотек ребят. Они обмениваются книгами друг с другом и даже оставляют книги «жить» в классе.

Можно смело утверждать, что технология продуктивного чтения развивает читательский интерес младших школьников, который, в свою очередь, будет способствовать формированию грамотного, эрудированного, духовно развитого человека.

Об авторе: Мизерная Елена Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ № 1 г. Калининска Саратовской области".

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
1 katerina_buneeva • 21:30, 15.02.2018
Интересная тенденция просматривается: уважаемые педагоги не дают себе труда ссылаться на источники, на авторов, когда пишут и публикуют свои статьи. В статье Е.И.Мизерной есть абзац -
"Технология продуктивного чтения — это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору." Это определение технологии продуктивного чтения, которое дали её авторы доктора пед. наук Е.В.Бунеева и О.В.Чиндилова в одной из своих статей. Уважаемый автор статьи г-жа Мизерная не только не дает ссылок, но даже не берет в кавычки чужое определение. Такие действия не просто неэтичны, это нарушение авторских прав.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
2 Екатерина_Пашкова • 21:41, 15.02.2018
Цитата оформлена корректно, спасибо за информацию. Правильно я понимаю, что Вы - Екатерина Бунеева? Приглашаю Вас публиковать свои статьи на нашем сайте, проводить вебинары. Будем рады сотрудничать с Вами.
[Материал]