Как технология продуктивного чтения помогает развивать читательский интерес младших школьников?
Можем ли мы позволить себе учить детей так, как когда-то учили нас? «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у детей завтра», — так говорил Джон Дьюи, американский философ и педагог рубежа XIX-XX вв. Это высказывание не потеряло актуальность и сегодня.
Из всех предметов, преподаваемых в школе, нельзя выделить какой-то один, назвав его главным. Каждый предмет нужен и важен по-своему. Но давайте вспомним такую детскую игрушку, как пирамидка. Если сложить пирамидку правильно, нанизывая детали на стержень, она будет очень крепкой, но если этот стержень убрать, пирамидка рассыпается. Стержнем в школьном образовании служит чтение. Если в начальной школе ученик не научится беглому и осознанному чтению, вряд ли он сможет достичь успехов в дальнейшем образовании.
На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 года в Москве, Президент РФ В. Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей страны, наблюдается кризис российской культуры и литературы.
Часто можно услышать, что современные дети не любят читать. А что говорят сами дети по этому поводу? Об этом я спросила самих детей. Детям 2 класса задавалось 2 вопроса.
- Любите ли вы читать?
- Чем вы занимаетесь в свободное время?
Я думаю, что предмет литературное чтение можно считать опорой духовной жизни общества. Почему так привлекательны для меня уроки литературного чтения? Наверное, потому, что я сама очень люблю читать, а также, потому, что каждый ребенок на этом уроке может проявить себя со своими эмоциями, своим пониманием мира.
Этому способствует технология продуктивного чтения, основоположником которой стала профессор Н. Светловская. Когда я познакомилась с этой технологией и начала ее изучать, я поняла, что некоторые приемы, описанные в ней, я уже применяю на своих уроках.
"Технология продуктивного чтения — это образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приемов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору" (доктора пед. наук Е.В. Бунеева и О.В. Чиндилова).
- Цель технологии — формирование читательской компетенции младших школьников.
- Средства — приемы понимания и анализа текста.
- Этапы — работа с текстом до чтения, во время чтения и после чтения.
Достигая эту цель, я с первых уроков формирую технику чтения, знакомлю детей с приемами понимания и анализа текста; ввожу ребят через литературу в мир человеческих отношений, развиваю речь учащихся.
Урок с использованием технологии продуктивного чтения существенно отличается от традиционного урока. Мне хочется подробнее рассказать о том, как я использую эту технологию.
Этапы |
Традиционный урок |
Технология продуктивного чтения |
До чтения |
Учитель знакомит с автором и заголовком произведения. |
Прогнозирование содержания текста по названию или иллюстрации. Возникает мотивация к чтению. |
На этапе до чтения мы с ребятами прогнозируем содержание текста. По названию, фамилии автора, иллюстрациям, опираясь на личный читательский опыт, обучающиеся предполагают тему и жанр произведения, ставят цели своей работы на уроке.
Приведу пример урока литературного чтения во 2 классе «Татарская народная сказка «Три сестры».
— Как вы думаете, а кто будет героями сказки? (Три сестры или сестры).
— А кто такие сестры? (близкие люди, родственники, друзья).
Давайте посмотрим в словарь и уточним значения слова «сестра». (Сестра — дочь тех же родителей или одного из них по отношению к другим их детям. С.И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»).
А теперь, рассмотрите иллюстрацию и предположите, почему в сказке появились эти животные? (Это домашние животные. Это помощники сестер. В этих животных превращаются сестры.)
На уроке в этот момент прозвучала реплика одной ученицы «Давайте уже скорее читать». И я поняла, что на данном этапе цель достигнута: интерес возник, появилась мотивация к чтению произведения.
Во время чтения |
Учитель или хорошо читающие дети читают текст, а остальные ученики слушают. |
Ведем диалог с автором, задаем вопросы, прогнозируем развитие событий. Возникает читательская интерпретация. |
Следующий этап работы с текстом во время чтения. Мы знакомимся с текстом по-разному: я предлагаю детям самостоятельно прочитать произведение, прослушать его запись или читаю сама. Иногда мы читаем часть текста, предполагаем дальнейшее развитие событий, а затем возвращаемся к тексту и узнаем авторский замысел.
Такой прием я использовала, при изучении рассказа В. Осеевой «Сыновья» во 2 классе. Мы не дочитали последний абзац, и я задала детям вопрос: «Как вы думаете, что ответил старик?». И дети говорили:
«Для каждой мамы ее ребенок самый лучший».
«Все сыновья хороши, но третий лучше».
А потом мы прочитали ответ старика «А где же они? Я только одного сына вижу».
На этом этапе возникла читательская интерпретация, Мы вели разговор с автором, а потом написали синквейн, в котором дети описывали себя по отношению к своей маме. Это заставило их задуматься, на месте какого из сыновей они могли бы оказаться.
После чтения |
Беседа о прочитанном. |
Коррекция выдвинутых предположений, уточнение позиции автора. Возникает удовлетворение от чтения и понимания текста. |
Технология продуктивного чтения предполагает обязательное перечитывание текста на этапе работы после чтения. Предлагаю вам снова фрагмент урока в 4 классе, на котором мы работали со стихотворением Бальмонта «У чудищ». После прочтения стихотворения проводится беседа.
— Бывал ли герой в избушке Бабы-Яги раньше? Какие строчки это подтверждают? (Да, там все как прежде).
— Испугался ли наш герой гнева Бабы-Яги? Почему? (Был в шапке невидимке).
— Почему Бальмонт называет Бабу-Ягу Ведьмой? (Потому, что она ведает секреты).
—Что за бусы стянул у нее наш герой? (Автор употребил слово бусы, имея в виду секреты ведьмы).
— А почему именно 2 нитки бус? (Одна нитка символизирует секреты реального мира, а другая — нереального).
— Зачем он, рискуя своей жизнью, старается украсть тайны мира у чудищ? (Потому, что человеку всегда было интересно узнавать устройство мира, объяснить явления природы, тайну жизни, познать неизведанное).
На этом уроке у детей формировались умения работать со справочным материалом, в котором дети узнали о том кто такая Баба-Яга, где она живет и т.д., понимать замысел автора, делать выводы, высказывать предположения.
У детей возникает понимание текста, удовлетворение от процесса чтения.
Этот этап позволяет выполнить творческие задания: нарисуй словесный портрет героя, расскажи, что бы ты сделал на его месте, перескажи от имени какого-то персонажа, придумай продолжение истории.
Очень легко работать с детьми, которые уже любят читать. Но как бы мне ни хотелось, в классе есть дети, у которых чтение не вызывает интереса. Это связано и с их здоровьем, и с семейными обстоятельствами. Но это тоже мои ученики и, для того, чтобы включить их в работу, я использую яркие образы.
Это может быть фрагмент мультфильма или красочные иллюстрации, прослушивание музыкальных произведений или интересная биография писателя, кукла, управляемая учителем или памятник героям сказки. Главное — заинтересовать ребят, вовлечь всех их в круговорот событий на уроке.
В воспитании любви к книге положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Например, в нашем классе есть полка с книгами, которые ребята свободно берут, читая их на ежеурочных пятиминутках чтения. На этой полке постоянно появляются новые книги из домашних библиотек ребят. Они обмениваются книгами друг с другом и даже оставляют книги «жить» в классе.
Можно смело утверждать, что технология продуктивного чтения развивает читательский интерес младших школьников, который, в свою очередь, будет способствовать формированию грамотного, эрудированного, духовно развитого человека.
Об авторе: Мизерная Елена Ивановна, учитель начальных классов, МБОУ "СОШ № 1 г. Калининска Саратовской области".
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.