Виктория Кангизер, 07.07.2014 9

«A la guerre comme a la guerre», или Двенадцать минусов работы учителем


В чем радость и в чем горечь учительского труда? Что хорошо, а что плохо? Кто виноват, и что делать? Быть или не быть? Статья «Двенадцать плюсов работы учителем» задела  за живое, зацепила по-настоящему. Все правильно вроде бы автор пишет, все верно, но родился внутренний протест: нашла двенадцать минусов. Дальше  — больше. Не все так просто как мне показалось при первом прочтении.


Обсудить статью (уже 9 коммент.) Опубликовать свой материал

В этом году наш педагогический коллектив участвовал в конкурсе «За нравственный подвиг учителя», проводимый Петербургской епархией. Случайно участвовали, поэтому и не победили, наверное. Неожиданно предложили, в спешке сформировали документы, материал был сырым. Будем участвовать в следующем году обязательно! И если не победим, так хоть оправданий не будет. О чем это я? Ах, да  о «минусах».

Получается, что учитель может избрать себе девизом «A la guerre comme a la guerre». В этом, наверное, и заключается нравственный подвиг учителя. У учителя «минус» превращается в «плюс». Их, конечно, много. И те, которые, перечислил автор статьи «Двенадцать плюсов работы учителем», и те, которые сам себе определяет педагог. Нравственный подвиг и в том, что часто учитель не обращает внимание на «минусы», которых гораздо больше, чем дюжина. Но и «плюсов» намного больше, чем «минусов»! Виват, коллеги! Так держать!

Об авторе: Кангизер  Виктория Ремуальдовна, учитель географии, ГБОУ СОШ №26 Невского района г. Санкт-Петербурга. Фото: Светлана Юсупова.

  • Плохой график работы. При ставке 18 часов рано с работы уйти, конечно, можно. Но не получается, проверено многолетним опытом. Допустим, что в 15.30 переступаешь порог школы. Учитель — он еще и мама (папа), жена (муж), дочь (сын). Учитель — человек прежде всего. Освободившись от «домашних» обязанностей, учитель должен начать подготовку к уроку. Даже если это опытный учитель, и у него готовы конспекты, дидактический материал, презентация и многое — я подчеркиваю «многое» — другое,  все равно часа полтора уйдет. А иногда и больше. Я — учитель географии. Пусть физическая география не так часто меняется, но политическая и экономическая каждый год разная!  Получается, что рабочий день не 8 часов, как у офисных работников, а больше.

А также:

  • Длинный отпуск. Он, конечно, манит-манит-манит. Но не забывайте, что у учителя 6-дневная рабочая неделя. Ему начисляют отпуск, как и всем работающим. Очень было приятно, что автор статьи «Двенадцать плюсов…» труд учителя сравнили с трудом шахтера и литейщика. Тяжелый труд! Вот за вредность и дают. Вывод: у учителя длинный отпуск по законодательству должен быть таким.
  • Каникулы. Не факт, что администрация даст отдохнуть и расслабиться.  День… Может быть… Его чаще всего потратишь на подготовку уроков или с детьми куда-нибудь поедешь. У нас в школе многие учителя заработали отгулы за год и думали, что уйдут в отпуск раньше на неделю. Не поверите! Почти все ушли, как положено с 1 июля. А у автора статьи еще и долги остались.
  • Официальное трудоустройство в государственном (муниципальном) учреждении. Иногда, кажется, лучше бы в конверте "серыми" дали, потому что у нас в стране, по моему мнению, несправедливая налоговая система обложения. Но это уже другая тема для обсуждения.
  • Свобода действий. А вот это миф. Кто его создал? Попробовал кто-нибудь такой свободы с Колей Ряхиным или Никитой Михайловым на уроке. И кто сказал, что учителя не контролируют? Кто сказал, что он выбирает программу? Методы?  Видеокамеры на уроке нет, конечно. А что, надо поставить?
  • Свой кабинет. Допустим, есть, и что? За ним следить надо. У нас многие учителя сами моют полы в кабинете. Ремонт? Родители, конечно, помогли. Но сколько я вложила в кабинет? Как все, добавила сумму определенную. Цветочные горшки, земля, карты настенные и т.п. Вы где-нибудь когда-нибудь такое в офисах видели?
  • Экскурсии и путешествия. На них особо не расслабишься и не отдохнешь. Всякое было. Особенно, когда 5-6 класс. Сын нашей учительницы спросил однажды: «Мама, ты когда-нибудь видела сантехника, который придет домой и будет обсуждать смесители, трубы, раковины? Вы же с подругами только об учениках и администрации говорили». 
  • Учитель всегда молод. И здесь противоречие.  Я  недавно лекцию слушала одного врача. Четко сказано: если учитель работает на ставку (а у нас многие так работают), то он лет через 5-6 приобретает проблемы, которые в будущем могут приводить к более ранним заболеваниям. Как не жестоко это звучит, но цитирую «…через 10-12 лет такой нагрузки учитель может легко стать инвалидом».
  •  «И жнец, и швец и на дуде игрец». Это не плюс работы, а заслуга учительского таланта, энтузиазма, энергии. И, поверьте, совсем не хочется иногда на сцене плясать или стихи сочинять, плакаты рисовать или костюмы для выступления шить. Материалы чаще всего учитель покупает за свои деньги.
  • Значимость профессии. Стоит подумать... Как там у классика..."Все профессии нужны, все профессии важны". Немного личного. Мой отец  инженер-конструктор. Он спроектировал и смонтировал котел Луганской ГРЭС.  Много лет электростанция давала половину всего электричества Украины. Жаль, что поселок с чудесным названием Счастье страна сейчас знает совсем по другому поводу. Чем не значимая была профессия моего отца?
  • Уважение в обществе. Может быть... Но грустно тогда, когда с экранов телевизора или в Интернете видишь совсем иное. Закон, который сейчас обсуждается в Думе о наказании за оскорбление учителей, необходимо было принять давно.
  • Учителю везде у нас дорога. Это хорошая тема для писателя-фантаста. Или пример «исключение из правил».

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
9 irinafuntova • 05:57, 27.04.2016
Автор правильно написала. Один электронный журнал - сто минусов в наших реалиях. В школах всего нашего города уже почти пол года нет оплаченного интернета, но многие директора требуют заполнения электронного журнала дома, "в свободное от уроков время", при нагрузке в 40 с лишним, а то и 50 часов - это просто издевательство (в 6 утра ушел на работу,в 8 вечера вернулся, а ночь - пожалуйста, отдыхайте, вернее... заполняйте журнал) . Задумки правительства - это хорошо, но все упирается в реалии нашего
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
7 julia-yanki • 20:45, 19.02.2016
Статья замечательная просто!!! Полностью согласна!!! Спасибо автору за объективность. Комментировать статью про плюсы(в той теме) не стала. Не вижу смысла. Тот, кто ее написал - далёк от школы. И те, кто там защищали автора этой статьи тоже. Ощущение, что статья заказная. Говорить о том, что если не нравится в школе - уходите, вас никто наручниками не приковывает, простите, дурь! Да нравится нам работать с детьми, нравится!!! И детям с нами тоже нравится. Мы просто считаем, что наш труд должен быть ДОСТОЙНО оплачен!!!
Когда дети узнают, сколько мне лет, не верят. Я смеюсь и говорю, что так молодо выгляжу только благодаря им. Когда ты смотришь на своих деток: какими они к тебе пришли и какими стали, конечно и силы появляются.
И, отвлеченно, о некоторых аспектах... Бумагами завалили ВСЕХ учителей. Но больше всего "высасывает" силы переход на эл.ресурсы, например, электронный журнал! И не только!!! Какие-то другие эл.ресурсы, постоянно надо где-то регистрироваться, на какие-то анкеты отвечать, что-то постоянно заполнять, запоминать на этих ресурсах пароли (явки))))) и пр. ЗАЧЕМ???? Лично мне это не нужно. Это нужно кому-то там, наверху, для каких-то своих отчетов? А сколько это времени отнимает лично у меня.... Система эл.журнала не отлажена, постоянно что-то выходит из строя, а виноват будет при любой проверке кто? Учитель, школа! За мной получается постоянно следят: как, когда я вхожу в эл.журнал. А я не хочу чтобы за мной следили!!! Я не просила переводить меня на эл.журнал. Мне и бумажного хватает! Там заполни, сям заполни. Живешь, и думаешь, а что новенького, чтобы нас больше помучить, ТАМ, наверху они еще придумают? Ведь все равно найдется родитель, который скажет, что интернет у него не работает, задание они не могли никоим образом получить и прочитать, а его замечательное чадо такое не самостоятельное, что забывает его записывать в обычный дневник, и т.п. Тогда зачем все это нужно?
Когда прочитала слова автора "Но сколько я вложила в кабинет?" вспомнила историю со своей дочкой. Она давно привыкла, что я, как муравей, простите, тащу все в школу. Было это пару лет назад, дочка еще в садик ходила. Идем как-то домой. Зима, почти перед Новым Годом. Ребенок идет, мечтает предстоящих подарках. Говорит, что хотела бы иметь волшебную палочку. Я отвечаю, что если бы была такая возможность, то я бы не отказалась от одной волшебной палочки. Мой ребенок мне говорит: "Нет, мама, нам две нужно!". Спрашиваю: "Зачем две-то, одной хватит". Дочка отвечает: "Если будет одна, ты ее на работу унесешь..."
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
8 Екатерина_Пашкова • 21:58, 19.02.2016
Многие беды учителя (не Ваши, а вообще) от неумения организовать свое время:
1. Для паролей и явок заведите тетрадь или установите специальное приложение в телефон для хранения паролей - они всегда будут с вами.
2. Какие проблемы с ЭЖ? Всегда можете проверить оценки. Да, могут быть сбои и тормоза, да, неудобно заполнять 2 журнала, но не смертельно.
3. Реагируйте на слова родителей об отсутствии интернета как угодно, но не принимайте на свой счет. Хотят узнать ДЗ, пусть узнают как хотят. Вы ДЗ в журнал записали. Удобно передать информацию и родителям, и ученикам, описать ДЗ подробно, а не просто номер страницы и номер задания.
4. По з/п. Да, з/п чудовищно низка, но где-то и нормальная, не отличная, но приемлемая.
5. За Вами следят, потому что Вы не вольный человек, а сотрудник организации. В любой организации за сотрудниками следят в той или иной форме. Не нужно делать из этого трагедию.
Желаю Вам удачи! Могу только добавить, что если школа "клиническая" или завуч-самодур(а), то ничего не спасет, кроме здорового пофигизма или перехода в другую школу.
Но мне хочется верить, что есть еще у учителей возможность учить детей и не изводить себя по пустякам.
На нашем сайте мы планируем опубликовать несколько статей по этому вопросу.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи0Не согласен с высказыванием
6 nehelena • 20:42, 08.07.2014
Не удержалась, прочитав статью, от комментариев. Прискорбно, что все перечисленные в первой статье плюсы, все-таки, в большей степени похожи на минусы. Полагаю, причина сегодняшнего положения в образовании в утере его значимости. Чтобы хорошо зарабатывать - совсем не обязательно знать, кто такой Колчак и Анна Каренина. Происходит переход от любимых предметов к "нужным". Но в школе, по-моему, работают неисправимые оптимисты, верящие в свою нужность и перемены к лучшему. Если будет иначе, школы попросту закроются.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи3Не согласен с высказыванием
5 Saglayi • 17:38, 08.07.2014
Возможно, это вечный спор оптимистов и пессимистов: наполовину пуст наш стакан или наполовину полон. Но коль уж мы все остаемся в профессии, значит, не все так ужасно!
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
4 Балашова_Евгения • 15:35, 08.07.2014
Да уж............ Все плюсы превратились в минусы.......... Самое обидное, что это действительно все так... С какой стороны не посмотри....))))))))))
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи3Не согласен с высказыванием
3 Я-Оксана • 10:54, 08.07.2014
Прочитала обе статьи: и о плюсах, и о минусах профессии учителя. Соглашусь со многими, что первая статья очень уж оптимистичная, а вторая (мое мнение) - глубоко ироничная, потому что родилась в ходе полемики. Если, думаю, объединить обе эти субъективные статьи, плюс противоречивые комментарии читателей, то в результате получится хорошая объективная статья под заголовком "Плюсы и минусы работы учителем". Ведь недаром говорят, что в споре рождается истина.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи1Не согласен с высказыванием
2 Savlar • 21:04, 07.07.2014
Спасибо, Виктория Ремуальдовна, за объективность.
[Материал]
avatar
Поддерживаю комментарйи2Не согласен с высказыванием
1 [Материал] ludmila batyaeva • 20:57, 07.07.2014
Вот эта статья каким-то образом отражает реальное положение дел в работе учителя.
[Материал]