Кононова Светлана Васильевна, 08.10.2013 0

Конструирование содержания образования и коррекционной помощи в развитии речи детей с ОВЗ


Из опыта работы по развитию связной речи детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сопутствующими неврологическими и речевыми диагнозами в детском саду компенсирующего вида.
За время работы воспитателем детского сада я заметила, что формирование грамматически правильной речи с богатым словарным запасом является одной из самых сложных задач и не ограничивается занятиями по развитию речи. "Развернутая речь является не только средством общения, но и орудием мышления. Мысль совершается в слове», - писал Л.С. Выготский.

Обсудить статью Опубликовать свой материал

Работа узких специалистов с детьми с ОВЗ

Наш детский сад посещают дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Очень часто к основным диагнозам прибавляются речевые. Для этих детей характерны нарушения внимания, памяти, моторные нарушения, расторможенность или, наоборот, возбудимость. Дети рассеянны, с трудом концентрируют внимание.

Весь этот комплекс проблем решают вместе с воспитателем и узкие специалисты. На занятиях ЛФК и музыкальных занятиях даются упражнения на развитие мелкой моторики, дыхательные упражнения, релаксация, логоритмика, упражнения на эмоциональную раскрепощенность.

Психолог на индивидуальных занятиях и занятиях с малыми подгруппами ведет работу по закреплению связной речи, обогащению словаря, развитие мелкой и крупной моторики, соблюдение темпа речи.

Логопед ведет работу с детьми, имеющими речевые диагнозы (дизартрия, дислалия, ЗРР, ФН). Для работы логопеда могут применяться как традиционные методы, так и новые, с использованием ИКТ.

Чтобы не дублировать работу друг друга, на заседаниях коррекционного консилиума происходит обсуждение применяемых методик, приемов и технологий каждым специалистом. Для каждого ребенка составляется карта индивидуального развития, куда вносятся рекомендации узких специалистов в виде дидактических игр и упражнений. Такая организация работы помогает регулировать нагрузку для каждого ребенка, так как она должна быть допустимой по санитарным нормам и психолого-педагогическим требованиям с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Наш детский сад работает по программе «Детство», для занятий по развитию речи мы пользуемся программой О. С. Ушаковой «Занятия по развитию речи в детском саду». Проблеме обучения детей связной речи много внимания уделяли и уделяют замечательные ученые В. В. Гербова, Э. П. Короткова, Е. И. Тихеева, Д .Б. Эльконин, Л. А. Колунова, О. А. Белобрыкина, Л. С. Выготский и др. Обучая детей рассказыванию, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка - лексическую, грамматическую, фонетическую - через систему занятий различных видов:
  • обучение рассказыванию с использованием предметов и игрушек;
  • занятия по картине и сюжетным картинкам;
  • занятия по пересказу литературно - художественных произведений;
  • рассказывание на темы из личного опыта;
  • творческое рассказывание.
На любом из этих занятий будет уместен алгоритм, введенный в педагогику методикой ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), предложенной С. Альтшуллером. При описании предметов и игрушек с помощью символов или алгоритма можно представить основные характеристики объекта (цвет, величина, форма, структура, место в системе); при пересказе литературного произведения или рассказывании на темы из личного опыта, творческом рассказывании алгоритм поможет ребенку запомнить последовательность событий, установить причинно - следственные связи. Обеспечивая принцип наглядности, алгоритм помогает в обучении рассказыванию детей с различными речевыми нарушениями.

Формирование речевой среды в детском саду

Для моделирования речевой среды в группе мы используем библиотеку детской художественной литературы и аудиокассеты; набор карточек с изображениями ,в том числе и схематичными, литературных персонажей, пейзажей, карточек настроения ;доску, фланелеграф; различные игрушки; настольно-дидактические игры; наборы сюжетных картинок; различные виды театра; костюмы для ряжения. Мы используем также экологическое панно, прикрепляя к нему изображения различных персонажей.

Нам удобно иметь картотеку дидактических игр для развития связной речи детей.

Речевая среда в дошкольном учреждении не ограничивается групповой комнатой. Развитию связной речи детей служат экскурсии за территорию детского сада (в магазин ,на почту, в музей и т.д.) и рассматривание и изучение тематических уголков в детском саду (жилище первобытного человека, история транспорта, космос, природные зоны и т.д.).
 
Важное значение придается индивидуализации развития ребенка. Это особенно актуально в нашем детском саду, т.к. развитие речи детей происходит с разной скоростью , и есть дети ,с которыми необходима постоянная индивидуальная работа по разным направлениям, поэтому с ними работают разные специалисты.

Активизация речевой деятельности детей включает в себя работу по звуко-произношению, обогащению словаря, грамматического строя речи обучение связной речи. Опыт работы показал, что развитию связной речи детей способствует пересказ знакомых художественных произведений с опорой на алгоритм.

Мы стимулируем речевую активность детей во всех видах и формах деятельности, задавая детям вопросы, которые требуют развернутых ответов и на занятиях, и во время совместной деятельности, создаем игровые ситуации, например:
- расскажем кукле сказку;
- что мы видели во время путешествия в Африку, в Антарктиду, на батискафе и т.д.;
- расскажем Славику, что ему необходимо купить в магазине к обеду;
- что ты видел по дороге в детский сад и т.д.

Речевая работа ведется и во время регламентированной деятельности. Например, на занятиях познавательного цикла мы с помощью алгоритма изображаем экологический цикл и, уже опираясь на него, ребенок расскажет о свойствах воды, о природных зонах, профессиях, транспорте и т. д. На занятиях по РЭМП мы учим детей правильно задавать вопросы и понимать, когда нужен полный, а когда краткий ответ. На занятиях художественно - эстетического цикла (изобразительная деятельность) мы побуждаем детей как можно более полно рассказывать о своем замысле и передавать впечатления о работе товарищей.

Значение книги в воспитании ребенка

Особое место в воспитании речевой культуры ребенка занимает книга, в том числе сказки. Замечательный поэт и сказочник, исследователь речи детей К. И. Чуковский писал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность – эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гармонизирует детскую психику, т.к. слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу». Воспитательное, нравственное значение сказки переоценить трудно. Сказка учит ребенка пользоваться живыми и образными выражениями, сравнениями, ценить юмор, меткость и выразительность языка. Атмосфера сказки настолько близка и понятна детям, что побуждает легко и свободно пользоваться понравившимися выражениями, обыгрывать полюбившиеся эпизоды. Поэтому сказка является естественным стимулом для развития речи детей, особенно с речевыми нарушениями.

Также мы стараемся уделять внимание словотворчеству детей и видеть разницу между неправильной речью и словотворчеством. Дети часто придумывают необычные объекты, предметы явления путем объединения нескольких названий в одно, получая нечто совершенно новое. К. И. Чуковский считал словотворчество специфически детским способом познания родного языка и исследовал это явление. Он отмечал, что детям свойственно стремление объяснять назначение новых, получаемых путем скрещивания слов. Придумывание новых слов – это основа творчества вообще и формирование логического мышления в частности, поскольку ребенок зачастую назначение предмета переносит в его название ( «подметальник» (веник) – подметать ; «летальщик» (летчик) - летать и т.д.). Объясняя придуманное слово ребенок выстраивает целый монолог для объяснения другим (детям и взрослым) значения придуманного слова. Взрослым очень важно использовать в таких ситуациях методы развивающего обучения (частично поисковые, проблемного изложения, вопросы). Внимание к так называемым «речевым ошибкам», «коверканью слов» поможет и воспитателям, и родителям понять, как мыслит ребенок ,что для него наиболее важно и интересно.

При знакомстве с новыми сказками и вспоминая уже прочитанные, можно предложить ребенку следующие задания:

- используя иллюстрации, составить алгоритм и пересказать сказку;
- составить алгоритм из символов и пересказать сказку;
- найти ошибку в алгоритме;
- рассказать эпизод, опираясь на иллюстрации;
- описать героя сказки;
- описать самого злого персонажа.

Более всего речевая культура детей проявляется в свободной деятельности, когда ребенок самостоятельно использует выработанные навыки, особенно в сюжетных и творческих играх, в решении проблемных и конфликтных ситуаций. В общении со сверстниками и со взрослыми становится ясно, в какой мере ребенок освоил речевой этикет.
 
Кононова С.В., воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад компенсирующего вида второй категории №64 «Айболит» города Таганрога.

 
 

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?