Гиголо Светлана Станиславовна,
05.11.2013 0
Интерактивная экскурсия как форма развития познавательной активности дошкольника
Развитие познавательной активности дошкольников
К вопросу развития познавательной активности обращались многие исследователи и практики. Но вот пришла и моя очередь углубиться в изучение этой проблемы. А посему вашему вниманию мне бы хотелось представить опыт внедрения в образовательную, воспитательную и развивающую деятельность отдела такую форму развития познавательной активности дошкольников, как интерактивная экскурсия.Мне кажется уместным начать своё повествование с некоторых теоретических моментов, на которые я опиралась при разработке экскурсионной программы и которые, в принципе, и подтолкнули к выбору именно такой формы, как экскурсия.
Во-первых. Что есть познавательная активность? Под познавательной активностью детей дошкольного возраста следует понимать активность, проявляемую в процессе познания. Она выражается в увлеченном принятии информации, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении творческого начала. Также важной характеристикой познавательной активности является умение усваивать способы познания и использовать приобретённый опыт в дальнейшем.
Во-вторых, проблема развития познавательной активности дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности.
В-третьих, познавательная активность развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. В дошкольном возрасте на основе этой потребности, в процессе развития ориентировочно-исследовательской деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового.
Особая роль в этом принадлежит взрослым (родителям, педагогам и т.д.), которые во время наблюдений, игр и учебных занятий побуждают ребёнка к осмысленному выполнению действий, самостоятельному поиску; развивают умения спрашивать, рассуждать, опровергать, отстаивать свою точку зрения; влияют на детскую инициативу, творческую и познавательную активность.
Интерактивная экскурсия в Аничковом дворце
И в связи со всем только что озвученным, пришла в голову мысль, а не придумать ли что-нибудь эдакое в парадных залах Аничкова дворца? Ведь краеведчесекий материал Дворца настолько богат, что гостиные сами по себе, являются сильным стимулирующим фактором в развитии познавательной активности ребёнка. А если вплести в исторический контекст фантазийный элемент, то мы сможем получить новую сказку.Так родился персонаж – Господин У, привидение которое в стародавние времена залетело во дворец, когда он пустовал. Господин У – абсолютно не стандартное привидение, всё дело в том, что совсем не нравится ему никого пугать. Он очень любит детей, его и прозвали Господин У, потому что видя детишек он говорил «Ути-пути, какой малыш». Но он стал и добрым другом дворцу. А потому является только самым дружным, добрым и воспитанным детям. Таким образом, в ходе экскурсии решаются и воспитательные задачи, ведь детям нужно выполнять задания командно, помогая друг другу. В тоже время закладываются основы музейной этики – бережное отношение к предметам, экспонируемым в музее.
А вот теперь пришло время рассказать о самой экскурсионной программе. Дело в том, что её успешность напрямую зависит от того, соответствуют ли задания возрастным особенностям ребёнка. Насколько полно учитываются уникальные для этого возраста особенности, настолько гармонично, продуктивно и качественно происходит и развитие познавательной активности.
Во-первых, восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Во-вторых, психическая деятельность детей обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Третьей особенностью дошкольного периода детства является слабость произвольного внимания. Произвольное внимание дошкольников требует так называемой близкой мотивации. Они не могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата. Однако значительно лучше в младшем подростковом возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. И наконец, в дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит значительно успешней в игре, чем на формальных учебных занятиях. В ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний, способов общения и действия.
Поэтому и наша экскурсия пробрела характер интерактивности. Интерактивная экскурсия – это экскурсионная программа, предполагающая активное включение экскурсантов в мероприятие, взаимодействие всех участников между собой в современном музейном пространстве. А в нашем случае музейное пространство превращается в тотальное игровое пространство.
Уже на первых минутах экскурсии дети внезапно обнаруживают письмо от Господина У. Из письма дети узнают, что Привидение давно за ними наблюдает и вот уже почти готово с ребятками познакомиться! Но всё-таки хочет их испытать. А посему в каждой гостиной их будет ждать задание. Дети вооружаются фонариками. угощаются сладким подарком и отправляются в путешествие по тёмным гостиным. Дети постоянно ощущают незримое присутствие Привидения, потому что при верном выполнении того или иного задания в тёмной гостиной вдруг зажигается свет. Это Господин У как-то незаметно его включает. В каждой гостиной дети сталкиваются с новыми видами деятельности и активности. Экскурсия изобилует большим количеством игровых приёмов: ребусы, загадки, театр теней (излюбленная салонная игра на детских балах в царское время), разучивание бального танца, исследование пространства при помощи фонариков. Программу сопровождают световые эффекты, анимированная навигация и, разумеется, костюмированное привидение.
Таким образом, создавая обогащённую предметно-пространственную среду, включая элементы занимательности в мероприятие, вовлекая детей в выполнение творческих заданий, интегрируя разнообразные виды деятельности, придавая игровой ситуации проблемно-поисковый характер мы обеспечиваем формирование и поддержание познавательных интересов ребёнка.
Но, все задания выполнены, все испытания пройдены. Что же дальше?? Не стоит забывать, что мы погружаем ребёнка в сказку, в которую малыш верит безоговорочно. Поэтому пройдя все испытания, ребята находят-таки Господина У, притаившегося в тайной комнате библиотеки Аничкова дворца (скажу по секрету, это наш педагог по актёрскому мастерству, который также принимал участие в создании программы). Но и на этом путешествия по гостиным не заканчивается. Господин У знакомит ребят уже со своим старинными друзьями: Девочкой с шалью, мальчиком с уткой, лягушками и т.д. Так статичные скульптуры оживает для детей, становятся реальным персонажами со своей историей и судьбой. Но приходит время прощаться: Привидение улетает к себе в Тайную комнату, дети, приобретя нового друга, отправляются домой, а педагоги спешат заполнить диагностические карты и подвести результаты. Не буду вас утомлять статистическим данными, лишь скажу о том, что среди детей и родителей у нас не было ни одного отрицательного отзыва. А популярность этой программы наглядно демонстрирует, насколько интерактивные формы проведения экскурсий благоприятствуют развитию познавательной активности ребёнка.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.