Урманов Михаил Юрьевич, 30.05.2012 1

Эссе "Моя педагогическая философия"


В данном эссе идёт размышления педагога-мужчины (которых очень мало в системе образования) о воспитании современного гражданина-патриота нашей Родины, обучение учеников основным правилам безопасности.

Обсудить статью (уже 1 коммент.) Опубликовать свой материал
Урманов Михаил Юрьевич
преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности
МБОУ лицея №1
Стаж работы-27 лет, ВКК.

Жизнь – это бесценный дар, который надо достойно принять, сохранить и приумножить. Появление на свет человека – это счастье и ответственность. Войдя в этот мир, человечек за очень короткий срок должен познать его, принять правила проживания в нём, адаптироваться. И помогают ему в этом близкие и родные люди-родители. На этого кроху идёт огромный поток информации. Мир открывают сами дети, родители им помогают, а учителя дают ключ и метод для того, чтобы открытие состоялось без лишних трудностей.

Как мужчина, как отец я пришёл в этот мир, чтобы дать новую жизнь, защитить и оберечь ее. Но я еще и учитель. Настоящий учитель думает о детях. О том, чтобы им было комфортно, хорошо, спокойно - в школе, в семье, в городе, в стране… Мне тоже хочется помочь ребятам почувствовать себя защищено и уверенно, в нашем неспокойном и полном опасности мире. Но как? Будучи офицером, пришлось немало поколесить по разным гарнизонам и уголкам России. Шло время, и вот в 1994 году волею судьбы по роду службы мы оказались в городе Комсомольске-на-Амуре. После увольнения из рядов ВС РФ я решил подумать о собственной карьере .Первое, что я сделал, пошёл в школу. Директор школы внимательно выслушала меня и предложила- «А что если вам попробовать вести уроки ОБЖ. Возникло много сомнений, мыслей. Но я решился. Судьба свела меня с замечательными педагогами, наставниками, благодаря которым я очень многое понял, увидел иначе. Они помогли мне еще лучше понять значимость и важность предмета ОБЖ, подсказали и показали, как эффективней довести до ребенка знания о самом важном в мире – о его безопасности. Мне хотелось сделать каждый свой урок небольшим открытием для детей. Таким, чтобы он не только давал школьникам определенные знания, умения и навыки, но и увлекал их, возбуждал их умы, дарил радость от познания мира, в котором они живут. Я стараюсь разъяснить и внушить детям, что каждый человек должен знать, как сохранить свою жизнь и жизнь дорогих ему людей, и что этому можно научиться. Чем раньше это сделать, тем лучше! Уже сейчас мы видим, что XXI век – это век техногенных и природных катастроф, гибнут люди, животные, растительный мир. И зачастую, уже потом, анализируя произошедшее, люди осознают, что им не хватило знаний и навыков, чтобы последствия той или иной катастрофы не были так печальны. Так где же получить эти знания и навыки? В семье не всегда хватает времени на подобные разговоры, да и не тот приоритет у данного вопроса. Остается школа, которая не должна упустить вопрос, касающийся жизни и безопасности детей и не только обеспечить их безопасность, но и научить правильному поведению в чрезвычайной ситуации.

Современные технологии помогают сделать процесс изучения данного предмета увлекательным и приближенным к реальности. И я, как учитель ОБЖ, смею надеяться, что мои ученики смогут на практике применить полученные знания и оценить важность данного предмета в школьном курсе, какой бы ни был век, ведь жизнь человеку дается один раз и надо сделать все, чтобы обезопасить и сохранить ее.

Есть разные способы и методы обучения вопросам безопасности. И я применяю их в комплексе, соответственно возрасту детей. Главное, чтобы ребенок не был пассивным слушателем рассуждений «о жизни», а активным участником происходящего вокруг него, чтобы его «затягивало» в процесс. Чтобы ребенок понял и поверил: то, что рассказывает сейчас учитель, - жизненно важно, без этих знаний в жизни не обойтись.
Я рассказываю детям случаи из своей жизни, они делятся своими примерами и переживаниями. Мы искренне беседуем, учимся друг у друга любви, взаимопомощи, уважению, состраданию, верности и патриотизму. В атмосфере добра и дружелюбия мы разбираем правила о том, как действовать в той или иной ситуации, как защитить себя и близких нам людей от беды, зла, насилия.

В моих подходах к жизни, к работе нет ничего сверхъестественного. Необходимо принимать ученика таким, каков он есть- со всем его небольшим собственным, присущим только ему одному «рюкзачком» личного жизненного опыта, с успевшими сложиться чертами характера, ценностными ориентирами и даже приоритетами. И свою задачу я вижу в том, чтобы в числе этих приоритетов ребенка обязательно, как бы самопроизвольно, на самом деле под моим ненавязчивым, направляющим влиянием, появилось стремление и умение уберечься от беды, предотвратить несчастье. Причем последнее дело добиваться этого назидательным и повелительным тоном, оперируя лишь категориями «нельзя» и «нужно». Подобных слов подросток не приемлет. Обучение должно быть таким, чтобы он самостоятельно сделал вывод- это мне нужно.
Таково мое педагогическое кредо.

Одна из наиболее злободневных тем - это служба в Армии. Как много негативного связано с военной службой. Мне всегда очень обидно слышать, что в армии царит беспорядок, дедовщина, унижение и воровство. Я вырос в военном гарнизоне в семье военного, 20 лет отдал долг Родине офицером и другой жизни для себя не представляю. Есть плохие начальники, командиры и воспитатели, впрочем, как и плохие врачи и учителя. Но нельзя обобщать всех! Да, военная служба – это жизнь, подчиненная особым, причем достаточно строгим законам, в которой для молодого человека все пугающе незнакомо, непонятно.

Несомненно, такие понятия, как совесть, чувство ответственности и долга необходимо объяснять на уроках. Чтобы ученики не воспринимали эти слова, как чужие их слуху, я включаю аспект переживания. Чувство долга перед Родиной вызывает целую дискуссию на уроке. Для многих школьников эти два понятия: Родина и долг несопоставимы, они не могут их принять, так как за свою короткую жизнь слышали от нас, а также встречают в обыденной жизни лишь негатив, связанный со службой в Армии. Но взрослому, обладающему аналитическим мышлением, понятно, что негатив – это обратная сторона всякой действительности, что положительных, хороших явлений больше, только надо об этом почаще говорить детям. А что касается «дедовщины» так присмотритесь к себе повнимательней: унижение слабых, младших, применение физических мер друг к другу, притом жестоких… Чем же такое поведение отличается от дедовщины, которой мы так боимся? В ответах дети пытаются всячески оправдать себя, но я всегда привожу один и тот же аргумент: «отличие лишь в одном - сейчас обиженный вами мальчик пойдет домой, где его ждет вкусно приготовленная мамой еда, телевизор, своя постель и он забудет, что произошло в школе. Но в армии, даже смехом, обидев человека, вы можете его довести до самоубийства, потому что рядом не окажется даже вещи, близкой ему, вокруг все чужое». Мне легко разговаривать с ребятами на такие темы, потому что я отец, у меня растёт сын и мне близки и понятны эти проблемы. Понятно, что нет готовых рецептов от всех бед и несчастий. А как бы хотелось отвести их от наших детей! Я сочту свою деятельность продуктивной и полезной, как учителя ОБЖ, если смогу донести до детей, как прекрасна и многогранна, а также – хрупка, наша жизнь. И очень многое зависит от нас самих, чтобы сложилась она счастливо.

В сегодняшнем воспитании все зависит не только от наших возможностей, а самое главное – от желания воспитать новое поколение настоящими гражданами страны, людьми с глубокими корнями, развитым чувством ответственности перед Родиной.

Сначала надо воспитать гражданина, ну а потом гражданственность воцариться в России!!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии:
avatar
Спасибо за внимание к нашему конкурсу! К сожалению, работа на конкурс не принята. Ваше эссе ранее было опубликовано здесь: portfolioteka.ru/user/626/work/819/
По правилам нашего конкурса, нужно написать новое эссе. Еще есть время для написания новой работы.
[Материал]