Орзуева Н.А. учитель физики
МКОУ Таяндинской СОШ
МКОУ Таяндинской СОШ
Мой учительский путь был трудным и тернистым. Впервые я пришла в школу в 1992 году студенткой 5 курса. Несколько раз увольнялась с целью найти более высокооплачиваемую работу, но снова и снова,с завидным постоянством, возвращаюсь в школу.
Работая в разное время в разных школах, я наблюдала постепенное снижение интереса школьников к физике.
Даже в 7 классах, в которых данный курс только начинает изучаться, и пока еще не несет глубокой смысловой нагрузки, наблюдается индифферентность учащихся по отношению к данному предмету. Большинство домашних заданий остаются без внимания. В чем же причины подобного отношения к предмету?
Анализируя результаты своей работы в различных классах, я нашла ответ на возникший вопрос - причиной всему была неправильная мотивация: получить хорошую отметку, сдать зачет или экзамен, не испытывать страха перед родителями. Размышляя о том, как заинтересовать ребят, я пришла к идее фронтальных экспериментальных заданий на каждом уроке физики. В результате определилось направление деятельности: экспериментальное изучение физики.
О том, что физика как наука связана с экспериментальным методом исследования, писал еще Г. Галилей. Он считал, что сначала идет чувственный опыт, затем переход к гипотезе, далее осуществляется математическое развитие, и, наконец, опытная проверка следствий.
Многие законы физики открыты благодаря наблюдениям за явлениями природы или специально поставленным опытам. Опыт либо подтверждает, либо опровергает физические теории. И чем раньше человек приучается проводить физические эксперименты, тем раньше он может надеяться стать искусным физиком экспериментатором.
Современная экспериментальная физика использует очень сложную и дорогостоящую технику, сосредоточенную в крупных научных институтах и лабораториях.
Но простые и, тем не менее, увлекательные опыты можно поставить и в классе, и у себя дома. Перефразируя известную поговорку, что «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», можно сказать, что лучше один раз самому провести эксперимент, чем многократно прочитать о нем. Поэтому-то для ребят я собрала много экспериментальных заданий, которые можно выполнить не только в школе, но и в домашних условиях.
Цель каждого задания состоит не просто в том, чтобы его выполнить. ребята должны понимать цель, стоящую перед ними. А она может быть разная: путем проведения опытов выявить закономерности, существующие в изучаемых явлениях; проверить выдвинутое в ходе рассуждения предположение и сделать соответствующий вывод; измерить ту или иную физическую величину.
Проведение опытов дело интересное и увлекательное. Опыты можно разнообразить и расширять, и тогда это уже будет настоящим научным исследованием.
Опыт показывает, что проведение фронтальных лабораторных работ, решение экспериментальных задач, выполнение кратковременного физического эксперимента в несколько раз эффективнее, чем ответы на вопросы или работа над упражнениями учебника.
Следует отметить, что в течение одного урока абсолютное большинство учащихся успевают выполнить и оформить только одно экспериментальное задание.
Опыты учащихся на уроке должны удовлетворять нескольким простым требованиям.
Они должны быть:
1) связаны с основным содержанием занятия;
2) интересными для школьников;
3) доступными для понимания в постановке проблемы и полученных результатов;
4) безопасными для жизни и здоровья детей.
До проведения эксперимента подвожу учащихся к выводу о том, что существует проблема, которая может быть разрешена только опытным путем. Потом с участием школьников планируем и выполняем эксперимент, результаты которого могут дать решение этой проблемы. После выполнения эксперимента в форме самостоятельного опыта школьников проводим коллективное обсуждение его результатов и формулируем выводы.
За несколько лет работы я разработала систему фронтальных экспериментальных работ практически на каждый урок физики и домашних экспериментальных заданий по каждой теме курса физики 7 – 9 классов. Так, например, в 7-м классе я активно использую 43 фронтальных и 42 домашних экспериментальных задания.
Системность проведения подобных работ приводит к формированию универсальных учебных действий.
Считаю, что актуальность моего педагогического опыта непосредственно связана с переходом на ФГОС второго поколения.
Организация экспериментальной работы на уроках физики позволяет решить многие задачи обучения предмету: обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала; подготовить учащихся к активному участию в производственной деятельности, умению самостоятельно пополнять знания; воплощать в жизнь научно-технические решения; осваивать новые специальности.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также