Антуфьева Марина Александровна, 16.06.2012 1

Эссе "Мы сделаем это сообща"

Помочь родителям понять ребёнка, попытаться решить проблему, с которой не удалось справиться родителям- одна из задач учителя и классного руководителя.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Антуфьева Марина Александровна.
Учитель русского языка и литературы.
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение-средняя
общеобразовательная школа №36
г. Екатеринбурга

Девчонки о чём-то шептались в коридоре. Оля говорила: «Они всё равно меня не поймут». Настя предложила: «Давайте спросим совета у учителя».

Маша поддерживала её. Катя настаивала, что никто ничем не сможет им помочь.

«Вы учитель, вы знаете, как решить эту проблему. Вы поможете нам понять друг друга»,- говорила мама Димы. У неё трое детей, и Дима- младший.
А мне двадцать один год, я недавно закончила институт. Но мне верят, на меня надеются.
Я должна решить эту проблему, а главное- я хочу помочь. Вместе мы справимся.

А опыт приходит, и приходит не только с годами, но и с каждой решённой проблемой. И сейчас, через двадцать лет работы в школе, проблем не меньше и не больше, просто все они разные.
А ещё понимаешь, что педагогический опыт- это опыт общения, в процессе которого ты сама обогащаешься, общения не только с детьми, но и с их родителями.

Я поняла это, когда вместе с пятиклассниками, чистыми, непосредственными, с восхищёнными распахнутыми глазами, пришли в школу их мамы и папы, с огоньком и надеждой в глазах, с волнением и ожиданием в душе.

Детям было сложно привыкнуть к мысли о том, что теперь у них не один учитель, а много. Родители тоже нелегко переживали адаптационный период перехода из начальной школы в среднее звено. Я понимала, что им нужна моя помощь. Я должна была научить родителей любить своего ребёнка в любой ситуации, с терпением относиться к его неудачам.

Планируя родительские собрания, я старалась выстраивать их так, чтобы держать родителей в курсе обучения ребёнка и помочь в его воспитании, совместно с родителями решать те или иные проблемы, с которыми они безуспешно пытались справиться сами.

Я задавала себе вопрос: как же превратить родительское собрание в собрание единомышленников? Как помочь родителям в помощи ребёнку стать самим собой? Как научить папу Ильи не относиться к его проблемам свысока, объяснить, что жизнь дана каждому по силам, и для Ильи она тяжела не меньше, чем для его папы (хотя он не устаёт повторять: «А вот я в твои годы!..»), а может быть, и больше, поскольку у Ильи недостаточно жизненного опыта.

Как объяснить маме Кристины, которая воспитывает её одна, изречение известного философа: «Не мучь себя, если не можешь сделать что- то для своего ребёнка. Мучь, если можешь, но не делаешь. Помни: для ребёнка сделано недостаточно, если не сделано всё».1

Как подсказать любящим родителям Вани, что ребёнок не тиран, который завладевает всей их жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую жизнь дала тебе на хранение и развитие в ней творческого огня. Это раскрепощённая любовь матери и отца, у которых будет расти творческая личность.

Опыт моей педагогической деятельности показывает, что родительские собрания нужно проводить по-новому. Надо сделать так, чтобы родители принимали активное участие в жизни своего ребёнка, смогли увидеть причины его трудностей в обучении, поведении, общении.

Методика проведения таких собраний родителей- единомышленников разнообразна: беседы, дискуссии, пресс-конференции, работа в малых группах в форме тренингов, мастер- классы, увлекающие и объединяющие родителей в единый коллектив.

В процессе моей работы с родителями я всегда руководствуюсь высказыванием В.А.Сухомлинского: «Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для предупреждения об опасностях:«если дальше так будет продолжаться», - и как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, душе, тетради, дневнике,- всё это мы должны рассматривать с точки зрения взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы ребёнок приносил матери и отцу одни огорчения- это уродливое воспитание».2

Обсудив все «за» и «против», Оля подошла ко мне и рассказала о своей проблеме с родителями. «Давай попробуем решить эту проблему сообща, - сказала я.- Мне кажется, у нас получится».

1. Изречения великих философов.- М.,2002.
2. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика.-М.,2001.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?

Комментарии: