Максимова Ольга Владимировна, 19.06.2012 0

Эссе "В "Городе мастеров"

Увлечь современных школьников получением знаний не так легко. Но изюминка есть в деятельности каждого педагога. Творчество – это то, что делает из обычного «среднестатистического ребенка» личность. Дорога открытий неизведанна и сложна. Но каждый идущий по ней достоин внимания…

Обсудить статью Опубликовать свой материал
"
Максимова Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МОСШ№3 г.Белоярский Тюменской области
Стаж работы – 24 года, учитель высшей квалификационной категории,
Почетный работник общего образования РФ,
обладатель гранта Президента РФ.


Творческая мастерская. Содружество единомышленников, талантливых, неординарно мыслящих людей. Именно так когда-то была названа технология, с помощью которой маленький человек может проявить себя. В памяти встают картины из детского кинофильма «Город мастеров»: каждый герой был умельцем, мастером на все руки. А как оживленно было в этом городе: звонкий стук молота, пронзительное жужжание пилы, язвительное шипение огня… Сказка.

На моих уроках она тоже частый гость. А создатели «сказки» – мои ученики, «мастера». Талантливые и не очень, усидчивые и рассеянные… Они мои ученики, а я… я руковожу «городом», в котором становятся мастерами.

Помню первые шаги своей педагогической деятельности. 5а класс в количестве сорока двух (!) человек ждал от меня чего-то необыкновенного. И мне хотелось с детьми что-то создавать, творить! Если выступать на сцене, то всем классом! Если инсценировать сказки, то тоже всем составом! Нравилось ли детям быть в роли творцов? Ответом всегда были искорки в глазах, громкие возгласы, передающие бурю эмоций… Это было вроде бы недавно… Нет, это было 24 года назад.

Время – неумолимый судья всех наших побед, а иногда и провалов – отсчитывает уже 21 век. Стали ли ученики другими? Наверное, да. Не удивить их достижениями науки и техники (чего греха таить, дети во многом опережают своих педагогов в использовании ИКТ). Что же остается простому учителю? Как заинтересовать современных вундеркиндов?

Классика. Она бессмертна. Она всегда будет нова. Это такой неисчерпаемый кладезь мудрости! Оживи искусством художественного перевоплощения страницы минувшего, и ты увидишь, насколько современны чувства и переживания персонажей былого. Итак, мне на помощь приходит… театр. Наш театр начинается с уроков риторики и литературы. Играть хотят все мои ученики! Сколько выдумки, находок я наблюдаю в своих мальчишках и девчонках! Котики и кошечки, вороны и лисицы, злые хозяйки и говорящие книги – все они персонажи наших уроков. Продумываются костюмы, грим, музыкальное оформление… Но самое главное – дети учатся смотреть на себя со стороны. В бурном обсуждении увиденного можно уже увидеть зерна будущих критиков.

Творчество. Мы им просто живем на уроках литературы. Помню первый снятый детьми (конечно, не без помощи родителей) фильм «Ночь перед Рождеством». В обычной городской квартире перед нами прошла судьба всех героев повести Н.В.Гоголя. Позднее появится фильм о любимице всей семьи - белой крыске. И, конечно, презентации, рисунки, аппликации, поделки…

«Мы начинаем готовить литературный вечер!» - с такими словами я ежегодно обращаюсь к своим ученикам. Удивительно, но реакция на протяжении вот уже двадцати лет остается неизменной. Дети с большим интересом ждут, когда будут названы главные герои предстоящих инсценировок. Как и в первый год своей педагогической деятельности, остаюсь верна своему принципу: «Талантливы все!». И мои ученики знают: каждый из них выйдет на сцену. Кто-то с песней, кто-то с танцем. Учитываю таланты своих учеников и стараюсь максимально показать их достоинства. И пусть в течение долгих двух месяцев мне придется разделять роли режиссера, сценариста, музыкального редактора, звукооператора в одном лице… Сценическое перевоплощение моих детей, атмосфера романтики, захватывающая сила искусства останется в памяти не только зрителей, она будет нестирающейся страницей в жизни моих учеников. Значит, труд мой был не напрасен…

Листаю фотоальбомы, запечатлевшие фрагменты сыгранного нами: вот капризничает Липочка, героиня А.Н.Островского (кстати, девушка играла саму себя, свой характер), «блестящий» барин Паратов (самый видный ученик, гордец по натуре) из пьесы «Бесприданница» свысока смотрит на Ларису Огудалову. Возможно, именно в этой инсценировке у актеров завязываются какие-то отношения.

А вот ведущие вечера – скоморохи. Совершенно неожиданный для зрителей выбор актеров. Вроде бы неартистичные, не умеющие себя преподносить. Но оказалось: это как раз то, что нужно. Лестные отзывы зрителей, улыбающиеся ученики, успех… Скромная и незаметная Ангелина изо всех сил старается выполнять все движения в танце. Даже на фото видно, как она переживает… Но все же улыбается!..
Проекты, проекты… Слово, появившееся совсем недавно в школьной жизни. Незаметно прокравшееся, оно стало частью нашей деятельности. Сейчас уже сложно представить учебно-воспитательную работу без социальных, творческих проектов, исследований на уроке, заготовленных презентаций.

Работа над проектом «Домик моего Я» стала первым опытом социального проектирования для моих пятиклашек: сложно оценить самого себя, нелегко рассказать о своем характере, еще сложнее составить свою родословную – здесь без помощи родителей уже не обойтись. Ученики не скрывали своего удивления: в ходе исследования были найдены семейные корни, расходящиеся по всей нашей стране и даже по Европе и Америке. Для моих воспитанников подобная деятельность не только расширила знания, но и стала показателем творческих возможностей. Во время защиты первых проектов была приятно удивлена фантазии моих детей: были созданы презентация, плакаты, коллажи. Каждая последующая защита предполагала превзойти предыдущую…

Следующий учебный год, работа над следующим проектом, один из этапов которого назывался «Что в имени тебе моем?» Первое недоумение быстро сменилось интересом, когда ребята стали искать истоки своего имени: в их арсенале были сведения гороскопа, объяснения родителей, аналогичные имена известных людей и исторических личностей. Творчество, самовыражение и самоутверждение - все это раскрывало личности моих учеников.

Прошло то время, когда мы с благоговением заходили в библиотеку, часами вдыхали неповторимый аромат читальных залов, с замиранием сердца шуршали только что вышедшими газетами и журналами… Не те уже времена. А что если стать самим создателями периодической печати? Так возник замысел выхода печатного органа «Школьный меридиан». Вот уже пять лет четыре раза в год выходит наша стенная газета. Располагающаяся в фойе школы, она стала визитной карточкой нашего образовательного учреждения. Первые корреспонденты уже стали студентами. А над газетой сейчас работает уже третье поколение – мои семиклассники.

Для себя отмечаю: Камиле легко даются интервью. Сама коммуникабельная, быстро находит общий язык с любым человеком. А Яне удаются репортажи. Получается так живо, впечатляюще. А Саше нужно еще работать над своими заметками: желание есть, но не все еще получается…

Пятиклашки с воодушевлением стоят возле очередного номера газеты. Наташа с гордостью поглядывает на одноклассников: в номере опубликована ее заметка. «А когда мы будем писать статьи?» - слышу одновременно несколько вопросов. Есть заинтересованность - значит, все у нас получится.

Найти дорогу к каждому ученику очень сложно.
Поэт, художник, музыкант –
Такими сразу не родятся,
В любом из нас зарыт талант,
Лишь стоит только покопаться, -
писал когда-то Эдуард Севрус.

Есть вечные проблемы воспитания. И сегодня есть дискуссии, нужно ли в каждом ребенке открывать Рафаэля или следует прививать ему практические умения и навыки, надо ли помогать детям увидеть небо в алмазах или лучше учить их внимательно смотреть под ноги. Мне же хочется видеть своих учеников умеющими общаться, любить, восхищаться и неизменно творить. Значит, наш город мастеров продолжает жить…

Источники:

Данилова Л. Н. Из опыта работы в творческих мастерских на уроках литературы // http://festival.1september

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?