Ирина Моисеева, 21.06.2012 0

Эссе "Становление"


Мое сочинение – это попытка подытожить двадцатипятилетний стаж работы в школе. Все, что, быть может, бессознательно копилось годами, двигало мной и давало стимул для будущего, я доверила вам, уважаемые коллеги.


Обсудить статью Опубликовать свой материал
Моисеева Ирина Александровна
Учитель русского языка и литературы
МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 53
с углубленным изучением отдельных предметов"
города Чебоксары Чувашской Республики.

От падения лепестка розы содрогаются миры… Это восхитительное высказывание Николая Рериха поразило когда-то не только своей красотой, но прежде всего глубиной мысли. Значит, от меня, от моих дел в этом мире очень многое зависит, тем более что мне приходится общаться с самыми юными созданиями. Дети, как известно, цветы жизни. И за то, какие плоды принесут они, полезные или вредные, ответственна и я, учитель.

Попытаюсь вспомнить, как происходило становление педагога. А времени прошло уже немало. Оно летит, безжалостно рисуя морщины на лице, и цветаевский выдох вырывается как свой собственный:
Молодость! Мой сапожок непарный!
Воспаленные глаза сужая,
Так листок срывает календарный.
Кажется, совсем еще недавно несмышленой девчушкой первый раз оказалась перед тридцатью парами выжидающих глаз. Имела ли права уже тогда считать себя учителем? Помню, однажды меня спросили:
- Вы учитель?
Смутилась:
- Работаю учителем, а стану ли им, покажет время.

Молодость моя! – Назад не кличу.
Ты была мне ношей и обузой.
Ведь самое сложное даже не в том, чтобы дать знания, добиться высоких результатов. Самое главное – быть услышанной и быть понятой! Есть контакт - получается почти все, нет контакта – остальное бессмысленно. То есть, я полностью согласна с героем известного фильма: «Счастье – это когда тебя понимают».

В один прекрасный день мой обожаемый десятый класс в полном составе встал и спросил:
- Почему это Вы к Вове по-особенному относитесь?
А был мальчишка этот совсем не отличник, слегка даже хулиганистый. Но как он умел слушать! И выдавал всегда самую суть, задавал неожиданные вопросы. Это импонировало. Но как учитель мог допустить особое к нему отношение в ущерб, быть может, другим? К счастью, ребята постучались, я услышала. Этот урок преподали мне дети! И поэтому промолчала, когда однажды, удовлетворяя любопытство своих садиковских друзей, мой кроха- сын сказал:
- Мама работает читателем. Она читает и читает.

Молодость! Мой лоскуток кумашный!
Взлеты и падения, переживания до утра, волнения до слез… А память выхватывает важное.
Околдована, очарована.
Достоевским увлеченная…
Это мне перед всем заполненным залом, перед высокими гостями мою любимую песню, чуть подправленную, спел мальчишка под гитару на выпускном вечере. Не знаю, смогла ли я дать ему столько за семь лет, сколько получил от него всего за три минуты? Лучшего подарка до сих пор себе не представляю.

Год сменяет другой, а я все провожаю и прощаюсь. И со временем все труднее дается расставание. Приходится отрывать. Как это больно! И по выпускной весне все сложнее подобрать слова, соответствующие чувствам. Тогда рождается свое:
Ветром шумящим путь укажу,
Если попросишь.
Чистой росою огонь потушу,
Коли доверишь.
Теплой ладонью мороз растоплю –
Сердце согреешь.
У мудрого неба грехи отмолю-
Счастья отмеришь.
С тобою незримо я в мир ухожу.
Надеюсь, позволишь.
Провожаю одних и встречаю других. У нового поколения иное лицо, иные заботы. И снова жизнь подкидывает задачки.

Идет урок литературы по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины». Говорю то, что мне самой очень интересно. Об удивительном подвиге женщины, о капризах русской природы… Вдохновенно оглядываю класс, ища понимания, и спотыкаясь взглядом. Девочка Галя не обращает на меня никакого внимания. Она ушла в себя и занята. Мне становится обидно и за себя, и за декабристских жен. Делаю нарушительнице дисциплины строгое замечание и чувствую – очарование пропало. Получился скомканный конец урока. Прозвучавший звонок не приносит облегчения. В душе – слезы. По всему классу радостно прыгает солнечный зайчик, а мне плохо. Нехотя поднимаю глаза и вижу перед собой девочку Галю. Она протягивает тетрадку, а там неумелое детское стихотворение о декабристах и их женах. Я получаю очередной щелчок от жизни.

…- и о каких наградах
Рай – когда в руках, у рта –
Жизнь: распахнутая радость
Поздороваться с утра!
Можно ли точнее Марины Цветаевой выразить эту мысль. Ценность жизни - в общении. Ценность моей жизни – в общении с детьми! Повзрослевшие сыновья давно в московских вузах, и, надеюсь, они с гордостью признаются друзьям:
- Моя мама – учитель.

Я по-прежнему прихожу по утрам в школу и всякий раз благодарю создателя за возможность находиться среди детей. Мои непоседы – шестиклашки весело вьются вокруг меня, заполняя душу теплотой и радостью. А когда закрывается за всеми дверь, снимаю иногда с полки желтого, как цыпленок, медвежонка с огромным красным сердцем в лапах (подарок выпускников) и слушаю его признание: «Никогда меня ты не бросай. Я тебя люблю, так и знай».

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?