Маклак Татьяна Юрьевна, 21.06.2012 0

Эссе "Вновь в ожидании чуда..."

Накануне нового учебного года, накануне нового класса в классное руководство мы все полны ожиданий и надежд, и в то же время перед нами встают всё новые и новые вопросы. Я попыталась обозначить важные для себя вопросы, которые отражают мою философию учительства.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Маклак Татьяна Юрьевна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ №291 г. Санкт-Петербург

Пролетел ещё один учебный год. Не прошёл, не закончился, а именно пролетел… И что удивительно, чем старше я становлюсь, чем больше опыта накапливаю, тем стремительнее развивается, устремляется в прошлое очередной этап моей жизни. Ведь ни для кого не секрет, что все, кто так или иначе связан со школой, меряют жизнь вовсе не календарным, а учебным годом. А вы ловили себя на мысли, что вам неудобно пользоваться обычными календарями, ежедневниками, что хочется начать ежедневник «с чистого листа» в сентябре (а ещё лучше с середины августа)? Для учителя 1 сентября – точка отсчёта на протяжении всей жизни!

1 сентября – это ожидание нового, ожидание чуда новых встреч, новых открытий не только для ребят, но и для учителя. И именно от взрослого во многом зависит, произойдёт это чудо или нет. Согласитесь, каждый учитель мечтает найти свой «золотой ключик» от потаенной двери души ученика.

У всех у нас перед новым учебным годом планов громадьё. Мы заранее проигрываем мысленно отдельные уроки, стараемся запомнить (а иногда и записать) случайно встреченную ёмкую цитату, дельный вопрос для будущей встречи с учениками, всё время готовы с ними к внутреннему диалогу. И в то же время перед нами встают вопросы, на которые мы мучительно пытаемся найти ответы. И именно поиск ответов на эти вопросы заставляет нас не останавливаться на достигнутом, совершенствоваться, расти профессионально.

Вот и я как классный руководитель и учитель сейчас уже мысленно вся со своими будущими учениками, пятиклассниками, с которыми мне предстоит прожить ещё одно семилетие моей профессиональной деятельности и просто прожить! Какими они будут, мои ученики? Как сложатся наши отношения? Совпадём ли мы по характеру, взглядам? Так хочется, чтобы и эти ребята так же, как и мои выпускники, стали для меня родными и близкими людьми! Сегодня, в июне месяце, планируя свою работу на следующий год, я вновь и вновь задаюсь вопросами, которые мне кажутся острыми для современного образования. И от того, как я отвечу для себя на них, будет зависеть мой дальнейший профессиональный путь…

Не секрет, что сегодня никого не удивишь информацией. В век Интернета поиск ответа на любой вопрос занимает считанные минуты. А вот что делать с этой информацией? Как вписать в общую картину мира ежеминутно поступаемую информацию? Как «принять» её, сделать своей? Сегодня учитель должен помочь именно в этом. А как? На помощь нам приходят современные технологии. Но кто из нас может похвастаться высоким уровнем владения этими технологиями? Как от интуитивного понимания урока перейти к осознанному использованию разных технологий? Как часто сегодня мы имеем возможность посещать уроки друг друга, чтобы совершенствоваться? На мой взгляд, в наших школах проблема личностно-ориентированного обучения ещё далека от решения.


Информатизация образования. Компьютеры, Интернет, телевидение на уроке. Конечно, это интересно, наглядно, динамично. Но постепенно дети привыкают и к этому, теряется эффект новизны. И эти средства обучения становятся обыденностью. Какую цель мы преследуем, демонстрируя презентации, видеоролики, кинофильмы, видеоуроки? Как отличить эффектный урок от эффективного? Каковы критерии? Как нащупать эту грань? Как сделать так, чтобы наша «наглядность» заставила работать ученика, подтолкнула к мыслительной деятельности, а не развлекала его, не превращала урок в красочное шоу?

Новые стандарты образования заявляют об особой роли метапредметных знаний, умений. Среди них особое место отводится русскому языку, который становится не только предметом изучения, но и средством познания. Как реализовать на практике единую работу по выработке этих метапредметных знаний? Как договориться с другими предметниками по поводу единой линейки требований, общего направления работы, чтобы не получилось как у Лебедя, Рака и Щуки? Для меня этот вопрос сегодня очень актуален.

Сегодня в век технологий, когда всё чаще человек остаётся один на один с машиной, когда всё чаще реальное общение заменяется виртуальным, мы испытываем дефицит человеческого внимания. Родителям некогда общаться со своими детьми, друг с другом – они заняты добыванием «хлеба насущного». Дети редко имеют возможность вдоволь общаться со сверстниками – в наши дни страшно отпускать детей на улицу одних. Учителям-предметникам тоже некогда говорить «по душам» - у них программы, документы, сайты, электронные дневники-журналы… Классный руководитель становится чуть ли не единственным взрослым, который оказывается доступным ребёнку для разговора, простого человеческого общения. Как хочется быть именно таким классным руководителем! Как найти время и силы, моральные и физические, чтобы не проглядеть, не потерять Человека в каждом нашем ученике? А если нет, если не получилось, не мы ли, взрослые, виноваты в новомодном подростковом решении проблемы – суициде? С каждым годом всё более убеждаюсь в мысли о необходимости введения в школе должности освобожденного классного руководителя!

Родитель. Это биологическая роль? Или это социальный статус? Чтобы быть хорошим родителем, достаточно ли просто стать родителем? Кто научит быть родителем? Какими знаниями нужно обогатить? Все мы говорим, что родитель – активный участник учебного процесса. Признайтесь честно, это действительно так? Какой процент родительского коллектива включен активно в жизнь класса? А в какой форме и в какой роли мы допускаем взрослых до учебного процесса? Лично я для себя отметила эту сторону работы как своё самое слабое звено. Правда, и работала в последние годы со старшеклассниками, у которых уже нет такой тесной связи с родителями (А может, в этом есть доля и моей вины?). В этом году работу с родителями ставлю для себя как одно из приоритетных направлений.

И ещё одна вечная проблема учителя. Как, будучи учителем, оставаться хорошей мамой, женой в своей семье? Как разграничить или, наоборот, совместить работу и дом? Имея детей-дошкольников, всё время себя контролирую, чтобы не сказать «подожди, мне некогда», «иди поиграй один, я немного поработаю», «сегодня читать не будем, у меня много тетрадей». Очень хочется видеть живого человека со своими взглядами и потребностями не только в учениках, но и в членах своей семьи. Ах, где найти злотую середину! Где найти время? Где найти силы? Но я верю в себя, в меня верит моя семья, значит всё у нас получится! А значит, имея надёжный тыл, мы, учителя, вновь можем отдаться работе.

Я жду встречи с вами, мои будущие пятиклассники! Спасибо вам, наши ученики, за то, что позволяете нам, учителям, быть в вечном поиске и не стареть душой!

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?