Абдулина Елена Христофоровна,
25.06.2012 0
Конкурс эссе «Образование в России: вчера сегодня, завтра»
Абдулина Елена Христофоровна
Учитель географии и краеведения
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Южноуральского городского округа, Челябинской области.
Учитель высшей категории,
руководитель Городского методического объединения учителей географии.
Награждена Почетной грамотой МОиН РФ.
Учитель географии и краеведения
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №3»
Южноуральского городского округа, Челябинской области.
Учитель высшей категории,
руководитель Городского методического объединения учителей географии.
Награждена Почетной грамотой МОиН РФ.
Много лет тому назад, держась за руку своей мамы, я впервые шагнула на порог своей 3-ей школы. Тогда всё казалось чужим, незнакомым и новым. Но незаметно школа стала родной. Все тогда казалось большим – парты, доска, двери кабинетов, школьный коридор. Сначала были первые острые ощущения того, что могу, что-то сделать не так, забыть, вовремя не исправить… но потом эти тревоги рассеялись. Размышляя о своей жизни, спрашиваю себя, почему я стала учителем? Ведь были же у меня и другие наклонности и интересы… Например, я люблю шить, после школы закончила училище и приобрела профессию закройщика. Но так и не стала хорошей портнихой, поняла, что это не мое… Отвечая на этот вопрос, вспоминаю детские годы. Школа, учителя, их интересные уроки и то, что так хотелось быть скорее взрослой и похожей на этих умных и красивых людей. С шестого класса я была уверена, что буду только учителем. И с тех пор я не представляю себя никем иным, как педагогом. Так повлияли на мой выбор школа и мои дорогие учителя: Печенкина Антонина Ильинична и Кропко Юрий Владимирович. Я росла и вместе со мною менялось мое окружение, а вместе с ним и я сама. И вот спустя годы я пришла в родную школу, но уже учителем. Почему мне это дорого? Дороги дети, их вера в меня, в мои знания, в мое понимание. Дорого уважение и признание коллег, которое не так просто завоевать. Дорого уважение родителей, которые приходят за советом.
Почему мне это важно? Я могу дать ребенку то, чего вчера он не знал. Он вырастает день за днем на моих глазах, и в нем есть какая-то частичка меня.
Почему без этого не могу не обойтись? Потому что в этой профессии я обрела веру в себя, в свои возможности, в свое предназначение.
Что значит, быть учителем?
Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность за них, верить в них и учить их верить в себя.
Главное качество учителя – это доброта, любовь к людям, щедрость души и искренность в отношениях с ребёнком. А главное дело учителя –развивать богатство детской души, помочь стать ребенку личностью.
Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а самое главное - научили бережнее относиться к детям. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал Ушинский, "только личность может воспитать личность".
И вот моя мечта сбылась - я стала работать учителем в своей же родной школе. Наставниками были мои же учителя. И вот он – мой долгожданный первый урок! С волнением и трепетом я вошла в класс своей любимой школы и увидела множество глаз: любопытных, настороженных и даже равнодушных. И теперь, спустя двадцать пять лет, я испытываю те же чувства, когда впервые вхожу в новый класс.
А всё началось с вопроса «Как?». Как надо вести уроки , чтобы ребятам было интересно? Вот тот вопрос, который не давал мне покоя и я взялась искать ответ на него.
Сначала трудилась над формой: уроки-конкурсы, игры, «путешествия», «суды», «бои»…Когда, видимо, «наигралась», принялась за содержание: загадочные факты из биографий путешественников, необычные процессы, происходящие в природе и обществе, проблемные вопросы, проблемные ситуации… Потом осваивала закон единства формы и содержания… А потом добралась до интереснейшей штуки – интернет и стала применять информацию из него прямо на уроке, стала использовать новую технику….ведь современные школьники продвинуты в работе с компьютером лучше нас и я не должна была отставать от них. В общем, интересный урок стал смыслом и целью моей работы. Общаясь с учителями на форумах и в жизни, я столько нового узнала, многому научилась! Постоянно занималась самообразованием.
Каждый учитель стремиться к тому, чтобы его уроки были интересны и любимы учениками, поэтому я использую разные формы и методы уроков, систематизирую различные формы контроля знаний: тесты, творческие задания, проектные работы, исследовательские работы. Постоянно провожу мониторинг обученности учащихся, развития творческого мышления, использую информационные технологии в преподавании предмета.
Все дети разные, как и мы, взрослые, поэтому и учить своих учеников стараюсь, осуществляя дифференцированный подход с учетом темпов развития, склонностей, интересов и здоровья. Работаю по индивидуальным учебным планам с одаренными и слабыми учащимися. Обеспечиваю их активную познавательную деятельность, мотивацию через вовлечение каждого ребенка в процесс учения, требующий напряженного интеллектуального труда, смену видов деятельности через применение дифференцированных заданий для учащихся, использую элементы самоконтроля, задания творческого характера.
Еще один вопрос, который встал передо мной: «Как научить каждого, ведь они такие разные?». У каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения. Поэтому в своей работе много лет руководствуюсь принципом разноуровневого обучения. Учащиеся получают право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность школьников, на заинтересованность их в результатах своего труда. И, наконец, каждый ученик имеет право сам, добровольно выбирать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах учебного труда. Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и окружающим.
Свои уроки провожу с использованием дифференцированного подхода в обучении, сочетаю индивидуальные и групповые формы работы. На уроке предлагаю учащимся разноуровневые практические работы, тесты, зачеты. Для достижения поставленных целей в обучении и воспитании я использую групповую форму работы. Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров – искажение становления характера.
Помимо уровневой дифференциации, проводимой на уроке, систематически провожу работу с учащимися, проявляющими интерес к предмету. Мною разработан специальный курс «За страницами учебника географии» для учащихся 7 классов. Его программа содержит исторические экскурсы, географические игры и состязания; решение различных задач повышенной сложности олимпиадного характера.
В 9 классах разработан элективный курс на 34 часа «Экономика и хозяйство Челябинской области». Целью данного курса является углубить знания учащихся по основному курсу: подготовить учащихся к участию в олимпиаде.
Очень важно не столько дать знания, сколько научить их добывать. Поэтому много времени уделяю тому, чтобы научить учеников самостоятельно мыслить; находить нужную информацию, сопоставлять факты, то есть учу их учиться.
Но только ли в этом мое учительское призвание? За партами в школе сидит Будущее нашей страны. Каким оно будет, во многом зависит от учителя. Учитель не только дает знания, но и воспитывает. Значит, я, прежде всего, должна воспитывать учащихся не только личным примером, но и своим предметом. Поэтому я стремлюсь приобщить детей к географии, как к части человеческой культуры. Становясь старше, ребята понимают, что серьезное занятие любыми науками воспитывает характер, формирует силу воли, вырабатывает внимание, делает человека более сосредоточенным.
И особенно радостно на душе, когда видишь результат своего труда: это и городские победы в олимпиадах, это и высокие результаты учеников на Государственной итоговой аттестации, это и участие ребят в различных конурсах и конференциях, проектной деятельности.
Активно работая на уроке, мои ученики постоянно пополняют свои знания после них. Я люблю путешествовать и вовлекаю в это своих учеников, ведь именно так они знакомятся с окружающим миром. Совместно с учениками моего класса, была разработана программа, ориентированная на расширение кругозора у учащихся школы и класса. С моимо учениками я побывала в пищере, на берегах уральских озер, переплывали реку, исследовали растительный мир Ильмен, изучали историю родного края. На протяжении нескольких лет учащиеся добиваются высоких результатов в различных конференциях, конкурсах, олимпиадах. Этой зимой мы участвовали во Всероссийском конкурсе имени Вернадского А также получили диплом за работу, посвященную Великой победе.
Я активно участвую в экспериментальной деятельности школы, работаю в творческой группе учителей по апробации стандартов второго поколения в начальной школе. Мои ученики с удовольствием посещают объединение дополнительного образования по краеведению «Наш край». Со следующего учебного года начинаю апробацию учебника географии в 5 классе по новым стандартам.
На протяжении десяти лет, я являюсь руководителем ГМО учителей географии, возглавляю экспертные группы по аттестации учителей и учеников в 9 классе, а так же являюсь экспертом при аккредитации школ города. Так же участвую в сетевых проектах, размещаю свои уроки на педагогических сайтах, вышла в финал Всероссийского конкурса педагогического мастерства Фонда имени Менделеева, а также во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства по применению ЭОР.
В моей работе главным является ежедневная душевная деятельность. Для меня служат девизом слова Януша Корчака. Он говорил, что когда он подходит к ребенку, два чувства овладевали им: привязанность к нему, сегодняшнему, и уважение к тому, чем он может стать завтра. Все, что я делаю и говорю, - это возможность для ребенка научиться, потому что представляю ему все на положительных или отрицательных примерах, показывая, какое это имеет значение для роста и взросления.
Профессия учителя всегда была достойна уважения и почета. Такой она останется и в школе будущего, в которой будет востребован ТВОРЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬ! Он будет заниматься не рутинным научением — его там заменит, например, компьютер, а ТВОРЧЕСТВОМ, воспитанием внутренней свободы личности, добра, духовности, истины, красоты. Художник Николай Рерих писал о том, что ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель... Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества.
Почему мне это важно? Я могу дать ребенку то, чего вчера он не знал. Он вырастает день за днем на моих глазах, и в нем есть какая-то частичка меня.
Почему без этого не могу не обойтись? Потому что в этой профессии я обрела веру в себя, в свои возможности, в свое предназначение.
Что значит, быть учителем?
Каждый день общаться с детьми. Находить в этом радость и удовлетворение. Думать о них. Сопереживать успехам и неудачам. Нести ответственность за них, верить в них и учить их верить в себя.
Главное качество учителя – это доброта, любовь к людям, щедрость души и искренность в отношениях с ребёнком. А главное дело учителя –развивать богатство детской души, помочь стать ребенку личностью.
Годы работы в школе многому меня научили: принимать детей такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе, а самое главное - научили бережнее относиться к детям. Я поняла, что надо учиться воспринимать лучшее, что в них есть, помогая им самим это лучшее в себе увидеть. А для этого учителю надо самому быть личностью, потому что, как писал Ушинский, "только личность может воспитать личность".
И вот моя мечта сбылась - я стала работать учителем в своей же родной школе. Наставниками были мои же учителя. И вот он – мой долгожданный первый урок! С волнением и трепетом я вошла в класс своей любимой школы и увидела множество глаз: любопытных, настороженных и даже равнодушных. И теперь, спустя двадцать пять лет, я испытываю те же чувства, когда впервые вхожу в новый класс.
А всё началось с вопроса «Как?». Как надо вести уроки , чтобы ребятам было интересно? Вот тот вопрос, который не давал мне покоя и я взялась искать ответ на него.
Сначала трудилась над формой: уроки-конкурсы, игры, «путешествия», «суды», «бои»…Когда, видимо, «наигралась», принялась за содержание: загадочные факты из биографий путешественников, необычные процессы, происходящие в природе и обществе, проблемные вопросы, проблемные ситуации… Потом осваивала закон единства формы и содержания… А потом добралась до интереснейшей штуки – интернет и стала применять информацию из него прямо на уроке, стала использовать новую технику….ведь современные школьники продвинуты в работе с компьютером лучше нас и я не должна была отставать от них. В общем, интересный урок стал смыслом и целью моей работы. Общаясь с учителями на форумах и в жизни, я столько нового узнала, многому научилась! Постоянно занималась самообразованием.
Каждый учитель стремиться к тому, чтобы его уроки были интересны и любимы учениками, поэтому я использую разные формы и методы уроков, систематизирую различные формы контроля знаний: тесты, творческие задания, проектные работы, исследовательские работы. Постоянно провожу мониторинг обученности учащихся, развития творческого мышления, использую информационные технологии в преподавании предмета.
Все дети разные, как и мы, взрослые, поэтому и учить своих учеников стараюсь, осуществляя дифференцированный подход с учетом темпов развития, склонностей, интересов и здоровья. Работаю по индивидуальным учебным планам с одаренными и слабыми учащимися. Обеспечиваю их активную познавательную деятельность, мотивацию через вовлечение каждого ребенка в процесс учения, требующий напряженного интеллектуального труда, смену видов деятельности через применение дифференцированных заданий для учащихся, использую элементы самоконтроля, задания творческого характера.
Еще один вопрос, который встал передо мной: «Как научить каждого, ведь они такие разные?». У каждого ребенка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации обучения. Поэтому в своей работе много лет руководствуюсь принципом разноуровневого обучения. Учащиеся получают право и возможность, обучаясь в одном классе и по одной программе, выбирать тот уровень, который соответствует их потребностям, интересам, способностям. Только в этом случае можно рассчитывать на познавательную активность школьников, на заинтересованность их в результатах своего труда. И, наконец, каждый ученик имеет право сам, добровольно выбирать для себя уровень усвоения и отчетности в результатах учебного труда. Именно такой подход способствует психологическому комфорту ученика в школе, формирует у него чувство уважения к себе и окружающим.
Свои уроки провожу с использованием дифференцированного подхода в обучении, сочетаю индивидуальные и групповые формы работы. На уроке предлагаю учащимся разноуровневые практические работы, тесты, зачеты. Для достижения поставленных целей в обучении и воспитании я использую групповую форму работы. Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса. У робких и слабых детей развивается школьная тревожность, у лидеров – искажение становления характера.
Помимо уровневой дифференциации, проводимой на уроке, систематически провожу работу с учащимися, проявляющими интерес к предмету. Мною разработан специальный курс «За страницами учебника географии» для учащихся 7 классов. Его программа содержит исторические экскурсы, географические игры и состязания; решение различных задач повышенной сложности олимпиадного характера.
В 9 классах разработан элективный курс на 34 часа «Экономика и хозяйство Челябинской области». Целью данного курса является углубить знания учащихся по основному курсу: подготовить учащихся к участию в олимпиаде.
Очень важно не столько дать знания, сколько научить их добывать. Поэтому много времени уделяю тому, чтобы научить учеников самостоятельно мыслить; находить нужную информацию, сопоставлять факты, то есть учу их учиться.
Но только ли в этом мое учительское призвание? За партами в школе сидит Будущее нашей страны. Каким оно будет, во многом зависит от учителя. Учитель не только дает знания, но и воспитывает. Значит, я, прежде всего, должна воспитывать учащихся не только личным примером, но и своим предметом. Поэтому я стремлюсь приобщить детей к географии, как к части человеческой культуры. Становясь старше, ребята понимают, что серьезное занятие любыми науками воспитывает характер, формирует силу воли, вырабатывает внимание, делает человека более сосредоточенным.
И особенно радостно на душе, когда видишь результат своего труда: это и городские победы в олимпиадах, это и высокие результаты учеников на Государственной итоговой аттестации, это и участие ребят в различных конурсах и конференциях, проектной деятельности.
Активно работая на уроке, мои ученики постоянно пополняют свои знания после них. Я люблю путешествовать и вовлекаю в это своих учеников, ведь именно так они знакомятся с окружающим миром. Совместно с учениками моего класса, была разработана программа, ориентированная на расширение кругозора у учащихся школы и класса. С моимо учениками я побывала в пищере, на берегах уральских озер, переплывали реку, исследовали растительный мир Ильмен, изучали историю родного края. На протяжении нескольких лет учащиеся добиваются высоких результатов в различных конференциях, конкурсах, олимпиадах. Этой зимой мы участвовали во Всероссийском конкурсе имени Вернадского А также получили диплом за работу, посвященную Великой победе.
Я активно участвую в экспериментальной деятельности школы, работаю в творческой группе учителей по апробации стандартов второго поколения в начальной школе. Мои ученики с удовольствием посещают объединение дополнительного образования по краеведению «Наш край». Со следующего учебного года начинаю апробацию учебника географии в 5 классе по новым стандартам.
На протяжении десяти лет, я являюсь руководителем ГМО учителей географии, возглавляю экспертные группы по аттестации учителей и учеников в 9 классе, а так же являюсь экспертом при аккредитации школ города. Так же участвую в сетевых проектах, размещаю свои уроки на педагогических сайтах, вышла в финал Всероссийского конкурса педагогического мастерства Фонда имени Менделеева, а также во Всероссийском конкурсе педагогического мастерства по применению ЭОР.
В моей работе главным является ежедневная душевная деятельность. Для меня служат девизом слова Януша Корчака. Он говорил, что когда он подходит к ребенку, два чувства овладевали им: привязанность к нему, сегодняшнему, и уважение к тому, чем он может стать завтра. Все, что я делаю и говорю, - это возможность для ребенка научиться, потому что представляю ему все на положительных или отрицательных примерах, показывая, какое это имеет значение для роста и взросления.
Профессия учителя всегда была достойна уважения и почета. Такой она останется и в школе будущего, в которой будет востребован ТВОРЧЕСКИЙ УЧИТЕЛЬ! Он будет заниматься не рутинным научением — его там заменит, например, компьютер, а ТВОРЧЕСТВОМ, воспитанием внутренней свободы личности, добра, духовности, истины, красоты. Художник Николай Рерих писал о том, что ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель... Но учитель может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Учителя могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также