Французенко Татьяна Николаевна,
27.06.2012 0
Эссе "Творческое развитие детей с ЗПР как одна из форм коррекционной работы"
Французенко Татьяна Николаевна
Учитель русского языка и литературы
Государственное казенное образовательное учреждение
Ленинградской области для детей,
нуждающихся в психолого-педагогической
и медико-социальной помощи,
«Назийский центр социально-трудовой
адаптации и профориентации»
Стаж работы: 16 лет, высшая квалификационная категория.
Более пятнадцати лет я работаю учителем русского языка в образовательном учреждении, в котором обучаются дети с задержкой психического развития. Эмоционально-волевая сфера таких детей недостаточно развита, для них характерна низкая самооценка, неуверенность в себе (особенно у школьников, которые какое-то время до специальной школы обучались в школе общеобразовательной). Поэтому задачей учителя является воспитание у детей чувства собственного достоинства, формирование адекватных форм социального поведения [1].
Формировать позитивную Я-концепцию, развивать учебную мотивацию помогает творческое воспитание обучающихся. При этом в нашей коррекционной работе мы не только опираемся на имеющийся актуальный уровень развития ребенка, но и учитываем его потенциальные возможности, согласно принципу педагогического оптимизма, основывающемуся на идее Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» [2].
Дети с задержкой психического развития талантливы так же, как и все дети. Они прекрасно рисуют. Рисунки наших учеников – это возможность рассказать о себе, выразить свои чувства, объяснить свое отношение к происходящему. Именно рисунки помогают узнать этих детей, когда они приходят в 5 классе на урок литературы и часто отвечают молчанием на вопросы малознакомого учителя. Тогда я говорю им: «Рисуйте! Нарисуйте все, что вы хотели бы мне рассказать». И они начинают открываться...
Подружиться нам помогает творчество. Можно долго беседовать с ребятами, учить их говорить и не всегда получать желаемый результат. А можно поставить вместе сказку. И тогда они сначала начнут улыбаться, а потом говорить...
Идея поставить настоящий спектакль сразу завораживает ребят, вызывает и удерживает интерес, что важно для детей с неустойчивым вниманием и повышенной отвлекаемостью.
Готовясь инсценировать то или иное произведение, дети внимательно прочитывают литературный материал, выясняют авторский замысел, анализируют собственные ощущения и переживания, учатся формировать собственное мнение. При этом участники творческого процесса слушают друг друга и извлекают те идеи, которые они могут увязать со своими.
Таким образом, обучение детей с нарушениями в развитии происходит в определенной последовательности: от первоначального выделения и понимания речевого материала к его использованию в контекстах.
«Разбудить» творческие способности и обогатить словарный запас помогает устное словесное рисование. А иллюстрирование развивает эмоциональное восприятие произведения: не хватает слов – помогут карандаши.
Участвуя в спектакле, дети обязательно чувствуют, насколько ближе, понятнее и роднее становится им тот или иной персонаж. При этом они учатся сопереживать герою, словно пропуская искусство слова через себя, что развивает и обогащает эмоциональную сферу детей с ригидностью чувств. Это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки литературы.
Мы инсценировали народные и литературные сказки: пели, танцевали, шили костюмы, рисовали декорации. В прошлом году инсценировали стихи Агнии Барто. Мне хотелось, чтобы дети перенеслись в ту эпоху, когда жили герои поэтессы, «почувствовали» то время. (Кстати, время не только героев стихотворений Барто, но и время моего детства.) Мы нашли школьную форму, которую носили когда-то девочки и мальчики, сделали прически, какие были у тех девочек, нарисовали декорации. Никто не остался равнодушным. Зрители узнавали в маленьких артистах себя. Дети были счастливы. Думаю, что они никогда не забудут поставленный ими спектакль.
А самый главный детский спектакль – это праздник прощания с детством. К этому событию девятиклассники долго готовились: учили стихотворения и песни, рисовали кораблики, делали макет парусника, оформляли зрительный зал. Посмотрите фотографии, и вы поймете, что выпускники никогда не забудут свой праздник «Последний звонок», не забудут школу, в которой их любили.
Сценическое перевоплощение помогает детям почувствовать себя творцами, тем самым создается ситуация успеха для каждого ученика, формируется чувство удовлетворенности, уверенности, объективной самооценки и радости. Несомненно, развитие творческих способностей детей помогает воспитывать активную личность, умеющую учиться и совершенствоваться.
Список литературы
1. Алексеев Н.А. Понятие личностно ориентированного обучения // Завуч, № 3/ 1999.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1974.
Формировать позитивную Я-концепцию, развивать учебную мотивацию помогает творческое воспитание обучающихся. При этом в нашей коррекционной работе мы не только опираемся на имеющийся актуальный уровень развития ребенка, но и учитываем его потенциальные возможности, согласно принципу педагогического оптимизма, основывающемуся на идее Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» [2].
Дети с задержкой психического развития талантливы так же, как и все дети. Они прекрасно рисуют. Рисунки наших учеников – это возможность рассказать о себе, выразить свои чувства, объяснить свое отношение к происходящему. Именно рисунки помогают узнать этих детей, когда они приходят в 5 классе на урок литературы и часто отвечают молчанием на вопросы малознакомого учителя. Тогда я говорю им: «Рисуйте! Нарисуйте все, что вы хотели бы мне рассказать». И они начинают открываться...
Подружиться нам помогает творчество. Можно долго беседовать с ребятами, учить их говорить и не всегда получать желаемый результат. А можно поставить вместе сказку. И тогда они сначала начнут улыбаться, а потом говорить...
Идея поставить настоящий спектакль сразу завораживает ребят, вызывает и удерживает интерес, что важно для детей с неустойчивым вниманием и повышенной отвлекаемостью.
Готовясь инсценировать то или иное произведение, дети внимательно прочитывают литературный материал, выясняют авторский замысел, анализируют собственные ощущения и переживания, учатся формировать собственное мнение. При этом участники творческого процесса слушают друг друга и извлекают те идеи, которые они могут увязать со своими.
Таким образом, обучение детей с нарушениями в развитии происходит в определенной последовательности: от первоначального выделения и понимания речевого материала к его использованию в контекстах.
«Разбудить» творческие способности и обогатить словарный запас помогает устное словесное рисование. А иллюстрирование развивает эмоциональное восприятие произведения: не хватает слов – помогут карандаши.
Участвуя в спектакле, дети обязательно чувствуют, насколько ближе, понятнее и роднее становится им тот или иной персонаж. При этом они учатся сопереживать герою, словно пропуская искусство слова через себя, что развивает и обогащает эмоциональную сферу детей с ригидностью чувств. Это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки литературы.
Мы инсценировали народные и литературные сказки: пели, танцевали, шили костюмы, рисовали декорации. В прошлом году инсценировали стихи Агнии Барто. Мне хотелось, чтобы дети перенеслись в ту эпоху, когда жили герои поэтессы, «почувствовали» то время. (Кстати, время не только героев стихотворений Барто, но и время моего детства.) Мы нашли школьную форму, которую носили когда-то девочки и мальчики, сделали прически, какие были у тех девочек, нарисовали декорации. Никто не остался равнодушным. Зрители узнавали в маленьких артистах себя. Дети были счастливы. Думаю, что они никогда не забудут поставленный ими спектакль.
А самый главный детский спектакль – это праздник прощания с детством. К этому событию девятиклассники долго готовились: учили стихотворения и песни, рисовали кораблики, делали макет парусника, оформляли зрительный зал. Посмотрите фотографии, и вы поймете, что выпускники никогда не забудут свой праздник «Последний звонок», не забудут школу, в которой их любили.
Сценическое перевоплощение помогает детям почувствовать себя творцами, тем самым создается ситуация успеха для каждого ученика, формируется чувство удовлетворенности, уверенности, объективной самооценки и радости. Несомненно, развитие творческих способностей детей помогает воспитывать активную личность, умеющую учиться и совершенствоваться.
Список литературы
1. Алексеев Н.А. Понятие личностно ориентированного обучения // Завуч, № 3/ 1999.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 1974.
$IMAGE1$
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также