Щукина Елена Сергеевна, 27.06.2012 0

Эссе "Человек сотворен, чтобы думать"

В школе я проработала 20 лет, и мне хочется поделиться своим педагогическим опытом работы. Эта потребность возникла потому, что, я думаю, наступил такой этап в моей педагогической карьере, когда необходимо не только осмыслить достигнутое, но и совершенствовать собственную педагогическую деятельность.

Обсудить статью Опубликовать свой материал
Щукина Елена Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Бугульминского муниципального района
Республики Татарстан

Блез Паскаль утверждал: «Человек сотворен, чтобы думать». Как актуально звучит этот афоризм сегодня! И другой: «Пока думаю – живу». Именно процесс размышления, направления мысли на созидание становится сегодня в современной школе наиболее важным, на мой взгляд. Но при условии, что этот процесс направляет увлеченный, заинтересованный, небезразличный ко всему происходящему в образовании человек.

В школе я проработала 20 лет, и мне хочется поделиться своим педагогическим опытом работы. Эта потребность возникла потому, что, я думаю, наступил такой этап в моей педагогической карьере, когда необходимо не только осмыслить достигнутое, но и совершенствовать собственную педагогическую деятельность.

Я работаю учителем русского языка и литературы. За годы своей работы пришлось столкнуться со многими трудностями: отсутствием у учеников мотивации заниматься учебной и познавательной деятельностью, непониманием родителей и другими проблемами, которые так близки и знакомы всем, кто работает в системе образования. Но это не оттолкнуло от школы, от коллег, от детей и их родителей. По-прежнему уже в середине отпуска я начинаю скучать по своей работе, так как понимаю: это мое место, здесь я приношу пользу. Уверена, что помогаю своим ученикам стать людьми, обрести четкую гражданскую позицию и нравственную. Ведь именно сегодня, когда наше общество трясет и лихорадит, так необходимо, чтобы подростки, юное поколение, имели устойчивую почву под ногами: собственный взгляд на мир, умение отстаивать свою позицию, чтобы не стали частью толпы.

Поэтому в основе моей педагогической деятельности лежит поддержка учащихся в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и развития. Эти задачи решаются как на уроках, так и во внеклассной работе путем вовлечения ребят в самостоятельную творческую деятельность, что помогает не только реализовываться учащимся, но и достичь высоких результатов в учебе.

А достижению результатов способствует несколько простых правил: быть последовательной в своих действиях; быть требовательной; быть ответственной; быть нацеленной на успех. Именно на этих «китах» и держится моя работа, конечно, есть еще профессиональное самосовершенствование, которое для каждого учителя должно стоять на первом месте.

Считаю, что мне повезло, так как последние четыре года работаю со старшеклассниками, с которыми можно многое делать. Например, на первом уроке литературы детям сообщаю о том, что им в течение учебного года предстоит работать в группах ( группы из 5-6 человек формируются по желанию ребят). Задача каждой группы – подготовить презентацию творчества и жизни писателя или поэта, чьи художественные произведения мы будем изучать на уроках литературы. Главное условие – должно быть познавательно и интересно. Признаюсь, креативность юных поражает.

Например, подростки, рассказывая о жизни и несчастливой судьбе Марины Ивановны Цветаевой, подготовили нечто вроде спиритического сеанса. Выдвинув предположение о причинах её самоубийства, они, вызывая дух Марины Ивановны, расспрашивали поэта о жизни, семье, интересах, что позволило им сделать свои выводы о причинах трагической развязки жизни измученной женщины. Конечно, кому-то это может показаться немного наивным или с методической точки зрения не совсем верно. Но для меня ценным является прежде всего способность подростков к самореализации именно таким путем, кроме того, материал для этих выступлений дети готовят самостоятельно, он обязательно выучивается, выступление репетируется. Сразу несколько значимых воспитательных задач решается при подготовке такого урока. Или другой год, другой класс. Группа получила задание рассказать о творчестве и жизни Льва Николаевича Толстого. Кажется, что о нем дети, начиная с пятого класса, уже многое слышали и знают, но, к сожалению, это не так. Поэтому, чтобы урок-биография для учащихся стал интересным, необходимо, «чтобы факты биографии выстроились в занимательный сюжет». И снова дети обратились к мистике (видимо, дань моде). Урок прошел в форме передачи «Битва экстрасенсов». У ведущего в руках - запечатанный конверт. Участники – шаман, цыганка, знахарь, целитель. Каждый рассказывал о каком-то периоде жизни участника Крымской войны, писателя, педагога, старца, ищущего смысл жизни… Конечно, каждый из актеров прекрасно справился со своей ролью, и, как отметили впоследствии одноклассники, этот урок был самым ярким и запоминающимся не только по постановке, но и по предложенному материалу. Урок-суд, урок-панорама, урок-экскурсия, урок-мастерская - вот далеко не все формы, которые на уроках и литературы, и русского языка использую.

Отдельно хочется рассказать об использовании мультимедийных продуктов на уроках. Здесь также кроются огромные возможности для учащихся реализовать себя в разных качествах: сценарист, художник, музыкальный оформитель. Например, своим пятиклассникам даю творческие задания: рассказать о слове (это может быть любое слово, например, каникулы, звезда) или подготовить презентацию, каким я вижу остров Робинзона Крузо, или «Мое любимое стихотворение», или «Мое любимое время года» и другие задания, которые позволяют детям проявить свои учебные и творческие, музыкальные и оформительские способности. Интересно, что, просматривая эти презентации, видишь, каков внутренний мир ребенка, о чем он думает, что помогает впоследствии корректировать при необходимости его отношение к окружающему миру.

Конечно, нелегко в небольшой работе рассказать о том, что делаешь на уроках и после, применяя различные современные образовательные технологии: проектные методы обучения, обучение в сотрудничестве, информационно-коммуникативные технологии. Но суть моей деятельности в том, чтобы научить детей быть самостоятельными. И очень приятно читать отзывы ребят по окончании учебного года: «На уроках литературы нас учат думать и выражать свои мысли…» Хочется вспомнить Николая Рубакина, русского книговеда, библиографа, популяризатора науки и писателя, утверждавшего, что «всякое настоящее образование добывается только путем самообразования». К этому я и веду своих учеников.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



Комментировать Поделиться Разместить на своем сайте
Ошибка в тексте?